Союз онлайн: Четверть часа

18 декабря 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Рубрика «СВИДЕТЕЛЬСТВО ВЕРЫ»: беседа с архимандритом Ефремом, игуменом Ватопедского монастыря.
Ведущий Тимофей Обухов. 

Тимофей Обухов:

– Еще одна седмица Рождественского поста прошла, и началась новая. Для всех, кто, несмотря на будничную суету, повседневные заботы и предпраздничные хлопоты, не забывает помнить о едином на потребу, сегодня в «Четверти часа» мы постарались собрать воедино духовные наставления и советы известного в православном мире старца, игумена Афонского монастыря Ватопед архимандрита Ефрема, который не так давно посетил Екатеринбургскую митрополию, а было это в конце октября.

У отца Ефрема нашлось немного времени для нашего канала, и моя коллега Светлана Ладина имела редкую возможность пообщаться с игуменом Ватопедского монастыря и записать эту беседу для всех «союзников». Отдельные части этого интервью уже выходили в нашем эфире, а сегодня мы его покажем целиком, точнее, опять же небольшими фрагментами, но в логическом и хронологическом порядке, в рамках одной программы.

Итак, для тех, кто, может быть, не знает или запамятовал: осенью 2011 года настоятель Ватопедского монастыря на Святой Горе Афон архимандрит Ефрем доставил в Россию Пояс Пресвятой Богородицы. В пятнадцати российских городах у святыни побывали более трех миллионов человек. Многочисленны и разнообразны свидетельства о помощи Божьей Матери по молитвам пред Ее святым Поясом: рождение детей бесплодными супругами, избавление от пагубных пристрастий, исцеления от тяжелых недугов.

По возвращении в Грецию в конце декабря 2011 года отец Ефрем по надуманному обвинению был взят под стражу и помещен в тюрьму, где провел почти четыре месяца. Затем батюшка был выпущен на свободу, но еще несколько лет находился под следствием. И вот в марте 2017 года суд признал старца невиновным. Примечательно, что прокурор отказался от обвинений. Вот вкратце то, что сообщал об этом сайт «Агионорос»: «Собравшиеся встретили решение суда аплодисментами и возгласами “Аксиос!” и “Христос воскресе!”, некоторые люди плакали и обнимали друг друга». Митрополит Вресфенийский Феоклит подчеркнул, что оправдание архимандрита Ефрема свидетельствует о том, что так называемый «ватопедский скандал», которым политики восемь лет промывали мозги греческому народу, желая повернуть его против Церкви, оказался бумажным строением на песке. Как к произошедшему относится сам архимандрит Ефрем, узнаем прямо сейчас.

Светлана Ладина:

– Расскажите, пожалуйста, как прошли эти четыре месяца заключения.

Архимандрит Ефрем:

– Слава Богу! Я тоже принял это как Божью волю и терпел все это. Без Бога ничего не бывает. И поэтому я со спокойствием все принял. В одних случаях я сам согрешаю, а в иных Бог нас другими путями воспитывает. Смирился, опустил голову и поэтому был постоянно в мирном и спокойном состоянии. Думал, святые сколько трудностей и гонений пережили в жизни, а мы еще плюс и грешные, и мы тоже должны расплачиваться за многие наши недостатки. Сколько нерадения я проявлял за свою жизнь, сколько раз преступал Божии заповеди, а сейчас еще и монахом стал, сколько ошибок допустил еще и как монах. Но ищу совершенства, а совершенство дорого стоит. Поэтому и Бог попускает все эти искушения, чтобы нас очистить, дать нам Свою благодать, и чтобы увеличивалась внутри нас надежда и терпение.

Мы еще и святогорцы, мы на первой линии, плюс я игумен. Не должны ли мы быть готовы ко всему? Должны.

Светлана Ладина:

– Отец Ефрем, а как к Вам относились в тюрьме? Как воспринимали Вас заключенные, охранники?

Архимандрит Ефрем:

– Мне грех жаловаться, со мной хорошо обращались. Когда ссорились между собой, приходили ко мне, чтобы я разрешил их споры. И когда пришел час меня выпускать, очень многие там плакали, почти все, потому что мы связались так тесно со всеми и многие из них приходили ко мне. Один день был такой тяжелый, около двухсот человек прошли через мою келью. Келья – это по-гречески, и «камера» – одно из значений. И когда приходило множество посетителей, я раздавал им все подарки. Единственное, что я им не давал, – это сигареты. Говорю: «Сигареты вам не буду давать, и дай Бог, чтобы у вас не было что курить, чтобы хотя бы таким образом вам бросить».

То, что они больше всего любили, – это телефонные карты, чтобы звонить своим родным. Там запрещаются мобильные телефоны, поэтому посетителей, которые ко мне приходили, просил приносить мне телефонные карточки. Я их потом раздавал, и они очень радовались. Очень многих из них исповедовал – и заключенных, и охрану, и сотрудников тюрьмы. Я ни с кем не объяснялся ни о чем, но, видно, все знали и чувствовали, что я там несправедливо сижу, и с уважением обращались. И когда там изредка нам позволяли служить литургию в храме, многие приходили. А после того как ушел, из ста только десять человек ходили в храм.

Тимофей Обухов:

– В продолжении интервью с игуменом Афонского монастыря Ватопед архимандритом Ефремом прозвучал еще один вопрос, который логически следует из первого. Когда мы говорим о несправедливости или считаем, что люди по отношению к нам поступают плохо, неуважительно, притесняют нас и даже враждуют с нами, как в такой ситуации следовать заповедям Христовым и вместо привычного «тебя ударили – ударь в ответ хоть словом, хоть делом» начать молиться за обидчика и, может быть, даже взрастить в своей душе любовь к нему?

Светлана Ладина:

– Как научиться любить врагов? Самая трудная заповедь Спасителя – именно любить.

Архимандрит Ефрем:

– Вы правильно сказали, это самая трудная заповедь, но, с другой стороны, самая необходимая, чтобы мы обрели Христа. Христос посылает Свой дождь и на праведников, и на грешников. А мы должны стать Христовыми по благодати и должны любить своих врагов так же, как своих братьев. Надо стараться, не всегда справляемся, но стараемся. Авва Марк говорит, что тот, кто имеет какую-то жалобу, жалуется на кого-нибудь другого, он духовно нездоров. На одного только должны жаловаться в жизни – на самих себя. И поэтому то, что Бог попускает, – все для нашего блага.

Старец Иосиф Ватопедский говорил, что те, кто клевещут на нас, обвиняют, – это наши благодетели. Старец Паисий говорил, что свидетели защиты по исходе души от тела, когда душа направляется к Престолу Божию, – это скорби земной жизни. Но Божественная благодать необъяснимым и непостижимым путем все облегчает. Христос говорит: «Иго Мое благо и бремя Мое легко».

Один святой на Кипре будто бы спрашивает Христа: «Христе, какое бремя может быть легким?» С помощью благодати Божией и бремя (груз) может стать легким.

Тимофей Обухов:

– Заключительный фрагмент интервью также посвящен теме правильного отношения православного человека к сложным и порой провокационным ситуациям, которые у всех нас возникают и, наверное, являются неким маркером, проверкой усвоения знаний, полученных в лоне Церкви Христовой.

Светлана Ладина:

– Отец Ефрем, а если говорить о людях, которые разрушают нравственность в очень широком смысле… Мы знаем из новостей, что и в Греции, которая всегда была оплотом Православия, сейчас принимаются такие законы, что и отцы-афониты переходят к активному протесту. Как нам к этим людям относиться? Ведь мы не можем не противостоять тому, что они делают?

Архимандрит Ефрем:

– Эти люди стали орудиями ошибочного, заблудшего европейского, западного образа мышления. И я был очень рад из уст Президента Путина услышать следующие слова: «Я никогда не соглашусь с западным образом мышления, образом жизни и всегда буду говорить против этого». Мы должны бороться не с этими людьми, а с духом этих людей. Мы должны этому противостоять, в первую очередь, молитвами и, во-вторых, разрешенными путями, наши средства не должны быть варварскими и дикими. И в Греции все эти вещи принимают, потому что у них такие приказы от Запада и от Европы. Извините, греческий народ таких вещей никогда не принимал и не примет. Это не голос народа.

Светлана Ладина:

– Спасибо вам, отец Ефрем, и у нас буквально минутка – слово назидания, Вашего благословения нашим зрителям.

Архимандрит Ефрем:

– Хочу приветствовать моих братьев, православных русских, но и неправославных тоже. И хочу их убедить, что, несмотря на то что мы вдали от вас, на Афоне, но монах, который находится в своей келье один, когда народ спит и Бог слушает, поднимает свои руки и молится о всем мире. Старец Паисий мне говорил: «Знал бы мир, каким большим благодеянием является даже одно воздыхание монаха о мире». А монахи сегодня и воздыхают, и молятся, и плачут, не от меланхолии или депрессии, а от любви Божией, от любви к людям. Потому что их сердце, которое становится христоподобным, болит за весь мир. То, что мир еще не развалился до сих пор под тяжестью грехов, – это молитва монахов, потому что их молитвы имеют силу, их воздыхания – смысл, ведь они болеют и интересуются миром.

Ведущий Тимофей Обухов

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать