Союз онлайн: Четверть часа

21 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
 СЕМЕЙНАЯ ГОСТИНАЯ: если ребёнок лжёт... (часть 1). Гость студии – доктор психологических наук Юлия Токарева. Ведущий Тимофей Обухов.

– Сегодня мы с Вами начнем говорить о проблеме лжи ребенка начального школьного возраста, когда дети начинают придумывать, врать или что-то изобретать. Я хотел бы начать с вопроса: что можно подразумевать под ложью, что можно называть осознанной ложью, а что таковой не является?

– Действительно, ложь ребенка школьного возраста отличается от лжи ребенка дошкольного возраста, и мы в одной из передач говорили о том, что дети дошкольного возраста чаще фантазируют, чем откровенно врут или преднамеренно говорят неправду. Дети школьного возраста – это чуть больший уровень социального развития, чуть более высокий уровень осознания значимости и того, что значит быть хорошим, поэтому чаще всего они врут, подразумевая какую-то личную выгоду. Разница между ложью, которая носит достаточно осмысленный характер, и ложью, которая легка, фантазийна, заключается в том, что от преднамеренной лжи кто-то страдает, включая самого вруна.

– А как проявляется ложь? Давайте поговорим о конкретных примерах. Когда вообще ребенок начинает лгать, это его собственный интерес?

– Существует очень много точек зрения. Если мы говорим уже о преднамеренной лжи, то чаще всего это как раз возраст шести-семи лет, когда ребенок понимает, ради чего ему придется обманывать. Причиной лжи является, прежде всего, социальный контекст, то есть ребенок врет в большей степени не для себя как такового, а для того, чтобы уложиться в какие-то социальные понятия, нормы, привилегии и т.д.

На сегодняшний день школьник обманывает достаточно часто, и родители жалуются на то, что дети исправляют оценки учителя, говоря, что это учитель ошибся, когда ставил оценку, а потом ее исправил. Но родитель видит, что это рука ребенка поставила отметку, и не знает, как реагировать на такую достаточно явную ложь. Или, например, дети берут деньги на обеды и говорят родителям, что они пообедали именно так, как им было рекомендовано. Но на самом деле дети покупали все, что хотели, может быть, даже кормили своих сверстников, угощали их, чтобы заслужить внимание, одобрение, принятие, включение в группу и т.д.

Бывают достаточно серьезные случаи вранья, когда ребенок, учась в третьем классе, говорит о том, что пошел в школу, а на самом деле не пошел. Ребенок проводит время где-то в компании, может быть, просто гуляет по городу, приходит домой и говорит о том, что он был в школе, занимался. Может даже придумать и написать в дневнике те уроки, которые ему задали на следующий день и т.д. Эта ситуация может продолжаться до критической точки, когда родителей вызывают в школу, когда с ребенком уже нужно вести себя чуть жестче, чем можно было бы это сделать на начальном этапе.Поэтому ложь выглядит по-разному, и распознать ее в принципе можно.

– Тогда давайте начнем с причин лжи.

– Основная причина лжи ребенка в начальной школе (о том, как обманывает подросток, мы будет говорить чуть позже) – это желание заслужить внимание. То есть ему нужно получить какую-то долю внимания, но не негативного, а позитивного, сопровождаемого любовью. Например, ребенок получил плохую оценку, он знает, что внимание к нему будет, и понимает, что оно будет со знаком «минус». Для того, чтобы ситуация обратилась в полезную и выгодную для него сторону, он исправляет эту оценку, чтобы избежать наказания и получить нужное для себя внимание.

Другая причина – это откровенная манипуляция. Этот процесс начинается тогда, когда однажды родители не отреагировали на вранье ребенка, и он понимает, что это безнаказанно и даже интересно. Интересно своими рассуждениями, умозаключениями или жизненным опытом вызвать определенную реакцию у взрослого, чаще всего у бабушки. Они очень откровенно«ведутся», когда ребенок приходит и говорит: «Бабушка, меня обижали, и сегодня меня так обидели, что я не смог хорошо ответить на уроке. Мой сосед мне очень мешал, я такой бедный и несчастный». Бабушка отвечает: «Как так? Куда смотрят учителя? Давай я с ними поговорю!» Внук говорит: «Нет, ты, пожалуйста, никому не говори, потому что тогда все может быть еще хуже. Жалей меня, как сейчас, один на один». И бабушка отвечает: «Бедный ты мой несчастный, на тебе конфетку, посиди у меня подольше, я тебя пожалею».

И, собственно говоря, ребенку жутко нравится, что все сработало. Иногда бывают очень чувствительные родители, мамы, которые тоже покупаются на манипуляцию ребенка, когда он говорит: «Мама, я не смог и не успел, потому что… Только ты не говори, не разбирайся, потому что ты меня подведешь. Я тебе доверяю, а ты доверяй мне. Давай это будет между нами». Именно за этими словами мы можем распознать момент лжи ребенка, он может пытаться помешать родителю предпринять правильные шаги для разрешения ситуация.

Следующая причина вранья – это подражание взрослым. Родители обманывают, и ребенок, как и взрослые, начинает обманывать.

– Неужели ребенок видит и чувствует, когда родители обманывают? Он это понимает?

– Тимофей, давай представим ситуацию. Папа пьет кофе на кухне, курит сигарету, и раздается телефонный звонок. Он берет трубку и говорит: «Ой, я сегодня себя так плохо чувствую, я не смогу прийти на работу, я лежу в постели, не встаю, у меня насморк, кашель, я нетрудоспособен». Потом папа кладет телефон и продолжает пить кофе дальше. Ребенок смотрит и думает: «Ничего себе!» Поэтому здесь не нужно каких-то специальных ситуаций, все происходит естественно.

– В повседневной жизни происходит очень много таких ситуаций, которые без лишних объяснений дают ребенку понять, что можно так себя вести.

– Да, что можно врать. Или родители не выполняют обещаний, говорят, что они обязательно что-то сделают, помогут. Но потом ребенок не видит, что это обещание выполнено, он считает, что за этим обещанием стоит откровенная ложь, значит, можно так себя вести. Позже ребенок обещает своим родителям, например, хорошо учиться, приходить вовремя, делать уроки, но он не выполняет этих обещаний, понимая, что родители ведут себя точно так же. Поэтому очередная причина лжи – это то, что ребенок подражает взрослым.

Следующая причина – это самоутверждение, когда ребенку важно заслужить какой-то особый статус в группе. Мы говорили, что ребенок школьного возраста социально ориентирован, ему важно нравиться другим. Поэтому он может врать для того, чтобы нравиться. Врать сверстникам про то, что у него гениальные родители и они сейчас уехали в Америку на полгода. Может обманывать, что у него много денег и он может купить себе все что угодно, а сам тратит деньги, которые ему дали на обед, или деньги, которые ему дали, чтобы рассчитаться за какие-то школьные услуги. Таким образом, он пытается выделиться перед своими одноклассниками.

Другая причина – необоснованная ложь. Это самая трудная причина, потому что она очень плохо корректируется. Мы не знаем, зачем ребенок врет, видим негативные последствия лжи для ребенка, но он не может остановиться и не может не врать. В таких ситуациях нужно посмотреть на основание лжи чуть более глубоко и привлечь специалистов, потому что родители вряд ли самостоятельно справятся с необоснованным и регулярным враньем ребенка, когда он не может прожить и получаса без того, чтобы не прибегнуть ко лжи.

Очень часто дети обманывают для того, чтобы сохранить себя в балансе. Например, возьмем конфликт в семье. Ребенок одинаково любит и отца, и мать, но между ними сейчас создалась очень сложная ситуация, и ребенок при отце – на его стороне, а рядом с мамой – на стороне мамы. И когда родители видят, как ведет себя ребенок, начинают говорить: «Ты почему обманываешь папу, говоря, что он прав, когда только что говорил, что ты на моей стороне? Ты обманываешь!» На самом деле в этом случае ребенок может не иметь принципиальной задачи обмануть, его задача сохранить себя, сохранить более или менее комфортную для себя ситуацию в семье, чтобы можно было жить и общаться с каждым из родителей. Ведь, если он сейчас займет позицию либо отца, либо матери, то тогда однозначно кто-то из них будет ему врагом, в зависимости от того, чью позицию он не взял.

Подобная картина может быть и в классе, когда ребенок дружит и с тем, и с другим, хотя кому-то может говорить, что он с кем-то не дружит. Он пытается найти баланс для выживания, для самосохранения, для адекватного существования в этой группе, поэтому за этим поведением мы не можем видеть откровенную ложь. Это, наверное, ситуация выживания.

Следующая причина – это ложь во спасение. Ребенок таким образом пытается кого-то спасти. Например, кто-то из друзей прогулял школу и друг, который прогулял, просит его поддержать в какой-то истории. Например, мама говорила о ситуации, когда дети вместе шли в школу, один из них говорит, что друг нечаянно поскользнулся, упал в лужу, очень сильно замарался и поэтому не пошел в школу. Конечно, грязный ребенок не может пойти в школу. Но мама у него очень строгая, и он не мог пойти грязный домой, поэтому он пошел домой к другу, чтобы там немного почиститься, постирать одежду, чтобы чистым прийти домой, дабы не испытать жестких реакций родителя. В данном случае ничего этого не было: он никуда не падал, не марался, ничего с ним не происходило, просто он по дороге решил прогулять и сказал другу, чтобы тот его не выдавал.

Это наиболее часто встречающиеся ситуации,связанные с проявлением вранья.

– Вы сказали, что причин очень много, и поговорили об основных. Получается, что родителю или взрослому важно понимать причину лжи, отчего она происходит? Ведь, как Вы сказали, у лжи есть разница.

– Обязательно. Если мы не поймем, почему ребенок обманывает, мы не будем эффективны в том, чтобы избавить ребенка от вранья.

– То есть просто строго сказать: «Не ври!» – недостаточно?

– Мне кажется, что в этих случаях ребенок может начать еще больше обманывать, потому что одной из причин вранья являются слишком завышенные требования к ребенку и жесткие наказания. Ребенок боится, что его за что-то накажут и обманывает, чтобы избежать наказания. Он придумывает такие значимые для родителей ситуации, чтобы его не наказали. Поэтому, чем жестче родитель, тем, скорее всего,ребенок будет больше обманывать.

– Юлия Александровна, хочу уточнить еще один момент. Вы сказали о манипулировании родителями через ложь. У меня просто не укладывается в голове, что ребенок начальной школы может манипулировать взрослым человеком. Неужели это происходит?

– Вообще дети очень чувствительны, и то, что я назвала научным словом «манипуляция», в жизни происходит очень часто и появляется достаточно рано. Можно взять пример, когда ребенок раннего возраста, находящийся на территории бабушки, ведет себя иначе, нежели дома. Это манипуляция, потому что он знает, что может получить в одной обстановке с одним человеком и в другой обстановке с другим человеком. То есть в каждом случае изыскивает для себя какую-то выгоду. Это ранняя стадия осознания, когда ребенок начинает использовать ситуацию в выгодную для себя сторону. Поэтому к школьному возрасту все расцветает и происходит гораздо чаще и серьезнее, может быть, с какими-то моментами осмысления.

Очень жаль, что родители иногда сами говорят ребенку о том, как манипулировать. Иногда родитель может сказать: «Ты что, надо мной издеваешься? Ты специально так себя ведешь?» Ребенок думает, что он может еще и специально так себя вести, и попробует в следующий раз специально обмануть и посмотреть на реакцию, что из этого получится. Пока ребенок не имеет четких представлений, что можно, а что нельзя, какие последствия стоят за тем или иным поступком, он будет экспериментировать, в том числе с помощью лжи.

– К сожалению, время нашей программы подходит к концу, мы продолжим разговор в следующей передаче. Мы поговорим о том, как бороться с ложью, ведь наверняка есть выходы?

– Обязательно!

– Я думаю, что мы не будет заканчивать на словах, что все дети врут, а закончим на том, что этому есть причины и есть варианты работы с этой проблемой.

 

Ведущий: Тимофей Обухов
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать