Союз онлайн: Четверть часа

4 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
СЕМЕЙНАЯ ГОСТИНАЯ: воровство в школе. Гость студии – доктор психологических наук Юлия Токарева. Ведущий Тимофей Обухов.

– Юлия Александровна, мы продолжаем с Вами говорить о подростковом возрасте (с 11 до 17 лет) и о проблемах этого возраста. Мы уже поговорили об общении, затронули другие темы, а сейчас предлагаю поговорить о детском воровстве, потому что это очень серьезная тема. Она волнует многих, потому что когда кто-то со стороны говорит родителю о том, что его ребенок ворует, или родитель сам обнаруживает воровство собственного ребенка (дома это происходит, в школе или у друзей), то, конечно, становится очень неприятно, страшно и стыдно. Почему это происходит? Что это такое? Каковы причины воровства и как действовать родителям? Давайте постараемся обо всем этом поговорить.

– Действительно, тема непростая, потому что на сегодняшний день для подростков, которые пробуют себя, пытаются самоутвердиться, произвести впечатление на сверстников, существует очень много возможностей украсть. Современные магазины часто оборудованы таким образом, что можно достаточно легко и свободно что-то унести с собой. Это создает иллюзию безнаказанности и возможности получить нечто просто так. Эта некая провоцирующая ситуация влечения за безнаказанным, конечно, привлекательна для подростков в гормональный период, когда хочется действовать более активно, эмоционально, на грани состояния опасности и успеха. А что, как не воровство, позволяет ощутить новые впечатления, связанные с нарушением того, чего нельзя, а ты это сделал! Это ощущение подъема и эйфории.

Общаясь с подростками, которые совершают подобные преступления, я их понимаю, потому что, как правило, они лишены возможности получить подобные ощущения и впечатления в других сферах жизни. Поэтому первой причиной воровства ребенка и его общения с компанией, прибегающей к воровству, – это, конечно, отсутствие других занятий и способов времяпровождения, которые дают подобные ощущения. От нечего делать, от того, что у ребенка есть свободное время, которое он не знает, на что потратить, и принимается решение сделать его посвященным кражам и уходам от опасности и наказания.

– Зачастую не сам ребенок решает взять чужое: это бывает в компаниях из двух-трех человек, где кто-то раньше уже воровал. Ребенок присоединяется, получает опыт, сам в этом участвуя.

– Действительно, ситуация воровства (а мы говорим о подростке), как правило, связана с компанией заинтересованных в этом, желающих, может быть, поделиться, обменяться впечатлениями или украденным. Для них это просто забава или хулиганство. Даже бо́льший интерес у них вызывает ситуация, когда им приходится воровать в каких-то недоступных местах, когда приходится убегать, оправдываться и выкручиваться в этих обстоятельствах. Если это произошло легко и доступно, то это не очень интересно. Иногда бывает, что подростки, выйдя из магазина, где им удалось что-то украсть, бросают украденное у магазина в знак того, что там нет контроля, как бы говоря: «Мы легко вынесли, держите вашу жвачку, мы вывалим ее и растопчем». Или, например, выйдя из магазина и украв энергетические напитки, они встанут около охранника, выпьют их и бросят банки на пол, преподав своего рода урок этому охраннику: «Посмотри, какую ты оплошность допустил. Мы лучше тебя». Это демонстрация отношения к обществу, к тому, что в нем происходит.

Мне кажется, что в любом случае основная причина воровства – это все-таки когда у ребенка нет вариантов, как проводить свое свободное время.

– Юлия Александровна, а есть ли разные виды воровства и отличаются ли они как-то друг от друга? Например, ребенок что-то взял в первый или в десятый раз? Есть еще такое понятие, как клептомания.

– Действительно, говоря о подростковом периоде, мы можем смело поднимать тему клептомании, а именно болезненного желания что-то украсть. В этом случае не будет стоять вопрос, в группе ты это сделаешь или один. Эта потребность и болезненная тяга к тому, чтобы украсть, возникает настолько сильно, что человек не может с ней справиться и для него не важно, откуда брать: из дома или школы, из сумки учителя или директора. И чем сложнее и интереснее ситуация, тем она привлекательней и увлекательней, и ощущения от нее похожи на наркотические эмоции, когда, оценив, что произошло, ребенок думает: «Ничего себе! Вот это да! Я это совершил!» Это болезнь, она лечится терапией, которая является достаточно длительным процессом. В случае выявления этой проблемы нужно обратиться к психотерапевту и работать с ней, как с болезнью, стараясь, чтобы ребенок был увлечен чем-то для себя интересным, полезным и социально значимым.

– Болезнь сама собой не возникает, она нарастает, и нужно быть внимательным, понимать, что не стоит ругать ребенка, если он говорит, что вчера и сегодня взял. Надо разбираться с проблемой, а не с последствиями.

– Действительно, если в этом случае ругать, это только усугубит ситуацию и отодвинет, дистанцирует ребенка от взрослого, потому что критичная оценка говорит о том, что ребенка не понимают. Он сам не понимает, зачем это делает, а когда еще встречается и с непониманием родителей, то остается одинок со своей проблемой. И ему ничего не остается, как продолжать по-прежнему жить.

– Юлия Александровна,каковы Ваши советы, комментарии и ориентиры, как действовать родителям, если ребенок замечен в воровстве?

– Конечно, самое болезненное – это когда уже со стороны заметили и сказали, что ребенок вор. В этом случае родителю становится крайне стыдно и неудобно, и, руководствуясь только этим, он может совершить ошибки в преодолении этой проблемы. Вопрос сейчас не в ощущениях родителя, а в проблеме ребенка. Да, родителю стыдно, но нужно помогать ребенку. Если мы говорим о клептомании, то нужно обратиться к специалисту и всячески поддержать ребенка в том, чтобы он действительно решил эту проблему до конца и, поделившись с родителем от эффекта проделанной работы, сказал: «Ты знаешь, я был в том же самом магазине, в котором часто что-то брал, и у меня нет такого желания, я чувствую себя достаточно спокойно. Мне нравится мое независимое ощущение».

Если мы говорим о другой особенности воровства, например, когда ребенок украл однократно и поделился этим с родителем, то в данном случае тоже не стоит ругать. Если эта ситуация была связана с тем, что ребенок взял что-то у одноклассника, то правильней рекомендовать ему вернуть. Может, он сделает это открыто, сказав: «Ты знаешь, это я взял, держи», а может, объяснит это игрой: заметил – не заметил, но вернул. Если ему стыдно так сделать, то тогда он может просто положить на место и не признаться, что это он. Если родителю важно, чтобы ребенок вынес из этого какой-то урок, то надо действовать по горячим следам. Например, позвонила мама и сказала, что ребенок 13 лет украл у собственной бабушки всю пенсию. Тогда мама вместе с ребенком может прийти к бабушке, вернуть деньги в полном объеме, а внук попросит прощения перед бабушкой и пообещает больше так не поступать.

Если ситуация сейчас неактуальна (ребенок украл когда-то давно), то важно спросить: «Ты какой урок из этого извлек? Что ты для себя решил?» И посмотрите, чтобы за этим уроком действительно стоял очень полноценный здравый смысл, который имеет прочную основу, такой вывод, что мы понимаем, что за этим однозначно стоит невозврат к подобной ситуации.

Третья ситуация, когда ребенок ворует систематически и родитель замечает, что у подростка, несмотря на то что у него нет каких-то карманных денег, все время появляются новые вещи, продукты – конфеты, шоколад, баночки с достаточно дорогостоящими напитками. Я очень прошу родителей не игнорировать эти моменты. Если ребенок дома выбрасывает упаковки от этих продуктов, он уже своим поведением дает понять, чтобы вы обратили внимание, откуда у него деньги на эти вещи, как бы говоря: «Не проходите мимо, посмотрите, ведь в пакете лежат банки от напитков, которые вы мне никогда не купите. Денег у меня на них нет, но они там лежат». Если ребенок говорит, что к нему кто-то приходил и это пил, то не постесняйтесь позвонить тому, на кого сослался ваш ребенок, и выяснить, так ли это было. Пусть даже тот подыграет, но ваш ребенок будет знать, что вы уже в курсе и реагируете на ситуацию.

Если вам действительно удалось уличить ребенка в воровстве и вы получили от него подтверждение того, что он ворует, то тогда нужно вместе обсудить, что с этим делать. Нужно обязательно проговорить спокойно, доверительно, объяснив, чем это чревато. Сейчас подросток уже в том возрасте, когда он может нести уголовную ответственность и принадлежать к группе людей, состоящих в комитете по делам несовершеннолетних или на учете в комиссии. Это обстоятельство может повлиять на будущее ребенка, его профессию, на его амбициозные планы. Я думаю, что понимание того, что сегодняшний его поступок может впоследствии привести к разрушению жизненных планов, остановят его от этого поступка.

– Юлия Александровна, спасибо Вам большое за развернутые ответы.

 

Ведущий: Тимофей Обухов
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать