Союз онлайн: Четверть часа

25 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
СЕМЕЙНАЯ ГОСТИНАЯ: несбыточные мечты. Гость студии доктор психологических наук Юлия Токарева. Ведущий Тимофей Обухов.

– Юлия Александровна, мы сегодня с Вами поговорим на очень интересную тему, которую назовем «Мечты о нереальном». Например, когда ребенок младшего школьного возраста говорит, что не будет писать письмо Деду Морозу, а напишет президенту, потому что он видел его в телевизоре и знает, что он исполняет желания и мечты. Когда ребенок мечтает быть банкиром, работать в «Газпроме», владеть акциями, быть высокопоставленным чиновником или известным актером, раздавать автографы (космонавтом сейчас мало кто мечтает быть). Давайте поговорим о том, что это такое. Почему у детей возникают такие желания? И как на это реагировать?

– Еще мальчики часто мечтают быть футболистами. Вообще, это очень интересное время для детей, потому что младший школьный возраст, наверное, единственный период в жизни, когда кажется, что возможно и можно все, особенно при каких-то условиях. Очень часто для детей эти мечты приходят из того поля информации, в которое вхож ребенок. Если он смотрит передачи, в которых наш президент спрашивает, у кого какие проблемы, и обещает их решить, или ребенок слышит благодарности от людей за то, что президент исполнил все обещания в кратчайшие сроки, то, глядя на такие возможности, он начинает считать, что самая классная роль и миссия в жизни – быть президентом: легко решать все проблемы и всем помогать. И ребенок говорит: «Мама, я хочу стать президентом».

На самом деле, Тимофей, это абсолютно нормальный процесс отождествления, примирения себя с чем-то новым и привлекательным для себя. Хуже, когда ребенок начинает представлять себя в какой-то асоциальной роли, например, бандитом, пиратом, преступником, – такое тоже бывает. Есть звонки от родителей, которые говорят, что ребенок хочет быть пиратом, хочет одеваться, как пират, иногда специально рвет вещи, в доме все в пиратском стиле. На вопрос, что в этом интересного, ребенок отвечает: «Пираты сильные, они могут все, и их боятся».

– Также они бесстрашные и ничего не боятся сами.

– Это привлекательно для ребенка, мы видим, что здесь проявляется потребность быть сильнее, иметь определенное влияние и не зависеть ни от кого. Выбирая определенную роль, ребенок, конечно же, реализует определенные потребности, не зная пока, как удовлетворить их в другой сфере. Поэтому нереальные мечты – это нормально. Хочется, чтобы какие-то из этих желаний стали реальностью.

– То есть ничего плохого в этом нет.

– Нет. Исключение составляет асоциальная роль,к которой ребенок стремится; просит купить оружие, ножи, затевает очень жестокие драки и специально что-то отбирает, даже если это ему не надо. Таким образом, он исполняет роль пирата, так как пираты у всех все отбирают и накапливают.

– Можно провокационный вопрос? А если ребенок хочет быть Робин Гудом?

– Тимофей, сегодня таких детей нет, по крайней мере, младшие школьники не знают, кто такой Робин Гуд, но забирать и обижать они могут.

– Многие родители задают вопрос, когда это заканчивается. Есть какие-то нормы или возрастные рамки? Когда это должно начинаться и сколько длиться?

– Действительно, многие родители боятся, что процесс фантазирования или очень яркого мечтания о чем-то нереальном может затянуться. На самом деле – нет, это связано с развитием психики. Чаще всего в период одиннадцати-двенадцати лет, в период подросткового возраста данный процесс завершается, и ребенок начинает думать более приземленно и рационально. Может быть, он будет задавать родителю вопросы, которые подтолкнут к тому, чтобы «купировать» это нереальное мечтание и прийти к более адекватным рассуждениям.

Вообще, то, сколько продлится период мечтания, зависит от папы и мамы, потому что ребенок мечтает специально при родителях. Сохраняется восприятие взрослого как волшебника, который может все, и если сейчас ребенок помечтает при родителе о том, чего он хочет, то, может быть, совершится какое-то чудо и желания исполнятся. Поэтому, когда ребенок мечтает, родитель может помочь ему чуть более объективно порассуждать об этой мечте.

Допустим, мы хотим привести фантазию ребенка к чему-то рациональному. Вернемся к ребенку, который хочет быть президентом. Ему можно задать вопрос: «Как ты думаешь, что для этого нужно? Надо хорошо знать языки, потому что тебе нужно будет взаимодействовать с другими народами, поэтому ты сейчас в школе очень старательно изучай иностранный язык. Нужно уметь хорошо считать, говорить. Посмотри, сколько способностей нужно в себе развить, чтобы тебя поставили президентом, потому что это избираемая должность». То есть можно показать некие рычаги и рассказать об определенных критериях для достижения мечты. Когда родитель рассказывает о механизме достижения какой-то роли, то ребенок чаще всего говорит: «О, да это так долго! Это так сложно! По-другому никак?» И потом может отказаться и сказать: «Тогда я буду как папа», то есть выбирает что-то попроще.

Если мы возьмем отрицательную ситуацию фантазирования, например пирата, то здесь тоже важно показать перспективу. Можно сказать: «Ты знаешь, что пиратов сажают в тюрьму, наказывают, с ними борются. Давай посмотрим реальную передачу о том, как это происходит, почему это плохо и почему таких людей, роль которых ты выбрал, в жизни не приветствуют. Может быть, мы поищем альтернативу, что-то похожее». Таким образом можно прийти к какому-то «робингудству» или волонтерству.

Время периода мечтаний, фантазий, представлений себя в высокостатусных, волшебных ролях ограниченно.

И если родитель хочет, чтобы ребенок, завершая процесс фантазийности, сделал для себя принципиальные выводы и понял, что его мечты могут стать реальностью, что он может стать президентом при определенных условиях, можно посмотреть биографию и жизненный путь конкретного человека, что ему пришлось преодолеть, к каким задачам нужно быть готовым, и сказать ребенку: «Ты согласен? Тогда вперед, я тебя буду сопровождать, давай ты будешь президентом». Или: «Хочешь быть актером? Давай посмотрим,что для этого нужно. Прочитаем о самых интересных актерах, что они прошли, какой опыт имеют, что говорят о процессе достижения своих результатов. Если тебе это важно и интересно и у тебя не пропало желание и настойчивость, то давай попытаемся».

Мне кажется, что нашим телезрителям, которые опасаются, что ребенок может заиграться, есть смысл уделить этой теме чуть больше времени. Не отвергайте позицию ребенка словами о том, что у него это не получится, а попробуйте порассуждать, что нужно для достижения цели. Может быть,после такого разговора ребенок примет решение: готов ли он дальше действовать либо он отказывается, понимая, что это не его.

– К сожалению, время нашей передачи заканчивается, можно потихоньку подводить итоги. Получается, что мечтать не плохо, а даже полезно, и это проходит. Ничего страшного, когда ребенок мечтает, только если это не какие-то деструктивные фантазии. А если мечта перерастает в настойчивое стремление и ребенок делает все для ее достижения? Наверное, это хорошо?

– Это хорошо. Важна поддержка, родительская позиция поощрения, помощи. Здорово, когда ребенок настолько увлекся, что это стало его идеей. Выдающиеся люди говорят, что мечта о том, чтобы стать таким человеком, появилась очень рано, и как хорошо, что им не мешали мечтать. Поэтому можно иногда просто не мешать. Пусть ребенок идет интересным для себя путем, пусть у него будут какие-то амбициозные планы, пусть родитель даже не представляет себе, как это может быть, как можно мечтать об этом. Пусть ребенок пробует.

– Как можно, живя в нашей деревне, стать, к примеру, балериной или знаменитым футболистом?

– Да.

– Спасибо Вам большое.

 

Ведущий: Тимофей Обухов
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать