Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Юлия Александровна, мы продолжаем программы, посвященные актуальным вопросам, которые интересуют наших зрителей. В одной из передач мы затрагивали тему влияния улицы и школы, желания взрослых, чтобы дети были воспитаны правильно. В связи с этим поступили вопросы родителей, которые боятся, что улица, школа, новые друзья, знакомые плохо повлияют на их детей. Давайте поговорим о страхах родителей. Почему они возникают? Что это за страхи? Какие страхи наиболее часто встречаются?
– Действительно, современные родители на редкость тревожные и осторожные. Вообще, по статистике, ребенок младшего школьного возраста ни в школу, ни из школы не приходит один. Если мы вспомним другие времена, то ребенок мог даже на первое сентября в первый класс прийти один, потому что родители были на работе.
– Каждое утро иду на работу мимо школы и вижу, как одна за другой приезжают машины, некоторые родители идут пешком, и все провожают своих детей.
– Отчасти причина этой ситуации заключается в нашей социальной нестабильности. Действительно, в жизни происходит очень много сцен насилия, жестокости, и родители переживают за своих детей, боятся, что с ними может произойти неприятная ситуация или трагедия. С другой стороны, родители чувствуют неумение объяснить ребенку, как оптимально действовать, чтобы за себя постоять и себя защитить. Поэтому, не дав нужную информацию и знания, родителю приходится самому водить, возить, оберегать и спрашивать, с кем ребенок разговаривал, не представляет ли тот собеседник какую-то опасность и так далее.
Современные родители боятся не только за судьбу ребенка в школе и по дороге из школы, они боятся за его здоровье, и поэтому, как только возникает вопрос прививок и карантинов, папы и мамы склонны перестраховаться, немного перегибая палку в этом отношении. Если продолжить перечень родительских страхов, то еще родители боятся, что детей кто-то может обмануть. В предыдущей программе мы говорили о деньгах. Родители могут не давать деньги и не отправлять ребенка в магазин, потому что думают, что его могут обмануть, отобрать деньги, испугать, что у него могут отобрать продукты. Поэтому ребенок лишен опыта самостоятельности. Также родители боятся, что ребенок не сможет в какой-то ситуации постоять за себя, поэтому очень долго его сопровождают и оберегают. Иногда родители, сами поступая в некоторых ситуациях неправильно, не дают ребенку попробовать самостоятельно решить какую-то проблему.
Например, возьмем конфликты между одноклассниками. Родитель заходит в школу, видит, что его ребенок дерется с кем-то, забирает своего ребенка, кричит на другого, даже может дать ему подзатыльник. Не разобравшись и не поняв, в чем дело, обращается к своему ребенку с угрозой: «Если ты еще будет с ним общаться, дружить, то тогда я переведу тебя в другой класс и школу. С ним дружить не надо, он драчун!» То есть современные родители – это осторожные, боязливые родители, которые не совсем грамотны в вопросах, как научить ребенка постоять за себя и быть более автономным и самостоятельным.
– Если мы хотим научить ребенка ходить в школу самостоятельно, то как это сделать, чтобы он, к примеру, не заблудился? С чего начать? Дайте простые советы.
– Тимофей, не так давно психологами Московского государственного университета было проведено небольшое исследование. В нем была тщательно проработана категория связи способностей ребенка, его волевых возможностей, коммуникативных особенностей со стилями воспитания и социальными перспективами, которые предоставляет семья. Если говорить о возможностях младшего школьника, то ребенок может самостоятельно ходить в школу и из школы в зависимости от того расстояния, которое ему нужно преодолеть. Если дом находится недалеко от школы, то ребенок уже с первого класса может приходить домой самостоятельно. Может быть, это произойдет не в сентябре, а после Нового года.
Что при этом нужно обязательно учесть? Во-первых, ученика должен отправлять учитель, то есть учитель должен знать, что ребенок ушел из школы домой. Во-вторых, ребенок должен свободно попасть в подъезд, он должен уметь обращаться с ключом и замком. Нужно быть уверенным, что ребенок сможет открыть дверь, попасть домой, закрыться и позвонить родителю, сказав, что он уже дома. Во втором классе, если школа находится рядом, ребенок может уже с первого сентября уходить и приходить самостоятельно, не говоря уже о третьеклассниках.
Если дом находится далеко, то мы смотрим на то время, которое занимает дорога в школу у взрослого. Если она занимает больше двадцати минут, то, вероятно, на первом этапе (он будет начинаться со второго класса) мы может встречать ребенка на полпути. То есть: я тебя жду здесь в это время. В этом случае мы можем решить две проблемы. Во-первых, это организация ребенка: он должен быстро собрать учебники, понимая, что его ждет родитель или близкий человек. И, во-вторых, ребенок знакомится со временем и знает, что в определенное время он уже должен стоять в условленном месте, потому что его встречает мама, папа или бабушка.
– Кстати, я замечаю, возвращаясь в обед с работы, как дети остаются после школы и долго играют. Иногда я вижу, как приходят родители и говорят: «Долго я тебя буду ждать дома?!» То есть родитель какое-то время просидел дома, ребенка нет, он одевается, доходит до школы и видит свое чудо, которое веселится и играет. Наверное, это не очень правильно.
– Тимофей, вообще дети младшего школьного возраста – очень увлекающаяся категория. Абсолютно нормально, когда ребенок вышел на улицу из школы, увидел какую-то игру (катание с горки, веселье), и моментально включился, забывая, что у него были какие-то обязательства перед родителями. Поэтому нужно договориться с ребенком до того, как он вышел из школы, пока он находится в обстановке контроля. У всех детей есть телефоны, нужно позвонить и сказать: «Мама, если я сейчас поиграю немного на улице (вдруг сейчас выйду и захочу поиграть), то ты меня не теряй, это будет примерно столько-то времени». То есть нужно предупреждать до того, как ты вышел в зону свободного времяпрепровождения, отвлекся и не вспомнил, что надо было позвонить родителям и предупредить.
Обязательно нужно разрешать детям гулять и играть, потому что это возможность подвигаться, снять мышечное и интеллектуальное напряжение, которое ребенок все это время ощущал в школе, и оно, конечно, создает ощущение усталости. Это неформальное общение с одноклассниками, другое общение, когда можно поговорить на другие темы, узнать друг друга с новой стороны, подружиться, проводить друг друга до дома, может быть, где-то погостить. Это еще одна ситуация, когда можно приобрести друзей и сплотить хорошую команду, которая потом была бы для ребенка опорой и могла бы защитить и поддержать в школьной жизни.
Если у родителей есть строгий регламент, то можно заранее завести на телефоне ребенка будильник, который будет звонить в определенное время. Ребенок его услышит и поймет, что пора возвращаться. То есть такая ситуация определенной свободы должна быть обговорена. Это не стихийный момент, нужно договориться с ребенком, что его игры после школы будут контролироваться.
– Для себя подчеркну, что само собой это не получается, ребенок сам этому не научится. Надо помогать, говорить и действовать, тогда выйдет то, что вы хотите.
– Да, необходимо все обязательно обсуждать вместе с ребенком, не лишая его потребностей, которые у него имеются. Я думаю, если каждый родитель вспомнит себя в этом возрасте, то поймет, что общение с друзьями вне школы очень интересно и важно. И потом в школу хочется идти, потому что тебя привлекает период после школы. Здорово, когда вы посидели вместе на уроках, вместе решили какие-то интеллектуальные задачи, а потом еще побегали и пообщались.
– И на самом деле бояться этого не надо.
– Конечно, нет, тем более что сегодняшние дети не настолько наивны, как думают родители. Они знают номер телефона папы и мамы, умеют привлечь к себе внимание. Особенно если родители научили, кому позвонить, как попросить о помощи, куда бежать, если что-то напугало, то переживать за ребенка не стоит.
– Спасибо Вам большое.
Ведущий: Тимофей Обухов
Расшифровка: Людмила Моисеева
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 7 мая 2024 года
Христос Воскресе! Узбекистан. Часть 3
Христос Воскресе! Узбекистан. Часть 2
Христос Воскресе! Узбекистан. Часть 1
ПАСХА 2024. Протоиерей Евгений Попиченко
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!