Союз онлайн: Четверть часа

29 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
 СЕМЕЙНАЯ ГОСТИНАЯ: не укради. Гость студии – доктор психологических наук Юлия Токарева. Ведущий Тимофей Обухов.

– Мы сегодня поговорим на тему воровства. Это связано с тем, что наша телезрительница дозвонилась нам и рассказала такую историю: перед Новым годом в классе стояли подарки для каждого ученика, и получилось так, что одного подарка не хватило. Они общались, разбирали ситуацию, пытались выяснить, проводили следственные мероприятия. Подозрения есть, но никто не признался, и в итоге так и не узнали, кто взял подарок.

Юлия Александровна, к слову скажу Вам о том, что подобная ситуация произошла, когда моя мама училась во втором классе. На выставку принесли поделки. И одна из них, очень красивая, которая должна была пойти на конкурс, исчезла. Никакие следственные мероприятия не помогли обнаружить, куда делся прекрасный лебедь. В результате ребенок не смог принять участие в конкурсе. Как быть в таких ситуациях?

– Тимофей, те ситуации, которые ты описал, не смотрятся явно как воровство. Это какое-то баловство, кто-то что-то взял и не подумал о последствиях, не подумал о другом, а подумал только о себе. Ребенок, может быть, уже привычно так себя ведет в ситуации безнаказанности. Сразу говорить о том, что это воровство, я бы не стала, потому что здесь присутствует момент детского озорства, баловства и безответственности.

– А что же тогда считать воровством?

– Если действительно говорить о том, что это воровство, то тогда это достаточно осознанный процесс с точки зрения последствий. Например, если мы предположим, что подарки ребенок украл специально, то, скорее всего, это поступок ученика из другого класса. Если это баловство, то внутри класса бывают ситуации, когда кто-то прячет в чужие портфели тетради, карандаши, ручки. Открываешь сумку, а там вместо твоих школьных принадлежностей лежат чужие. Грань между баловством и воровством заключается в том, что человек, который действительно ворует, редко будет делать это у своих. Чаще всего он украдет у людей, которых не знает.

– Мы вновь говорим о школьниках младшего возраста.

– Да. То есть допустимо (если мы поднимаем тему воровства), что это совершил ребенок из другого класса. К примеру, третьеклассник, зная, что в классе лежат подарки, пришел и взял. И бесполезно спрашивать у этого класса, кто взял, потому это было сделано учеником из другого класса. Если попытаться разрешить ситуацию, то надо провести работу во всех классах, которые могли бы в этом случае воспользоваться возможностью и украсть, включая, может быть, и взрослых. Если мы очень настойчиво решили обнаружить вора, то есть ряд рекомендаций, как это сделать.

– Давайте о них поговорим. Сейчас зрители начнут записывать.

– Самое первое, что нужно знать: младший школьник, совершив такое действие, очень переживает. Даже если это совершено не в первый раз, эмоции и переживания остаются. Сейчас мы не берем детей, которые уже заматерелые воры.

– Которые с детского садика начинают брать чужое.

– Да. Мы берем более или менее благополучных деток, которые переживают из-за этого поступка. Когда учитель начинает говорить, что в классе произошла такая ситуация, важно сделать паузу и понаблюдать за каждым ребенком. Тот ребенок, который это совершил, обязательно напряжется более сильно, чем все остальные. Чаще всего он опустит голову. Чаще всего это ребенок, который в своем поведении и позе как-то покажет страх наказания; страх, что сейчас его разоблачат. А тот, кто не брал, скорее всего, будет оглядываться и смотреть на всех в поиске, кто бы это мог быть. Его можно сразу исключать. Также можно исключить детей, которые начинают сразу проверять свои портфели: не взяли ли они случайно? Потому что ребенок, собирая с парты предметы, может нечаянно взять вещь соседа.

– Я могу сказать, что в таких случаях я всегда боялся и переживал, думал: надо посмотреть, может быть, я случайно взял. Я этого не делал, но вдруг. До сих пор помнится.

– Поэтому, когда ребенок позитивно или положительно откликается на то, чтобы проверить свои вещи или понаблюдать, кто бы это мог быть, то он точно не совершал данного поступка.

Ребенок, который украл, будет очень осторожно наблюдать за развитием ситуации. Он может спросить у учителя: «А что будет тому, кто украл?» И учитель должен взять это на заметку и сказать: «А почему ты интересуешься? Никто не подошел ко мне и не спросил, что будет». Или, например, учитель говорит: «Ребята, может быть, кто-то взял нечаянно, ему стыдно отдать. Может быть, он это подложит, подбросит, поставит на место?» И тогда мы видим, что вдруг какой-то ребенок начал проявлять активность, начал искать возможность подбросить, думать, как это сделать, и он сам поможет выйти из этой не очень красивой для себя истории.

Ребенок, который украл и впоследствии не получил за это никакого наказания, очень долгое время вынашивает мысль совершить такое повторно. В этом случае учителям нужно быть очень внимательными, может быть, выйти на разговор с родителями: «У нас украли подарок, мы не знаем, кто это сделал. Но, уважаемые родители, я не отдам детям подарки до какого-то времени. Если у вашего ребенка в портфеле или в кармане вдруг появились фантики от примерно таких конфет, спросите ребенка, откуда он их взял и, может быть, доверительно выйдите на тему, зачем он это сделал». Чаще всего это интерес.

– Мы сразу переходим к причинам таких поступков.

– Да. Ребенку интересно получить подарок быстрее всех, обладать тем, чего у него нет. Когда нам позвонила телезрительница и рассказала про подарки, у меня возникла мысль, что все-таки это совершил ребенок не из их класса. В этом случае можно, придя в другой класс и говоря о том, что у вас есть подозрения, посмотреть на всех и подумать, кто бы это мог быть. Если вы заметили, что кто-то напрягся, можно сказать: «Подойди ко мне». Допустим, вы заметили одного ребенка точно, а другие – под вопросом, позовите их по одному, не при классе, и спросите: «Ты не замечал? Ты не видел? Это очень некрасиво. Один ребенок остался без подарка, нам сейчас придется между всеми классами делить подарки. Сейчас мы часть конфет отнимем у всех». Может быть, таким образом вы не поступите, но необходимо показать, что сейчас он все равно лишится того, что получил незаконно.

Если взять более «патологичные» ситуации, когда ребенок ворует, то это может превратиться в привычку брать чужое и обладать тем, чего у него нет. Эта ситуация требует целенаправленной работы и специальной коррекции с помощью психолога. Поэтому, уважаемые родители и педагоги, будьте внимательны к своим детям, к тем новым вещам, с которыми они приходят из школы, которыми они хвастаются перед вами, может быть, рассказывают, что им их кто-то подарил. Одна из телезрительниц рассказала, что ребенок пришел домой с телефоном и сказал, что его подарил сосед по парте. На что мама очень правильно интуитивно поступила. Она тут же позвонила маме этого соседа по парте и говорит: «У нас как-то нечаянно оказался ваш телефон», на что та отвечает: «Мой сын сказал, что он его потерял». После этого мама провела очень серьезную беседу с сыном и задала мне вопрос, нужно ли как-то жестче наказать ребенка за то, что произошло. Больше наказывать не надо, потому что мы не знаем сути ситуации между детьми, может быть, там была обоюдная договоренность. Но, в принципе, мама поступила правильно.

– Вы говорите о том, что ребенок нечаянно взял телефон, но бывают ситуации, когда какие-то резиночки, брелочки случайно попадают к ребенку. Как на это реагировать?

– Надо говорить ребенку, чтобы он был более внимательным. Можно сказать: «Ты знаешь, это не твое, это нехорошо. Есть такое поведение, как воровство, оно наказуемо». Если вы хотите еще как-то устрашить ребенка, то можно достать Уголовный кодекс и прочитать статью об ответственности за такое поведение, чтобы ребенок понимал, что в чуть более старшем возрасте за воровство будет суровое наказание. Поэтому очень важно контролировать себя сейчас, чтобы не допустить промахов в будущем.

– Спасибо большое за Ваши ответы.

 

Ведущий: Тимофей Обухов
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать