Союз онлайн: Четверть часа

28 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
СЕМЕЙНАЯ ГОСТИНАЯ: деньги и умение ими распоряжаться. Гость студии – доктор психологических наук Юлия Токарева. Ведущий Тимофей Обухов.

– Сегодня у нас очень живая тема, которая будет интересна многим зрителям. Это разговор, посвященный деньгам и умению ими распоряжаться. К нам поступило множество вопросов, как научить детей пользоваться деньгами. Как понять, много денег у ребенка или мало? Как понять, на нужные вещи он их тратит или нет? Сколько денег давать? Телезрители даже просят нас назвать цифры. Давайте об этом поговорим.

– Тема денег на сегодняшний день становится актуальной, потому что все больше и больше мы приходим к мысли о том, что это не что-то запретное, как было в 60-е, 70-е годы, когда деньги для детей были чем-то таким, чего никто не видел, не брал в руки и речь шла о том, что это связано только со взрослой жизнью. Сейчас пересмотрели отношение к деньгам.

Мы будем говорить о младшем школьном возрасте, когда ребенку приходится расплачиваться за обеды, классные нужды и так далее.Мы уже говорили в одной из передач, что ребенку приходится приносить деньги для учителя. Как донести деньги в сохранности?Тема денег на сегодняшний день крайне популярна, а значит, она знакома и ребенку. Есть родители, которые говорят о том, что детям рано давать деньги. Некоторые из наших телезрителей попросили в передаче сказать о том, что деньги – это не детское дело, это то, что должно быть только у взрослого человека, но я хочу сказать, что это не совсем так, и склоняюсь к другой точке зрения. У детей могут быть деньги (не факт, что должны, но могут быть). Если родители хотят, чтобы ребенок как можно быстрее научился с ними обращаться, контролировать их, правильно тратить, отчитываться, анализировать те покупки, которые он сделал, то, значит, нужно уже сейчас целенаправленно учить его этому.

Одна из зрительниц задала такой вопрос: «Где взять ориентир, сколько денег должно быть у ребенка?» Этот вопрос на практике решается так. Например, вы дали ребенку деньги на обед – пятьдесят рублей. Когда ребенок пришел из школы, спросите его, сколько стоил обед. Может быть, он принесет чек, и согласно этому чеку вы сможете сделать вывод, насколько целесообразно ребенок тратит деньги, хватает ли ему данной суммы, стоит ли ему дать чуть больше, потому что на что-то ему не хватило. Тогда сумма увеличивается ровно на столько, сколько нужно ребенку, чтобы что-то купить.

Как контролировать расходы ребенка? Самое элементарное – по чекам. Уважаемые родители, вы можете посмотреть в чеке, что ребенок приобрел и на какую сумму. Таким образом, вы уже приучаете младшего школьника правильно считать деньги, подходить к ним с точки зрения контроля. Вы дали сто рублей, ребенок принес чек на восемьдесят рублей, можно спросить у ребенка, где еще двадцать рублей, что он на них приобрел. Тогда процесс анализа и контроля будет знаком и понятен ребенку и не будет вызывать необычного реагирования.

– То есть ничего страшного, если мы просим чеки, это потом понадобится ребенку в жизни. Например, когда он будет покупать что-то для работы, возьмет чеки и отчитается перед работодателями.

– Когда сами родители приходят из магазина и демонстрируют ситуацию анализа своих покупок, то ребенок видит, что родитель также контролирует свои финансы, и для него это будет вполне естественно. Все, что связано с контролем, имеет фактическое проявление, поэтому чеки и отчеты – это правильно.

Многие родители обеспокоены тем, что дети тратят деньги не по назначению. Когда взрослые дают ребенку деньги, то очень часто ребенок покупает то, что родители ему не позволяют и не покупают никогда. Как быть в этой ситуации? Чтобы решить проблему потребности ребенка, желания что-то купить, мне кажется, очень поможет компромисс, когда мы в каких-то случаях позволим ребенку приобрести то, что ему бы хотелось. Тогда мы избежим обмана или скрытого поведения ребенка, когда он все время покупает именно то, что ему не разрешено.

Пусть родитель сделает это обсуждение открытым, например, скажет: «Я вижу по чеку, что ты купил себе сухарики или чипсы. Давай ты будешь покупать себе это один раз в месяц, не больше. Согласен?»Родитель берет это процесс под контроль. С одной стороны, ребенок получает возможность удовлетворять свою потребность, например, в тех продуктах, которые родители не покупают. Конечно, не в том количестве и не так часто, как ему бы это хотелось, но тем не менее ему уже не придется скрывать свои покупки. А с другой стороны, родитель в курсе того, как ребенок расходует средства, и у них существует определенное понимание, доверие, что очень важно, когда речь идет о деньгах.

– Если обнаружились какие-то неразумные траты ребенка, стоит ли наказывать за это? И как наказывать: забирать деньги, не давать – или давать, но в меньшем количестве? Как правильно родителю поступать в таких ситуациях?

– Если ребенок неразумно потратил, наказывать именно деньгами, я думаю, не стоит. Если вы сейчас отнимете деньги, тогда он вообще не научится разумно их тратить, например останется голодным. Поэтому совсем лишать его денег не стоит, потому что тогда ребенок будет голодным, а это его здоровье. Можно взять ситуацию под чуть более строгий контроль через чеки и отчетность: на что ребенок потратил деньги и почему он купил именно тот продукт, который ему не надо было покупать.

Сложнее ситуация, когда ребенок начинает обманывать родителей. Такие случаи есть, и одна из телезрительниц говорила, что ребенок берет «правильные» чеки, а свои деньги тратит неправильно. То есть он показал родителю, что в столовой заказал себе комплексный обед, а на самом деле просто взял этот чек, а деньги потратил на что-то другое.В этой ситуации пусть родитель сыграет роль человека, который доверяет и скажет: «Какой ты у меня молодец! Как правильно пообедал. У тебя появилось много сил, и ты, наверное, напишешь контрольную на пятерку. У тебя появится много энергии, чтобы побегать на улице в мороз и не замерзнуть. Пообщаться с ребятами чуть дольше, потому что ты не голоден, ты сыт, у тебя хорошее настроение. Это здорово!» А когда мы видим, что эта ситуация привела к какому-то неуспеху в школе, то можно задать логичный вопрос: «Слушай, сынок, а ты, по-моему,вчера очень хорошо пообедал, все хорошо сложилось, а почему тут смазалась твоя учебная деятельность? Или, может быть, ты не обедал? Или, может быть, ты потратил деньги на что-то другое?»

Я напоминаю зрителям, что мы говорим о младшем школьнике, а это еще ребенок. Когда мы начнем с ним такой диалог, он, скорее всего, признается, что купил всего одну котлету, а остальное потратил на что-то другое. После этого можно сказать: «Вот видишь, какой результат того, что ты скушал не то, что было полезно для твоего мозга, активности и здоровья. Питайся правильно, будь со мной честным, и у тебя все получится. Молодец». Старайтесь поддержать ребенка в его стремлениях к правильному ведению бюджета, распределению финансов и обязательно хвалите детей за то, что они правильно распорядились выделенными средствами, что они умеют правильно посчитать, принести сдачу. Я думаю, что тогда деньги будут действительно находиться в вашем подчинении и под контролем.

– И не будет такой ситуации, когда родители двадцатипятилетнего ребенка скажут: «Он у меня еще не научился считать деньги, поэтому так к ним относится».

– Конечно, чем раньше ребенок начинает осваивать технологию обращения с деньгами, тем более спокойно, свободно и успешно он сумеет ими управлять в дальнейшем.

– Юлия Александровна, спасибо Вам большое за Ваши ответы.

 

Ведущий: Тимофей Обухов
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать