Союз онлайн: Четверть часа

26 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
СЕМЕЙНАЯ ГОСТИНАЯ: роль старшего поколения в процессе обучения школьников. Гость студии – доктор психологических наук Юлия Токарева. Ведущий Тимофей Обухов.

– Складывается так, что наши программы в основном посвящены вопросам зрителей. Одна из острых проблем – это роль старшего поколения в процессе обучения детей младшего школьного возраста. Наверное, стоит пояснить, о чем идет речь. Это когда в обучении, в подготовке домашнего задания, в прохождении материала участвует не только сам ребенок, но и родители, бабушки, дедушки. Давайте рассмотрим, какие ситуации происходят и почему мы об этом заговорили.

– Действительно, современные дети очень часто находятся под контролем бабушек и дедушек. Начнем со старшего поколения, которое имеет время и возможности принимать участие в воспитании и обучении. Проблема заключается в том, что у них есть своя точка зрения на то, как правильно приучать ребенка делать домашнее задание, как правильно готовить с ним уроки, чего делать нельзя, а что делать обязательно. Современные родители могут сомневаться, действительно ли это мнение дедушек и бабушек правильное, у них может быть своя точка зрения. Такие вопросы возникают, и в последнее время очень часто подобные ситуации начинают принимать форму конфликта.

Конфликт протекает не только между родителями и бабушками-дедушками, но и с участием ребенка. Когда бабушки спрашивают: «Кого ты хочешь послушать? Меня, бабушку, которая воспитала твою маму (посмотри, какая замечательная у тебя мама, она хорошо окончила школу, университет – с красным дипломом), или маму, которая тебя воспитывает и никакого результата еще не получила и еще не знает, как поступать и как себя вести». Такие конфликты начинают отражаться на детях, а мы стараемся делать все для того, чтобы наши дети росли здоровыми, активными, счастливыми, благополучными и успешными по жизни людьми. При такой ситуации, конечно, дети формируются в ином русле. Поэтому то, о чем мы сегодня собираемся говорить, действительно является крайне актуальным, востребованным, и наших родителей нужно научить, как поступать в подобных случаях.

– Давайте поговорим о том, как поступать в этих случаях.

– Мы разберем несколько ситуаций, которые связаны с проблемным полем. Почему возникает конфликт, проблема столкновения мнений и суждений? В первую очередь это связано с тем, что у родителя нет своей устойчивой системы понимания и поведения в сопровождении ребенка в учебном процессе. И когда бабушки и дедушки со стороны наблюдают, как ведут себя родители, то, не видя результатов или видя плохие результаты, начинают возмущаться. В этом смысле они правы. Скорее всего,родители, не имея представления о том, как учить с ребенком уроки, как наказывать, как поощрять, как стимулировать, нуждаются в том, чтобы освоить это знание. И, обсуждая с бабушками и дедушками поведение ребенка,они смогут аргументированно отстоять свою точку зрения и дальше придерживаться ее как более правильной, научной и эффективной.

Вторая причина – когда старшее поколение действительно обладает достаточно широкими знаниями, бабушки и дедушки достаточно авторитетны и считают, что они в жизни достигли очень многого, у них все сложилось хорошо и с них можно брать пример. А молодое поколение пока еще не показало и не проявило себя. В этом случае, наверное, самым правильным будет примерно следующее высказывание: «Дорогие бабушки и дедушки, спасибо вам! Вы действительно многого достигли. Разрешите нам что-то попробовать, и мы обязательно будем пользоваться вашим опытом, мы на нем выросли, мы его знаем, мы попробуем воспитать наших детей и сопровождать их в обучении. Если у нас что-то не будет получаться, то мы обязательно к вам обратимся, воспользуемся вашей помощью, вашим опытом». То есть подойти с такой просьбой, ни в коем случае не унижать авторитета и значимости взрослых.

Еще причина может быть в том, что бабушки и дедушки не видят в ребенке тех же результатов, которые они, когда были молодыми, видели в своих детях. Здесь я хочу обратиться к бабушкам и дедушкам и сказать, что это были другие дети, это было другое время, другой контекст жизни, поэтому сравнивать не совсем уместно и правильно. Ожидать от внуков тех же самых проявлений, что и от детей, – это значит ждать того, чего никогда не случится, поэтому посмотрите на внуков иначе, посмотрите на ситуацию, в которой они живут, как на другую ситуацию, не худшую, а просто иную. Может быть, в сочетании с опытом и анализом сложившихся обстоятельств вы сможете подобрать какие-то свои,более адекватные методы помощи родителям и участия в жизни ребенка.

Если мы возьмем общую систему рекомендаций, как себя вести в конфликте с бабушками и дедушками,то хочу обратиться к папам и мамам. Все-таки основные участники развития ребенка – это родители, несмотря на то, что вы можете проживать с бабушками и дедушками, несмотря на то, что старшее поколение достаточно активно в вашей жизни. Отвечать за развитие ребенка придется вам. Отвечать за успехи ребенка придется вам. Именно к вам он придет с вопросом: «Почему я не окончил школу? Почему вы меня перевели в другой класс? Почему у меня не было друзей?» И отвечать за последствия тоже придется вам. Поэтому необходимо быть максимально включенным в жизнь ребенка, понимать, что подготовка уроков, помощь ребенку – это ваша задача и ответственность.

Дальше решайте, будете ли вы активно подключать бабушек и дедушек. Может быть, вы все-таки сами научитесь готовить уроки с ребенком, отвечать на его вопросы и запросы. Ведь стратегия, когда родитель все время перекладывает свои задачи на бабушек и дедушек, может послужить примером, и подобным образом будет себя вести ваши дети. Потом к вам придут внуки и будут просить вас о помощи, и в данном случае вы не будете обладать тем опытом, которым должны обладать, для того, чтобы помочь.

Следующий очень важный момент: нужно избегать открытых конфликтов между поколениями при ребенке, когда он будет видеть, что вы сами не знаете, чего вы хотите, какие знания он должен получить в результате, вы сами не можете договориться, как должны выглядеть эти уравнения или задачи. Вместо того чтобы спорить, как правильно решить тот или иной пример или уравнение, лучше уважаемым родителям сходить в школу, поговорить с учителем и выяснить, как это должно выглядеть в тетради вашего ребенка, какие требования предъявляет к нему школа, какие задачи стоят перед вами как перед семьей, которая помогает ребенку получать знания, какие задачи в оформлении работы. И, исходя из того, что вам расскажет учитель, вы будете сопровождать ребенка в обучении.

Существуют противоречия между форматом решения, то есть представление, как описать какой-то случай, как представить математическую задачу, меняется.Сегодня оно не такое, как было 10-15 лет назад, тем более 20 лет назад, когда вы сами были школьниками. И мне кажется логичнее обратиться к учителю, а не к бабушкам и дедушкам с вопросом: «А как мы это делали?» Мне кажется, что такими вопросами или воспоминаниями мы ребенку не помогаем, а только запутываем его в том, что было лучше или хуже. За такими воспоминаниями стоит ваша ностальгия, и ребенок может посчитать сегодняшний день и его сегодняшнюю жизнь хуже, чем то время, в которое жили вы. У него может возникнуть сомнение: а надо ли сейчас стараться, если все не очень позитивно и вызывает какую-то тоску. Не грустите о прошлом времени, не грустите об учителях, которые вам нравились, а наоборот, умейте адаптироваться к сегодняшнему времени, к новым требованиям и задачам. Усмотрите во всем, что сейчас нужно от ребенка, задачи, развивающие вас, вашу семью и ваши отношения.

И, наверное, заключительная рекомендация– объединиться поколениями для того, чтобы сделать вашего любимого ребенка грамотным, умным, счастливым, умеющим и желающим учиться.Разница в знаниях, в преподнесении информации может предоставить ребенку альтернативу. Можно сказать: «Ты знаешь, внучок, интересно вы сейчас примеры решаете! А мы тоже самое решали вот так! Посмотри, одну и ту же задачу можно решить разными способами. Правильно, дедушка?» А дедушка подходит и говорит: «Слушай, внучок, а еще эту задачу можно вот так решить». После этого грамотный, умный, развитый ученик придет в класс и скажет: «Я знаю еще два способа решения задачи. Это бабушкин способ, а это дедушкин». И всех удивит своим знанием, получит две пятерки, одна из которых будет посвящена бабушкам и дедушкам, которые помогли и подсказали новый путь.

А родители, в свою очередь, пусть не возмущаются тем, что бабушка и дедушка путают ребенка не теми примерами и способами решения, а говорят: «Какие у нас умные бабушки и дедушки, которые до сих пор помнят, как решать примеры третьего класса! Оказывается, что пример третьего класса бабушки решали в шестом классе, а современные дети более развиты и интеллектуально подкованы!» Найдите что-то хорошее в этой ситуации. Ни в коем случае не спорьте о том, кто прав, а кто виноват. Самым важным критерием являются слова педагога, подойдите к нему. Учитель в этом случае более правильно и логично сможет донести ребенку то, что от него требуется.

– Уважаемые зрители, на этом я с вами прощаюсь, спасибо за то, что эти пятнадцать минут вы были вместе с нами.

 

Ведущий: Тимофей Обухов
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать