Союз онлайн: Четверть часа

25 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
СЕМЕЙНАЯ ГОСТИНАЯ: детская неряшливость. Гость студии – доктор психологических наук Юлия Токарева. Ведущий Тимофей Обухов.

– Мы продолжаем отвечать на вопросы наших зрителей. Сегодня поговорим о неряшливости детей возраста начальной школы. Почему это происходит? Каковы причины? Что такое неряшливость? И в чем она проявляется?

– Вообще на сегодняшний день родители очень редко говорят о неряшливости. Меня удивили звонки телезрителей, которые озаботились тем, что дети неаккуратно пишут в тетрадях, небрежно содержат свои школьные принадлежности. Мне показалось, что это отчасти связано с той аудиторией, которая нас слушает и смотрит. К сожалению, многие родители не уделяют внимание тому, что тема аккуратности и порядка является ключевой по жизни. И если сейчас, на начальном этапе, не приучить ребенка к порядку, то потом мы можем получить человека, который доставляет жуткий дискомфорт всем окружающим. Если немного затронуть эту тему в перспективе, то бывают клиенты, которые говорят, что им приходится работать с людьми, которые крайне неряшливы. Они неопрятны в своем внешнем виде, от них неприятный запах, они приходят в грязной одежде, содержат вещи, документы и рабочий стол в таком состоянии, которое всех вводит в шок, и это нерабочая обстановка, нерабочий вид.

Мне кажется, что наша сегодняшняя тема крайне актуальна. Если родители заботятся о будущем, то, конечно, необходимо обратить внимание на то, насколько ребенок сейчас аккуратен и опрятен. Что значит неряшливый ребенок? Конечно, слово «неряшливость» более житейское, чем научное. В науке в большей степени используются такие определения, как «аккуратность» и «опрятность». Неряшливый ребенок отличается тем, что он весь грязный, у него оборваны пуговицы, дыры на одежде. Если это мальчик, то его брюки без стрелок, и так далее. Неряшливый ребенок внешне неопрятен, не подстрижен, у него длинные грязные ногти. У неряшливых школьников нет чистых тетрадей, у них все тетради помятые, в капельках жира, сока, каши. У них сломанные карандаши, ручки и погрызенные ластики. Учитель обращает на это внимание, а родители, которые сами так себя ведут, этого не замечают. Внешнее проявление неряшливости происходит именно в таких формах.

– Юлия Александровна, а может произойти так, что родители, которые заботятся о внешнем виде детей (стирают, гладят) и делают все за них, в конечном итоге приведут к тому, что ребенок будет несамостоятельным и неряшливым?

– Тимофей, мне кажется, что здесь мы не можем сказать однозначно, потому что, когда ребенок утром надевает чистую одежду, он уже отчасти привыкает к этому. И в один прекрасный момент, когда родители не приготовят ему чистую одежду, он может сказать: «А почему у меня грязная одежда? Почему я иду в грязной рубашке?» То есть привычка к опрятности тоже формируется. Я склонна считать, что в большинстве случаев ребенок, который одевается чисто и опрятно, к этому привыкает. В дальнейшем, если ему никто не будет готовить чистую одежду, он будет делать это самостоятельно, потому что ему комфортно быть чистым.

Наиболее часто встречающаяся ситуация, когда ребенка никто не приучает, его внешний вид никого не волнует, может быть, родители тоже одеваются в не совсем чистую одежду, и ребенок это видит. Возможно, он чувствует какой-то неприятный запах от родителей и это его уже не смущает, он не видит порядка в доме, так как дома тоже все разбросано или находится в каком-то ненадлежащем виде, и для него это норма.

– Давайте поговорим о причинах неряшливости.

– Первая и основная причина неряшливости – это конечно, то окружение, в котором растет ребенок. Человек, будучи социальным существом, не может изнутри чувствовать потребность в аккуратности,опрятности, особенно в отношении самого себя. Если на окружающую реальность он еще может взглянуть критично, то на себя – нет. Только ближайшее окружение, только люди, которые рядом, могут его научить. Значит, причина неряшливости в том, что человека не научили быть опрятным, не создали для него условия, которые способствовали бы тому, чтобы в его опрятном и аккуратном виде ему виделось хорошее.

Вторая причина – когда аккуратность и опрятность в семье не входят в разряд обязательных привычек. Мы встречаем людей, которые говорят о том, что это излишне. Например, излишне покупать много одежды. В психологии есть даже целое направление, связанное с имиджем человека, которое говорит о том, что разные виды одежды используются не для того, чтобы человек чувствовал себя богатым и состоятельным, а для того, чтобы в какой-то ситуации, где ему нужно поработать (имеется в виду грязная работа), он не побоялся эту одежду испачкать, она для того и предназначена.Потом мы эту одежду снимаем и больше в ней не ходим. Другая одежда – нарядная, выходная, в которой мы можем выглядеть адекватно той ситуации, в которой находимся. Третий вид одежды – это домашняя одежда, в которой помаксимуму комфортно, и так далее.

Я не согласна с теми людьми(это бывают взрослые клиенты), которые говорят, что человек ведет себя неправильно, когда покупает себе много одежды. Наверное, для этого у него есть какие-то причины. Его жизнь и деятельность разнообразна, ему нужно выглядеть адекватно в разных ситуациях. С другой стороны, ему нужно быть чистым. И не всегда та одежда, которая постирана с вечера, высохнет к утру, чтобы ее можно было надеть. Поэтому есть другой комплект одежды, который можно использовать.

Бывает, что семья относится к своему внешнему виду пренебрежительно, и такое встречается среди наших слушателей и зрителей. Например, у мамы и у папы по одному комплекту одежды, они считают, что больше не надо. Возникает вопрос: «А в чем вы ходите, когда это постирано? А в чем вы ходите, когда это другая ситуация?» Если в том же самом, то ребенок видит, что никакой разницы в одежде нет, и, приходя из школы,не раздевается и в школьной одежде ходит дома. Вещи из-за этого портятся, и он приходит в школу неопрятным.

Если мы перенесем эту тему на все, с чем ребенок взаимодействует (тетради, учебники), то здесь будет тоже самое. Ведь это часть его. Если я встал из-за стола и вытер об себя кашу, то что мне мешает вытереть кашу о тетрадь?

– Или что мне мешает взять и порвать новую книжку, уронить ее на пол?

– Да. Или сидеть учить уроки за столом, опрокинуть чашку на тетради и учебники, отряхнуть их и заниматься дальше?

Вызывает непонимание ситуация, когда родитель (может, он и не относится к категории неаккуратных людей) наблюдает такое поведение у ребенка, видит, что ребенок обращается со своими школьными принадлежностями небрежно, но ничего не предпринимает, чтобы изменить его поведение.

Ребенок говорит маме: «Мама, я пролил на тетрадь чай», а мама отвечает: «Положи на батарею». В этой ситуации лучше возмутиться и сказать, что это документ, это то, что ты покажешь учителю. Я вспоминаю слова наших родителей, которые говорили, что тетрадь – это наше лицо, это то, какие мы есть. Необходимо, чтобы ребенок посмотрел на ситуацию как требующую иного отношения.

Если говорить об ошибках родителей, то к ним относится собственное поведение, когда они сами на глазах у ребенка, работая с документами, портят что-то и говорят, что в этом нет ничего страшного. Ребенок это видит и думает: «В следующий раз я сяду учить уроки на кухне и, если капну жиром или маслом, ничего страшного в этом не будет».

– У нас осталось не так много времени. Мне бы еще хотелось поговорить, какая есть разница между мальчиками и девочками в этом вопросе?

– Мы чаще замечаем, что менее аккуратны и более неряшливы мальчики, потому что, к сожалению, родители к мальчикам предъявляют в этом смысле иные требования и считают, что мальчикам можно быть неряшливыми. Если сын пришел в рваной рубашке, то иногда родители не комментируют это, не учат сыновей, а молча чистят и зашивают одежду. Это тоже одна из ошибок родителей. Не получив никого урока из этой ситуации, ребенок на следующий день опять приходит грязный, с дырой...

В отношении девочек немного другой подход. На них чаще обращают внимание с точки зрения внешнего вида, родители говорят: «Ты же девочка, ты должна быть аккуратна». Именно эта реакция взрослых, которая лежит в основе неряшливости или аккуратности, является решающей.

– Вновь мы говорим о том, что должна быть внимательность, работа родителей и участие. У меня возникает вопрос, где же взять столько времени, чтобы во всем участвовать?

– Тимофей, это жизнь, не надо выделять специальное время. Например, ребенок начал учить уроки на кухне и опрокинул чашку. Тут же реагируйте, для этого не нужно специальное время, а нужна правильная реакция в настоящий момент. Или ребенок зашел грязный, нужна правильная реакция: «Что с тобой? Иди бери щетку и чисти свои брюки. Покажи, как ты почистил? Ты плохо почистил низ, почисти еще раз. Посмотри, какая у тебя грязная обувь! Возьми и вымой обувь. Хорошо, молодец, отлично! Завтра ты будешь выглядеть опрятным человеком».

– В принципе, это на самом деле несложно.

– Это не специальный момент, это жизнь, это ситуация реагирования в настоящий момент.

– Благодарю Вас за то, что ответили на наши вопросы.

 

Ведущий: Тимофей Обухов
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать