Союз онлайн: Четверть часа

9 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
СЕМЕЙНАЯ ГОСТИНАЯ: преодоление тревожности у детей. Гость студии: доктор психологических наук Юлия Токарева. Ведущий Тимофей Обухов.

– Юлия Александровна, родители спрашивают, что делать, если ребенок тревожный, то есть сильно волнуется, переживает перед ответственными мероприятиями, контрольными и расстраивается. Эмоции, которые он не может сдержать, мешают ему в жизни. Я хотел бы поинтересоваться, в чем проявляется тревожность и что значит – тревожный ребенок?

– Действительно, эта тема очень важна, потому что если в начальной школе мы упустим момент уверенного поведения, то, скорее всего, эта тревожность перерастет из школьной в личностную. Дальше мы будем иметь дело с тревожной личностью, которая переживает по любому поводу, может быть, очень сильно переживает неудачи, поэтому лучше всего обратить внимание на это сейчас и позволить ребенку стать более уверенным, избавиться от лишней тревожности и волнения, которое ему мешает, сдерживает и сковывает.

По данным научных российских исследований, 5% детей относятся к категории тревожных. Чаще всего это дети тревожных родителей, поэтому мы опять обращаемся к родителям. Родители сами могут быть людьми тревожными и очень сильно переживать перед какими-то ответственными мероприятиями, даже перед теми, что не связаны с их собственными делами, например, перед контрольной работой своего ребенка. Если сам родитель всю ночь не спит и пьет валериану, чтобы успокоиться, конечно же, следом за ним будет ходить ребенок и спрашивать: «Мамочка, а что ты не спишь?» А мама будет говорить: «У тебя контрольная работа, ты тоже не спишь». Таким образом родители передают некую норму поведения – не спать перед каким-то мероприятием. Это может быть вообще многопоколенная проблема: тревожная бабушка, тревожная мама и теперь тревожная дочка. Поэтому есть смысл разобраться с собственной тревожностью и решить, по какому поводу нужно переживать, а по какому нет.

Как ведет себя тревожный ребенок? Первый признак тревожности, это действительно видимое волнение. Собираясь на какое-то ответственное мероприятие, ребенок может мять руки, несколько раз перечитывать стихотворение, которое ему нужно прочитать, постоянно повторять его про себя, как-то еще настраивать себя. Если ребенок православный, он может постоянно читать молитвы, что-то шепча. Тогда есть смысл обратить внимание на ребенка, спросить: «Что случилось? Что ты все время говоришь?» В таких случаях нельзя допускать ошибку, говоря: «Ты волнуешься? Правильно! Это очень важно и ответственно». Это внушение может привести к тому, что ребенок не сможет скоординировать меру волнения, и оно станет запредельным. Если мама сказала: «Правильно! Волнуйся!», таким образом, получено разрешение на волнение, и ребенок начинает переживать еще больше. И когда нужно будет рассказать стихотворение, он не сможет вспомнить ни строчки. Сила волнения настолько велика, что никакая мысль больше в голову не идет, и, придя из школы домой, он скажет: «Мама, я волновался».

– Из собственной практики могу сказать, что видел таких людей, и сам зачастую очень волнуюсь, что реально мешает в работе, в жизни, в выступлении. Обучаясь в театральном университете, я вижу ребят, которым уже далеко за двадцать, и от волнения, которое они испытывают при сдаче стихотворений и рассказов, доходит именно до того, что они забывают слова и не могут их прочитать.

– У тревожности есть две стороны. Первая – нормативная: когда человек сталкивается с действительно очень значимым событием, требующим от него особых усилий и проявлений, он может волноваться. Мы считаем, что нормально, когда перед экзаменом человек волнуется. Но вторая сторона – это волнение чрезмерное, когда оно становится практически ведущим состоянием человека и не дает всему остальному пройти в поведение. Над этим есть смысл поразмышлять и поработать. Пути решения будут у каждого свои, но мы начинаем всегда с причины.

Продолжая говорить о причинах школьной тревожности и причинах волнения ребенка, есть смысл поговорить об очень важной составляющей тревожности – отношении к ребенку в семье. Прежде всего тревожные дети – это дети очень строгих родителей, которые очень серьезно, жестко, может быть, даже физически наказывают за неудачу.Боясь наказания, ребенок очень волнуется, он представляет, какое наказание последует за его ошибкой и больше ни о чем не может думать. Иногда бывает, что родители говорят: «Мы конкретно его не наказываем, это старший ребенок у нас абсолютно безобразный, а младшего мы не наказываем». Но младший ребенок автоматически принимает на себя роль старшего и представляет, как его накажут за какое-то нарушение, ошибку, и это является причиной его волнения.

Следующая причина тревожности – когда в семье очень нестабильная ситуация. Родители конфликтуют или социально нестабильны. Например, высокий уровень тревожности наблюдается у детей из семей, не имеющих постоянного место жительства, переезжающих с места на место и не имеющих стабильной материальной стороны. Родители вслух проговаривают ребенку, что им тяжело, у них нет денег, нет жилья, какие-то проблемы на работе. Слыша об этих трудностях, уровень тревожности ребенка повышается в разы, ребенок принимает на себя эту тревожность и проблемы, в нем живет сопереживание родителю, так как он часть семьи. Как помочь родителям, он не знает, и единственное, что он может сделать, это переживать вместе с ними. Поэтому высокий уровень тревожности очень часто связан с семейной нестабильностью.

Следующая причина – когда в семье есть перекос семейных ролей: члены семьи меняются ролями. Например, ребенок будит свою маму и говорит: «Мама, вставай, тебе пора на работу». Когда папа становится мамой, начинает готовить и вытирать нос ребенку, а мама торопится зарабатывать деньги. Эта не совсем понятная для ребенка жизненная ситуация становится тревожной. Он не может ее принять и понять, и это формирует для него определенное напряжение.

Очень часто тревожное поведение в школе присутствует у детей, которые не довольны своим положением в классе, той ролью, которой ему выделил класс. Он может посещать спортивную секцию, где его любят, принимают и у него много друзей, и там эта тревожность незаметна, он даже может очень смело вести себя на каких-то соревнованиях и выступлениях. Это связано с той командой, в которой он находится: она ему дает колоссальную поддержку, ресурс, который позволяет справиться с соревнованиями. А в классе, даже во время ответа у доски критика педагога, сравнения с другими детьми,насмешки сверстников вызывают у него чувство тревожности. Здесь есть смысл поговорить с учителем и сказать: «Ребенок очень переживает, готовясь к выступлению перед классом, потому что он говорит, что все над ним смеются. Могли бы Вы больше поддерживать его? Попросить класс не смеяться? Может быть, помогать ему в ответах, чтобы он чувствовал себя смелее».

– Мы затронули некоторые причины, которые могут повлиять на возникновение тревожности у ребенка. А какие бы Вы дали рекомендации, если ребенок тревожный? Как вообще определить, что ребенок тревожный?

– Начнем с определения. Тревожный ребенок – это ребенок, который часто говорит: «Я волнуюсь, я боюсь, я переживаю. Мне кажется, что я не справлюсь». То есть первое – это вербальное обозначение своего состояния, которое говорит о том, что он тревожится. Второе – внешнее поведение ребенка тоже говорит о том, что он волнуется. Например, он может быть суетлив, может несколько раз что-то проверять, например открывать портфель и смотреть, все ли он собрал и т.д. Третий признак – это когда ребенок в школе проявляет свою несмелость, робость. Учитель говорит, что он категорически не идет к доске, не встает отвечать, не поднимает руку.

Следующий признак тревожности – ребенок не общается ни с кем из ребят, сидит в стороне, наблюдает за происходящим со стороны. Видно, что ему хочется, но он не решается: его что-то пугает или не хватает собственной решительности.

Иногда, когда мы говорим о контрольных точках, ребенок может спрашивать: «Мама, а ты меня накажешь? А если я получу двойку то, что будет? Мама, а за двойку ты меня наругаешь?» Или ребенок может спросить у строгого папы: «Папа, а если я получу двойку, как старший брат Вася, ты меня будешь также бить?» Мы понимаем, что на основе сравнения ребенок уже формирует волнение.

Что в таких случаях делать? Первое –родителям смягчить требования, перейти на позицию поощрения ребенка и присмотреться к тому, какой из способов к нему больше подойдет, для того чтобы его контролировать и научать. Возможно, строгость и дисциплинарность не совсем подходят вашему ребенку. Если ситуация связана со школьным контекстом, то можно поговорить с педагогом и спросить: «Могли бы Вы рассказать о том, как Вы оцениваете? Как он отвечает у доски? Как Вы его хвалите, как реагируете на двойки? А когда Вы ставите двойки? Может так быть, что класс не поддерживает моего ребенка? Что бы Вы могли сделать, чтобы он влился в коллектив, стал его частью и ему было там комфортнее?» То есть смелее обращаться к педагогу, сотрудничать с ним, для того чтобы школа была для ребенка приятным мероприятием, процессом, который увлекает, который делает его счастливее.

– Друзья, если у вас возникли вопросы, по номеру +7 (982) 628-16-14, вы можете задать Юлии Александровне интересующие вопросы.

 

Ведущий: Тимофей Обухов
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать