Союз онлайн: Четверть часа

8 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
СЕМЕЙНАЯ ГОСТИНАЯ. Начальные классы: усвоение школьной программы. Часть 3. Гость студии: доктор психологических наук Юлия Токарева. Ведущий Тимофей Обухов.

– Юлия Александровна, мы продолжаем говорить о проблемах усвоения школьной программы учениками младших классов, об их причинах. Что еще является факторами, мешающими усвоению и, соответственно, усложняющими жизнь детям, учителям и в конечном итоге родителям?

– Мы уже говорили о том, что если ребенок вообще не усваивает программу, то речь идет о комплексном нарушении, и родителям есть смысл обратиться к специалисту для того, чтобы разобраться в клинической картине и здоровье ребенка. А когда мы видим проблемы в каких-то отдельных дисциплинах, то, скорее всего, речь идет о незначительных нарушениях, которые родители могут устранить самостоятельно, приложив к этому свои усилия и правильно организовав дополнительное время и нагрузку на ребенка.

Следующая причина, о которой очень важно поговорить, – это развитие памяти ребенка. К сожалению, мы очень часто наблюдаем ситуацию, когда дети не могут уложиться в тот норматив памяти, который им положен по возрасту. Начиная со старшего дошкольного возраста, ребенок в состоянии запомнить десять не связанных между собой слов и достаточно хорошо запоминает три четверостишья стихотворения.

Уважаемые родители, если ваш ребенок в дошкольном возрасте запоминал очень мало стихотворений, песен, пословиц и поговорок, то в школьном возрасте вам придется дополнительно уделить внимание тому, чтобы развивать его память. Это делается, когда ребенку дается задание запомнить что-либо. Конечно, сейчас мы не будем предлагать ему запоминать что-то бесполезное, какие-то стихи, которые неинтересны ни ему, ни вам. Это может быть запоминание каких-то учебных текстов, стихов, которые положены по программе. Старайтесь просить ребенка максимально близко к тексту воспроизвести все, что он прочитал. Сейчас развитие памяти будет требовать особого включения. Это ежедневные занятия, которые связаны с запоминанием, повторением и воспроизведением. Спрашивайте у ребенка, что он запомнил из вчерашнего текста или из того, который был прочитан несколько дней назад, и т.д.

Ребенок может хорошо справляться с заданием кратковременного характера. Например в классе он работает замечательно, но все, что связано с запоминанием, –выучить стихотворение, пересказать что-то, – ребенку дается с трудом, так как он не помнит. Мы говорим об особом случае, когда нужно развивать память, дабы сохранить ту информацию, которую ребенок должен вспомнить спустя какое-то время.

Следующая причина – это астенические состояния ребенка, когда он достаточно специфичен в переживании каких-то процессов и ведет себя эмоционально спокойно, то есть ребенок проявляет признаки равнодушия к чему-либо. Такое состояние может иметь последствия – меньшую заинтересованность, меньшее рвение практически ко всему. Это может проявляться в следующем: ребенок не успел­– значит не успел, не понял – значит не понял. То есть его вообще не интересует процесс доведения какого-то дела до конца, его не интересует задача понимания того, что от него требовалось. В основном он пользуется механическим запоминанием, механическим действием и поступает по принципу «авось», «а вдруг»: «Авось правильно сделаю», «А вдруг поставлю такую цифру, может быть, она правильная…» Сейчас в школах очень часто используется тестовая система, и эта та категория детей, которые наугад отвечают по тестам. Бывает, конечно, что их система и принцип срабатывают, у них хорошо получается, их самих это удивляет, но мы видим здесь как раз отсутствие момента понимания. Ребенок поступает наугад, выполняет задание только по мере каких-то своих интересов и дальше он ничего не делает.

В этом случае можно порекомендовать родителям наблюдать за ребенком и просить довести дело до конца. Вы можете видеть, что процесс подготовки домашнего задания сопровождается многократным отвлечением или ребенок звонит своим одноклассникам, спрашивая, какой ответ, не интересуясь, как они пришли к этому ответу. В усвоении материала очень мешают решебники, в которых есть готовые ответы. Ребенок пользуется решебником и переписывает все ответы, не понимая, как пришли к этим результатам. Поэтому нужно относиться внимательнее к самому процессу домашнего задания: может быть, есть смысл задавать дополнительные вопросы: «Как ты пришел к этому ответу? В результате чего ты получил эту цифру?» Или, например, ребенок прочитал текст, ему нужно его пересказать, а он прочитал только начало текста, выхватил середину и конец. И говорит: «Это рассказ об этом, потому что вот это… и закончился на этом». Родителю нужно уделить внимание каким-то деталям и узнать, действительно ли прочитан весь текст, или ребенок пробежался вскользь, не поняв и не уловив смысла. Если педагог спросит о тексте спустя неделю или две, то ребенок вряд ли сможет вспомнить то, что он учил таким образом.

Следующей причиной является болезненное состояние ребенка, когда он физически не совсем здоров, поэтому у него снижена работоспособность. Я думаю, что многие родители знают, что у детей вследствие того или иного перенесенного, хронического или генетического, заболевания повышается уровень утомляемости. Ребенок в силу этих обстоятельств не может усвоить какую-то группу дисциплин. В этом случае придется повторять дома все, что говорили в школе, потому что на каком-то этапе ребенок отключился от того, что говорил педагог, и еще раз пройти с ним какой-то классный урок. Обязательно уделите внимание отдыху: то есть двадцать минут ребенок занимается уроком, а десять минут отдыхает и т.д. Таким образом, мы не навредим его физиологии и в то же время не упустим те знания, которые он должен получить.

Последний момент, который влияет на успеваемость ребенка и усвоение учебного материала, – это его эмоции, его эмоциональное состояние. У тревожного ребенка или у ребенка, переживающего какую-то травматическую ситуацию в жизни его семьи, снижается уровень концентрации внимания и сосредоточенности, поэтому он хуже других детей усваивает материал, который дается в школе.

– Под словами «травматическая ситуация» подразумеваются какие-то семейные проблемы?

– В данном случае это то, что является травматичным для ребенка. Например, для большинства детей травмой является развод родителей, гибель родителя или уход родителя непонятно по какой причине. Даже если родитель не пришел ночевать (мама или папа понимают, почему это произошло, но ребенку об этом не говорят), для него это будет травмой. Он придет в школу и будет учиться хуже, чем все остальные.

– А смена места жительства, к примеру, тоже может как-то повлиять на успеваемость?

– Конечно, потому что это требует адаптации, включения, привыкания и ориентирования. Действительно, все эти социальные ситуации тоже влияют на глубину усвоения. Да, он присутствует на уроке, но на самом деле он не настолько включен, чтобы заинтересоваться уроком, у него свои мысли. У ребенка может быть даже эмоциональное замирание, чтобы сохранить себя для решения более сложной эмоциональной задачи. Поэтому старайтесь уделить внимание комфорту ребенка, чтобы ему было в школе интересно и хорошо, создавайте в семье такие условия, которые были бы ресурсными для обучения. Может быть, необходимо подбадривать ребенка на учебу, почаще вести с ним беседы о том, как интересно в школе, удивляться каким-то его новым знаниям, преподносить интересные знания в необычной форме, чтобы они закрепились и стали лучшими для усвоения.

– Мы поговорили об основных причинах, влияющих на сложность усвоения школьной программы. Это наша третья передача и у нас есть несколько минут для того, чтобы подвести итоги. Прошу Вас дать рекомендации и советы для наших телезрителей, прежде всего для родителей детей начальных классов.

– Уважаемые родители, я предлагаю ориентироваться на усвоение учебного материала, а не на оценку как таковую. Мы все знаем, что знание, которое стало собственным и понятным, несмотря на то, что, может быть, оно преподнесено не совсем в той форме, которая заслуживает отличной оценки, все равно остается у ребенка. Худшая ситуация, когда ребенок получает пятерки и четверки, но это знание кратковременное, оно ушло буквально за считанные дни, и ребенок это больше не вспомнит. Поэтому обращайте внимание на истинные знания, на то, что ребенок действительно понял, усвоил это понимание и этот урок.

Следующий момент –когда ребенок что-то не понимает. Обязательно уделите внимание и время тому, чтобы еще раз вернуться к этому непонятому и сделать его интересным знанием, которое можно потом использовать. Если вы видите, что у ребенка есть определенные трудности, обращайтесь к специалистам. Нет ни одного случая и проблемы, которые были бы неразрешимыми, в любом случае для вашего ребенка и ситуации найдется какие-то решение. То знание, которое ребенок получает в школе, несомненно, важно для его будущего, потому что оно складывается в определенную систему понимания, которое невозможно без цепочки. Поэтому убирая какое-то звено из этой цепи, мы разрушаем всю цепь. Нам очень важно, чтобы ребенок рос целостной личностью, обладающей прочными знаниями. Участвуйте в усвоении материала, помогайте ребенку сделать то, что он учит, интересным и увлекательным. Сами будьте более активными в процессе усвоения программы и знаний.

– Спасибо, Юлия Александровна!

 

Ведущий: Тимофей Обухов
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать