Союз онлайн: Четверть часа

8 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
СЕМЕЙНАЯ ГОСТИНАЯ: ребёнок ведёт себя агрессивно - что делать? Гость студии: доктор психологических наук Юлия Токарева. Ведущий Тимофей Обухов.

– Мы продолжаем говорить о различных видах поведения в школе, недавно говорили о гиперактивности. Напомню зрителям, что мы остановились на агрессивном поведении и договорились посвятить этой теме целую передачу. Что же это за поведение?

– Агрессивность –поведение, направленное на причинение вреда и ущерба другому человеку. В психологии есть очень много понятий, определений и теорий агрессии, но я думаю, что мы сузим эту тему до интереса родителей детей начальной школы. В данном случае агрессия ребенка школьного возраста связана с причинением вреда другому с целью защиты себя либо с целью устранения другого объекта из поля своей деятельности и интересов.

– Каковы же причины агрессии?

– Чаще всего агрессивный ребенок в школе – это ребенок, который имел такое поведение и его проявления и ранее. Если педагог наблюдает такое поведение в классе, то есть смысл задать вопрос родителю: «Скажите, ребенок начал вести себя так только в школе или он еще в детском саду дрался и обижал кого-то?» Если родители отвечают, что это у нас было всегда, то, скорее всего, такое поведение становится для ребенка уже нормой и работать с ним придется обязательно в сотрудничестве с родителями, другими детьми и, конечно, с самим педагогом.

Если агрессия возникла как следствие ситуации, которая создалась у ребенка в школе, например, ему все время приходится себя защищать: отстаивать свою точку зрения, свое пространство, территорию, свои предметы, тогда педагогу нужно обратить внимание на обстановку в классе, которая, скорее всего, провоцирует детей на агрессию. Иногда бывает так, что агрессия носит заражающий характер: один ребенок подошел и толкнул, второй ребенок, глядя на это, тоже толкнул другого, и эти действия начинают занимать ту часть времени, которая по идее должна быть посвящена отдыху. Вместо этого дети дерутся, проявляют агрессию, и в этом у них появляется свой смысл и времяпровождение. На это тоже надо обращать внимание, потому что это физическое здоровье детей и определенный стереотип – установка видеть в школе возможность подраться и проявить свою агрессию.

Также причиной агрессии ребенка, конечно, является агрессивное поведение родителей. Мы уже не раз говорили о том, что физическое наказание детей, домашняя агрессия несомненно отразятся на поведении ребенка в школе. Подобно родителям, он будет агрессивен по отношению к своим сверстникам. Если родители в отношении других детей проявляют агрессию, наказывают, бьют их, причиняют боль, и ребенок это видит, конечно же, он с этим поведением может прийти в школу и попробовать его на сверстниках. А если он увидит, что это дает ощущение власти, победы, такая форма может закрепиться. Таким образом, причин для агрессии может быть очень много. И они могут быть даже природного характера, когда хочется попробовать себя, хочется кого-то обидеть и посмотреть, действительно ли он может причинить какую-то боль и от него может кто-то пострадать, довести это до привыкания и стиля жизни.

– Юлия Александровна, не знаю, согласитесь Вы со мной или нет, но родители часто говорят, что это нормально, когда мальчики дерутся, может, чуть больше, чем другие: «Ну, характер у него такой! Так он себя ведет», и не придают этому особого значения, соответственно ничего с этим и не делают.

– Я считаю, что игнорирование подобного поведения ребенка не совсем правильный подход, потому что за агрессией стоит именно умышленное причинение вреда другому. Такой проблемой часто страдают дети, в семьях которых нет понимания добра и зла, нет понятий «хорошо» или «плохо». Мы часто наблюдаем агрессивное поведение у детей из семей, где разрешено все, главенствует принцип вседозволенности, например, ты можешь толкнуть маму или некрасиво с ней пошутить.

Одна из таких историй о шутках детей начальной школы: сын в первом классе, дочка – в четвертом. Родители устроили семейный ужин, мама несет на стол горячий пирог, хочет присесть на стул, а дети вдвоем выталкивают его из-под мамы. Мама падает на пол,горячий пирог со всем содержимым – на маму, мама обжигается, а дети в хохоте разбегаются: им весело наблюдать, как они пошутили над мамой. То есть, мне кажется, что если сейчас вы не обращаете внимания на то, как агрессивно ведет себя ребенок по отношению к другим, то потом сами окажетесь в подобной ситуации. Ребенок будет зол и не заметит границы дозволенного даже по отношению к собственному родителю. Поэтому обращать на это внимание очень важно.

– Чтобы не оказаться в такой ситуации, наверное, можно как-то скорректировать такое поведение, можно как-то с ним бороться?

– Обязательно. Но начнем с того, что в теме «агрессия» в качестве коррекции слово мы не будем употреблять «борьба», потому что бороться с агрессивным ребенком – это как раз то, чего он хочет.

– Это подливание масла в огонь.

– Да, конечно! «Давай, кто кого! Ты меня, я тебя», и так далее. С точки зрения психологии и терапии с агрессивным ребенком не рекомендуется использовать в качестве упражнений или средств взаимодействия, такие методы,как борьба. Для некоторых детей подходит вариант, когда взрослому предлагается побороться с ребенком и победить его. Но если это агрессивный ребенок, он обидится на то, что в прошлый раз проиграл и будет ждать звездного часа, когда победит взрослого.

– А ждать он может долго.

– Да, и все время будет искать возможностей для своего триумфа, чтобы ощутить свою победу. Взрослый уже может и не бороться с ним, забыть, как в ситуации со стулом, а ребенок может хотеть свести счеты. Поэтому надо действовать не борьбой, а убеждением и собственным примером показать, что в мире есть добро и есть зло. За добром стоят такие последствия, как: друзья, симпатия, принятие. А за злом стоят только враги, которые будут видеть в тебе соперника и будут желать с тобой сразиться, сделать тебе больно, так же, как и ты.

Дальше можно использовать моменты, которые связаны с социальными нормами. Вообще, надо показать, что есть нормативное поведение и не принято кидаться на человека до того, пока ты не ощутишь от него какую-то реальную угрозу. К агрессивному ребенку нужно подойти с точки зрения возможности какого-то нормативного выплеска своей энергии и агрессии. Мы уже говорили о том, что можно побить подушку, чтобы выплеснуть свой гнев, не на ком-то, а в таком вот формате. Это могут быть игры, вроде «Покричи громче», в такую игру удобно играть в лесу или где-то на улице, когда родители агрессивного ребенка предлагают ему покричать или побегать с ускорением на улице, чтобы выплеснуть свою энергию, агрессию и т.д. Есть игры, связанные с подражанием эмоциям, например, изобразить злость и посмотреть на себя в зеркало, какой ты, когда злой, а потом изобразить радость и опять посмотреть на себя. Будет здорово, если в такие игры родители будут играть вместе с детьми, тогда ребенок может почувствовать себя обучаемым, потому что родитель это тоже делает. Ребенок будет близок к состоянию, когда он может контролировать себя и управлять своим поведением. Замечательно, если после таких игр родители разговаривают с ребенком об отношениях к другому, о том, что дружба и солидарность – это здорово.

Один известный психолог Г. Хоментаускас предлагает при общении с агрессивным ребенком очень много внимания уделять заботе о ком-то, когда вместо агрессии мы начинаем заботиться о кошке. Например, агрессивному ребенку можно вменить в обязанность уход за домашним животным, но обращать внимание, как он это делает, чтобы это было действительно с любовью, заботой, с состраданием. Для начала надо самому показать пример, как это делать: погладить, покормить, посмотреть, все ли скушал любимый кот и т.д. Или начать кормить птиц зимой: «Давай пойдем и покормим птиц, так как зима для них голодная пора. Давай поухаживаем за ними». То есть формат переключения на заботу позволяет агрессивному ребенку усвоить другие ценности.

– Юлия Александровна, спасибо, что отвечаете на наши вопросы!

Дорогие друзья,напоминаю вам, что по номеру телефона +7 (982) 628-16-14 вы можете задавать свои вопросы Юлии Александровне. Спасибо за то, что были с нами!

 

Ведущий: Тимофей Обухов
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать