Союз онлайн: Четверть часа

4 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
СЕМЕЙНАЯ ГОСТИНАЯ: подростковый алкоголизм. Часть 3. Гость студии: доктор психологических наук Юлия Токарева. Ведущий: Тимофей Обухов.

– Юлия Александровна, продолжаем говорить на очень важную тему, которая волнует многих родителей. И мы с Вами на эту тему в том числе говорим потому, что зрители телеканала «Союз» дозваниваются, задают вопросы. Поговорим о подростковом алкоголизме. Может быть, не совсем о клинических случаях, а о том, что если родственники, родители, бабушки, дедушки употребляли алкоголь, у них была своя какая-то зависимость, то какова вероятность, что у ребенка в подростковом периоде, когда он начинает проявлять интерес к алкоголю в компаниях или как-то самостоятельно, это тоже превратится в зависимость?

– Действительно, эта тема наших родителей очень волнует, и даже не только родителей, но и тех родственников, которые констатируют в той или иной семье факты злоупотребления алкоголем и спрашивают, можно ли что-то сделать для того, чтобы ребенок этого избежал. И вообще, может ли ребенок, дедушки, папы в семье которого злоупотребляли алкоголем и, может быть, даже лечились от данной зависимости, испытывать к алкоголю неприятие, то есть не страдать такой проблемой.

На самом деле (и мы говорили много раз в передачах) все начинается с семьи. И если только сейчас, в подростковом возрасте, родители и близкие стали, уже замечая, что ребенок употребляет алкоголь, возвращаться к этой проблеме как к семейной, то, к сожалению, иногда что-то сделать уже бывает поздно, по крайней мере самостоятельно. Если привлечь к этой проблеме специалистов, психологов, а может быть, даже наркологов, тогда, возможно, благодаря им своевременное участие и купирование этой проблемы может дать результаты. Но если вы замечаете, что ваш ребенок регулярно употребляет – это больше, чем три-четыре раза в неделю, – то лучше обратиться к специалисту; здесь ситуация предотвращения, наверное, уже упущена.

– Юлия Александровна, давайте разбираться в этом вопросе. Вы сказали, что регулярно – это три-четыре раза в неделю и чаще. Если меньше, то можно не беспокоиться?

– Вообще у данной зависимости есть четыре уровня, как у любой зависимости. Первый уровень – это экспериментирование: «Дай-ка я попробую». И вот такое разовое употребление, неважно чего – алкоголя либо каких-то других препаратов и средств, – в дальнейшем может ни во что не превратиться и никак не сказаться. Но иногда бывает так, что этот опыт оказался для ребенка чем-то интересен и привлекателен, а может быть, он принадлежит к той группе, которая регулярно употребляет. Следующий уровень – это употребление. И, общаясь с этими детьми, с этой группой, невозможно вести себя иначе. Тогда получается, что ребенок после стадии экспериментирования переходит на следующую – уже употребления.

Далее наступает стадия регулярного употребления, когда у ребенка, несмотря на то что пока привычки нет, есть уже некий режим употребления. Например, та группа, в которую он входит, употребляет алкоголь по каким-то дням, потому что тогда, например, родители дают им карманные деньги или, может быть, кто-то из них сам зарабатывает, у него появляются эти средства, и он делится с другими. В некоторых группах (и это уже более сложный случай) дети, для того чтобы употребить алкоголь, прибегают к воровству, и у них есть какие-то определенные дни. Подростки сами рассказывали, что они знают в каких-то супермаркетах смены охранников, которые проявляют некое попустительство, а может быть, даже им как-то помогают в их воровстве, позволяют им украсть. И если сегодня смена этого охранника (они ждут этого дня), то они воруют пиво, энергетические или спиртные напитки. То есть следующая стадия – регулярное употребление.

И последняя – это уже привычка, непосредственно зависимость, когда ребенку не нужна компания, то есть, возможно, она ему и важна, но не всегда нужна. У него уже есть потребность, с которой он не может справиться. Один он будет употреблять или кто-то будет с ним рядом, где он возьмет спиртное (или то, что делает его зависимым) – украдет, купит, возьмет у родителей и так далее, – уже не играет роли, а есть уже сам факт потребности в этом зависимом поведении.

Поэтому важно увидеть, на какой стадии ребенок, и как можно быстрее разобраться с помощью специалиста, поговорить с ребенком на эту тему более откровенно, не бояться каких-то очень серьезных признаний.

– Вы сказали о том, что зачастую родственники беспокоятся о будущем подростка, о будущем ребенка: будет ли у него какая-то генетическая зависимость, передастся она от родителей (одного из них) или нет. Может быть, это смешной вопрос: дети как-то по этому поводу задумываются сами? Они смотрят на пример своих родителей и говорят, допустим: «Наверное, меня такое же ждет» или, напротив: «Я не буду этого делать». Как эта ситуация разворачивается с точки зрения детей?

– Вообще, на самом деле дети, пусть несознательно, не всегда в этом признаются, любят своих родителей, они ориентируются на них. И несмотря на то, что родитель страдал такой болезнью, был зависим от алкоголя или каких-то других форм, которые у нас считаются деструктивными формами, ребенок так или иначе присоединяется к этому родителю. И несмотря на то, что это вредная привычка, асоциальная форма поведения, на каком-то этапе она приходит в жизнь ребенка. То есть он несознательно, но стремится к этому образу, к этому формату.

Иногда бывает, что именно запретный плод, когда родители говорят: «Ой, давай только ты не будешь как папа, тем более как дед», вызывает огромное желание и интерес: «А это какой? А дай-ка я как раз им и побуду, потому что чего это все туда не пускают, почему все так не хотят, чтобы я был таким?» И вот такая формулировка, наоборот, становится для подростка особенно привлекательной. Мама говорит: «Ты знаешь, наш дед пил регулярно», а ребенок спрашивает: «А это сколько?» – «Практически каждый день понемногу. Мы вначале не замечали». А потом мы смотрим, что и подросток начинает вот так, по чуть-чуть, незаметно для родителей, приходить домой с запахом алкоголя. И мама говорит: «Надо же, я ведь только проговорила, что это было плохо, а сейчас я наблюдаю это у собственного ребенка».

И здесь мы находим очень закономерный психологический механизм, связанный с интересом ко всему запретному, к тому, что делать нельзя, а особенно всё, что связано с взрослой жизнью, с взрослыми и такими значимыми людьми, которые с тобой одного пола, одной крови. Они оказались значимыми, потому что о них все вспоминают. Вот о каком-то родственнике, который не пил, не курил и сам по себе работал потихонечку, вообще никто не говорит, а вот об этом, который был проблемой всей родни, все говорят. Кто тут ярче и интереснее, по крайней мере для подростка? Конечно, тот человек, тот родственник, который у всех на слуху.

– А как быть, когда дети, подростки приходят в таком состоянии, после употребления, не домой, а бывает, и в школе появляются? Зачастую на такие случаи учителя стараются не обращать внимания или не говорить об этом; некоторые, конечно же, предупреждают родителей о том, что их дети пришли в состоянии алкогольного опьянения, неопьянения, – это еще вопрос, но то, что с запахом, какие-то признаки поведения… Как с этим быть?

– Это один из вопросов телезрителей, когда маме, которая воспитывает ребенка одна, позвонила классный руководитель и сказала: «Ваш ребенок сегодня с группой детей из своего класса, из других классов явились во время урока, и учитель заметила, что они все пришли с запахом спиртного. Обратите внимание на поведение вашего ребенка, потому что это вообще уже из ряда вон выходящий случай, к нам так не приходят». И мама спрашивает: что делать, как правильно реагировать на эту ситуацию?

Во-первых, хочу сказать: уважаемые родители, конечно, опирайтесь на мнения и наблюдения педагогов класса, педагогов вашего ребенка. Потому что они видят, так случилось, больше, чаще, и они более объективно дадут картину того, что ребенок меняется. И если, например, та мама заинтересовалась вопросом: «Это вообще что-то постоянное с моим сыном или это какое-то исключение?», то наладить регулярный диалог с педагогом – это важно. И необходимо спросить: «А вот этот случай, когда он пришел вместе с остальными, – это впервые, на это уже стоит обратить внимание, сказать об этом, или это некий эксперимент, который прошел и больше не повторится?»

Педагоги с опытом могут сами подсказать, как правильно себя вести маме, которая впервые столкнулась с подобной ситуацией. Педагоги очень часто замечают, что дети, например, в понедельник приходят сонные, не хотят работать, хотят спать, хотят, может быть, чтобы их как-то изолировали от учебы. И в пятницу, например, ребенок приходит немножко в другом настроении, ему вообще не до учебы. И здесь мы видим уже какую-то закономерную картину поведения ребенка в формировании данной зависимости.

Если учитель поделилась такой информацией с родителем, то есть смысл уже взяться за решение этой проблемы, потому что, скорее всего, вопрос в том, чтобы начать разговор именно о зависимости, которая приходит в жизнь этой семьи. Вообще учителя в школе, несмотря на то что они очень педантичны и принципиальны, вместе с тем и объективны. То есть редко когда педагог, говоря об алкоголизме ребенка, начинает беспричинно поднимать эту ситуацию. И если в школе уже заявили о том, что ребенок замечен, то скрывать, бояться или не верить, не доверять этой информации не стоит.

– Спасибо большое, Юлия Александровна, за Ваши ответы.

Ведущий Тимофей Обухов
Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать