Союз онлайн: Четверть часа

31 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
СЕМЕЙНАЯ ГОСТИНАЯ. Начальные классы: усвоение школьной программы. Часть 2. Гость студии: доктор психологических наук Юлия Токарева. Ведущий Тимофей Обухов.

– Юлия Александровна, мы продолжаем говорить о трудностях усвоения школьной программы. В нашей предыдущей программе мы затронули общие аспекты и остановились на том, что неусвоение программы может зависеть не только от ребенка, но и от сложности выбранной школой программы – где-то она чуть проще, а где-то – сложнее. И бывает, что родители стремятся улучшить качество и уровень образования ребенка, поэтому отдают его в лицеи, в классы с более сложной программой. Зачастую возникают проблемы с усвоением, тройки. Это не удовлетворяет ни родителей, ни учителей. Как быть в этой ситуации? И стоит ли переводить ребенка в другую школу, в другой класс, где программа проще, то есть работа основана на общеобразовательном стандарте.

– Действительно, вопрос, связанный с возможностью усвоения программы обучения ребенком, часто задают родители учеников гимназических классов и школ с углубленным изучением какого-то предмета или дисциплины.Мне не хотелось бы обобщать ситуации, связанные с тем, что программа ребенку не подходит. Многое зависит от метода обучения. Мне кажется, что если дети подобраны без отклонения в развитии, то ответ на вопрос, почему ребенок не усваивает программу, заключается в методе научения. В данном случае родителям есть смысл задать вопрос о причинах неусвоения программы педагогу, который обучает ребенка и выставляет ему двойки и тройки по учебным предметам. Можно сравнить результаты обучения вашего ребенка с другими детьми класса, и если вы видите, что весь класс получает низкие оценки, то, вероятно, вопрос именно в методе научения. В педагогической психологии есть такая формулировка: любой ребенок обучающийся, может и должен научаться.И здесь вопрос именно в педагоге и тех приемах, которые он использует.

Если мы возьмем более конкретные ситуации, то часто ребенок не успевает не по всей программе, а по каким-то отдельным дисциплинам. Здесь идет речь о том, что мы достаточно рано начинаем выделять детей, которые отличаются по своим математическим и гуманитарным способностям. К сожалению, когда родители отдают ребенка в первый класс, они не всегда знают его способности в математике или в гуманитарных областях и, например, записывают его в класс с математическим уклоном. И здесь мы видим, что ребенок в гуманитарном блоке очень хорошо успевает, а в математическом – вообще никак. Тогда можно задать вопрос: не будет ли лучше поменяться классами и отдать ребенка в гуманитарный класс или школу, потому что там у него получается лучше? Можно так поступить. Можно попробовать дополнительно развивать определённые способности, чтобы ребенок был развит всесторонне – в гуманитарной области и в математической.

Но с точки зрения психологии важно, чтобы ребенок не просто обучался и получал оценки, а понимал смысл, идею образования, чтобы ему хотелось учиться, чтобы он шел в школу с удовольствием, понимая, что она его наполняет чем-то новым. Мне кажется, что эта основная идея должна присутствовать в мотивации ребенка к обучению, в его стимулировании к исправлению троек и двоек, в его дополнительных уроках и особом внимании к предметам, которые сейчас он усваивает хуже, чем другие.

– Предлагаю перейти к причинам неуспеваемости, точнее, к причинам, по которым ребенок не может усвоить материал. Давайте подробнее об этом поговорим на примерах отдельно взятых дисциплин.

– Наиболее популярной причиной того, что ребенок учится плохо, является проблема под названием дисграфия и дислексия. Ребенок путает буквы, плохо пишет, не может прочитать слово, потому что он в этом слове переставляет буквы, недочитывает окончания и придумывает их. Получается, что он придумал все предложение, потому что он прочитал только начальные буквы. Это логопедическая проблема. Если родители замечают, что ребенок ведет себя подобным образом, то обязательно нужно записаться на прием к логопеду и начать заниматься.

Есть родители, которые говорят, что они работают с логопедом и исправляют этот недостаток, но занимаются всего один раз в неделю. К сожалению, этого недостаточно. В этом случае большая часть работы ложится на домашнее обучение, необходимо, чтобы сами родители продолжали то, что делает логопед. Здесь работа должна проходить в системе, нужно понимать, что данные нарушения – дисграфия, дислексия – могут долго сохраняться у ребенка, не исправиться и даже иметь какие-то другие последствия, поэтому надо обращать на них внимание, а это дело профессионалов. Если ребенок плохо пишет, путает буквы или плохо читает, обращайтесь к логопеду.

Вторая категория проблем связана с непониманием математики. Психологи называют эту проблему «отсутствие пространственных представлений». Ребенок не может мыслить в пространстве, он не понимает, что такое два умножить на четыре. Не представляет, как это выглядит в прикладном аспекте. К данной категории детей нужно подходить максимально предметно, буквально – на палочках. Сейчас многие учителя, которые имеют большой опыт работы, говорят, что отсутствие счетных палочек у многих детей вызывает трудности в понимании счета. Как получается, что пять плюс пять – десять? Откуда это взяли и как сложили? Многие учителя возвращаются к счетным палочкам и родителям говорят, что надо учиться считать на чем-то (на спичках, на предметах), и к таким детям тот же самый подход – максимально предметно.Дальше такие дети очень трудно воспринимают некоторые предметы, например, геометрию. Они не могут нарисовать предметы в пространстве. В данном случае можно использовать объемное рисование. Можно отдать ребенка в кружок моделирования, но нужно предупредить учителя, чтобы он уделил чуть больше внимание тому, как модель превращается в объемную. Таким детям очень полезно делать из бумаги игрушки (оригами), чтобы они создавали какие-то объемные модели. Это разовьет их пространственное представление. Дальше они уже начнут оперировать с этим очень легко.

Другая проблема – инфантильные детки, которые очень долго находились под родительской опекой, за которых много делал взрослый. Это дети, которые не умеют самостоятельно решать важные для себя вопросы. Они вполне спокойно относятся к тому, чтобы попросить помощи и ею воспользоваться. Таких детей мы просто приучаем к самостоятельности, просим рассказать, как прошел день (дать некий отчет), и учим составлять план действий на завтра. Такой четкий регламент проговаривания режимных моментов позволит ребенку приобрести ощущение ответственности за свою жизнь, за дела и поступки, которые он совершает, включая обязательные мероприятия ухода за собой (почистить обувь, форму, все приготовить заранее).Это может научить ребенка быть более взрослым и ответственным. Таким инфантильным детям мы можем предложить более сложные мероприятия, например,самостоятельное возвращение из школы домой, даже если это начальная школа. Может быть, какой-то отрезок дороги он пройдет один. Здесь мы обращаемся к психологическим механизмам, которые помогут запустить находящиеся в недоразвитом состоянии чувства ответственности и волевой концентрации, необходимые для того, чтобы выполнить действия самостоятельно.

Следующая причина, которая очень часто вызывает проблемы в обучении, – отсутствие у ребенка необходимой двигательной активности. Это могут быть дети, которые поздно начали ходить, сидеть, они имели проблемы с движением уже от рождения. И сейчас, когда они пришли в школу, им тоже очень трудно усидеть на месте столько, сколько нужно. Даже в третьем классе они испытывают потребность в том, чтобы дополнительно двигаться. Либо это пассивные дети, малоподвижные. У них проблемы с физкультурой, они не выполняют нормы, быстро устают на уроках и т.д. Что в этом случае делать? Во-первых, найти такое занятие (кружок, спортивную секцию), где ребенок бы имел регулярную физическую нагрузку, которая станет для него потребностью, привычкой, чтобы дальше она переложилась на школьный блок. Ребенок сможет во время уроков спокойно сидеть или понимать, что сейчас напряженный момент, который требует волевых усилий, а дальше он сможет размяться, побегать и т.д. Еще таким детям рекомендуется массаж, особенно моторики, и разного рода игры, упражнения, задания и занятия по развитию мелкой моторики (пластилин, тесто, мозаика, плетение бисером, вышивание и т.д.), чтобы он как можно больше манипулировал с какими-то мелкими предметами.

– Обращаю ваше внимание на номер телефона +7 (982) 628-16-14, по которому можно задать Юлии Александровне интересующие вас вопросы.

 

Ведущий: Тимофей Обухов
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать