Союз онлайн: Четверть часа

5 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
СЕМЕЙНАЯ ГОСТИНАЯ: Компьютерная зависимость у подростка. Часть 1. Гость студии: доктор психологических наук Юлия Токарева. Ведущий: Тимофей Обухов.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Сегодня я рад приветствовать у нас в гостях Юлию Александровну Токареву, доктора психологических наук, профессора Уральского федерального университета.

Юлия Александровна, так получилось, что в предыдущих программах мы немного говорили о подростковом алкоголизме и решили продолжить тему зависимостей у подростков. Распространенная, популярная, бич нашего времени – компьютерная зависимость. Давайте поговорим о ней.

– Вообще проблема компьютерной зависимости стала такой острой в тот момент, когда рассказали об убийстве своих родителей мальчиком, которому мама даже не запретила, а попросила на какое-то время прекратить занятия на компьютере, заняться учебой. Несмотря на то, что, в принципе, он учился хорошо (как выясняется), тем не менее этот запрет и строгость в отношении любимого занятия для родителей сказались подобным образом.

То есть мы понимаем, что это не просто ситуация, которая может сказаться на ребенке, – она может трагически отразиться на всей семье. И мне очень жаль того, что по взрослении ребенок, осознав свой поступок, поймет, что он совершил (а совершил он это, конечно же, на фоне психофизиологических нарушений), поймет, что это испортило всю его жизнь и травмировало его на всю жизнь; возможно, это событие привело мальчика к какому-то совсем другому сценарию жизни.

Поэтому данная зависимость, данное поведение должно быть очень внимательно оценено семьей и школой. Если родители, может быть, слышат от педагогов, что ребенок, находясь в школе, «все время в телефоне» (а дети действительно просят, чтобы телефоны были современные, многофункциональные), и этот телефон отвлекает ребенка от учебы, к такой ситуации нужно привлечь свое внимание, чтобы не допустить каких-то более деструктивных, патологичных форм данной зависимости.

– Юлия Александровна, давайте разбираться, когда нужно начинать бить тревогу или как определить, что у ребенка, подростка начинаются какие-то первые признаки компьютерной зависимости, и есть ли они вообще, успели ли их уже разработать психологи?

– Конечно. Вообще очень странно звучит вопрос о том, что принимать за компьютерную зависимость в ситуации, когда родители сами создают все условия для того, чтобы эта зависимость возникла.

– Компьютер купили, телефон купили…

– Да. Ничем другим ребенка не заняли. Ребенок не посещает ни секции, ни кружки, родители с ребенком не общаются. Я не так давно узнала такую интересную страничку из жизни одной семьи, в которой любимое занятие девочки в полтора года – это телефон. Что мы хотим получить в более старшем возрасте, когда ребенок не развивает речь, когда ребенок не общается со взрослым – у него нет этого интереса, или он не понимает, что может дать ему взрослый, нет интереса к сверстникам и деткам, которые гуляют вместе с ним на площадке. Интересен только телефон: девочка готова за это развлечение все скушать, все сделать, собрать игрушки. И это в полтора года!

– Но это же очень удобно, когда ребенок управляем, в данном случае через телефон. Если малыш может посидеть, молча поиграть, можно заняться своими делами. В конце концов, он обучается современным технологиям. Одни плюсы…

– С одной стороны, удобно, а с другой стороны, это родительское удобство до поры до времени, а именно до той поры, когда ребенку ничего не будет нужно, кроме телефона или компьютера…

– Под «ничего» Вы имеете в виду человеческие отношения?

– Да. Школа, отношения, обязанности по дому, какие-то поручения, элементарное воспитанное общение друг с другом, уважительное общение. То есть телефон или компьютер будет заполнять все сферы жизни ребенка, и этим он и будет ограничен. Компьютерная зависимость формируется очень быстро, потому что в компьютере, телефоне есть очень привлекательные направления для ребенка, его уровня развития, его познавательного развития.

И самое главное, что в телефоне или компьютере ребенка никто не ругает, никто не критикует, и он может с этим процессом поступить так, как он хочет: отключил – и ничего нет, потом захотел – включил. То есть он чувствует свою власть над ситуацией. В то время как в обычной жизни он этой власти не чувствует, и ситуация подчинения, ситуация постоянного оправдания себя, подчинения каким-то правилам начинает его угнетать, начинает быть для него менее привлекательной, чем та власть, которую он видит через компьютер и телефон.

– Если мы начинаем замечать у ребенка признаки компьютерной зависимости, что делаем? Разбираемся в причинах, или сразу начинаем бить в колокола, или ждем какого-то момента – может быть, само пройдет? Может быть, его отвлечет какая-то подростковая влюбленность, может быть, он заинтересуется собиранием марок, к примеру?

– Вообще признаками зависимости является то, что ребенок без компьютера не может провести практически ни одной минуты своей жизни: только компьютер, телефон. Ребенок ест вместе с компьютером или телефоном, он общается по телефону и что-то совершает в компьютере. И основной признак – это когда ребенка пытаются переключить на что-то, а это вызывает у него агрессию, злость и возмущение.

Одной стадией, которая, так скажем, предшествовала этому, было, когда ребенок откликался на то, что предлагали ему взрослые, хотя делал это очень небрежно, неаккуратно, а лишь бы сделать и обратно перейти к компьютеру. А следующая стадия – это когда он уже не реагирует, и когда его просят совершить что-то иное, чем игра на компьютере, мы видим агрессию, злость, враждебность. И если даже ребенок что-то делает по просьбе родителя, то он делает не просто как в первом случае неаккуратно и небрежно, он делает это специально плохо, чтобы больше к нему с этим не обратились. И это уже та стадия, когда нужно бить в колокола, обращаться к специалисту и что-то с этим делать.

Каждый ребенок в зависимости от своего типа, своего возраста, причины ухода в компьютер получает индивидуальную программу коррекции этой зависимости, и специалист разрабатывает под каждую семью, каждую ситуацию те мероприятия, которые помогут выйти из этого состояния. Поэтому нет подходящих для всех путей…

– Нет одной таблетки.

– Да. Поэтому специалист, конечно, будет начинать с причины. Чаще всего причина зависимости – это уход в тот нереальный мир, который более привлекательный, чем мир взрослый, где нужно соблюдать какой-то регламент, выполнять обязанности. Это трудно, это неинтересно... А еще трудно, когда тебя не поощряют, а все время наказывают. Трудно потому, что ситуация успеха отсутствует.

А в компьютере ты все время победитель. Ты можешь взять игру другого уровня, более легкого, и тогда ты все время выигрываешь. А потом ты можешь подняться на другой уровень и всем хвастаться, что ты уже поднялся на другой уровень, и ты снова победитель. И вот эта стратегия побеждать, побеждать что-то виртуальное... Ведь разработчики компьютерных программ заложили в игре идею победителя; все игры как бы настроены на то, чтобы ты чувствовал себя победителем и не хотел уходить с этой линии, этой ступеньки. И ребенок чувствует, что это действительно та стезя, то направление, которое дает ему уверенность в себе, дает ощущение какой-то значимости.

Поэтому важно обратить внимание на то, хвалите ли вы ребенка в жизни, интересно ли ему узнавать то, что есть в реальности, а не в каком-то виртуальном пространстве? Есть ли то, что его удивляет в нашей жизни, а не в компьютерной жизни? И если вы, как семья, увидели, что этот момент упущен, то нужно его восстанавливать.

– Юлия Александровна, конечно, мы говорим сейчас о подростковом возрасте. Но я знаю несколько примеров, когда люди более взрослого возраста, которым уже далеко за тридцать и сорок лет, имеют детей, имеют семьи и играют в различные видеоигры, компьютерные игры по ночам. Вместо свободного времяпрепровождения по субботам и воскресеньям где-то с семьей, они сидят днем за компьютерами. Ведь тридцать лет назад еще не было компьютеров, это результат чего? Откуда у них появилась такая привычка? Ведь я так понимаю, предрасположенность есть не только у детей?

– Вообще эту ситуацию современные специалисты сейчас начинают сравнивать с советским периодом, когда население России было самое читающее. И вот так же как сейчас все сидят в метро, в транспорте «в телефонах», раньше люди сидели с газетами и книгами. И никто ведь не говорил: Вы ведете себя неправильно...

– Вы оторваны от общества, вы ни с кем не общаетесь.

– …что у вас дома, например, тысячи книг, тысячная библиотека. Зачитывались фантастикой, детективами, зачитывались какой-то нереальностью. И никто не обвинял людей, что они «уходят», что они зависимы от книг. Мы читали, мы молодцы. Вот здесь есть некая аналогия и есть некая связь с тем, что все-таки этому человеку важно отключиться. Наша современная действительность – она непростая, в ней очень высокий темп и множество задач. И хочется уйти от этого не закрыв глаза, а в каком-то немножко другом ключе и формате. И вот с теми взрослыми, которые играют в «танчики» (есть у меня такие клиенты, которые обращаются, спрашивают, что делать), мы легко заменяем игру на чтение книг.

– То есть это зависимость, которую можно поменять на более конструктивную вещь. Было бы желание.

– Абсолютно верно. И когда человек начинает действительно находить больше плюсов в том, что описано в книге, он начинает понимать, что сейчас, читая, он видит ту картину, которую передал ему автор, то, что чувствует он, здесь более вариативный ряд того, что ты можешь представить, чем то, что тебе дает компьютерная игра. Единственное, чего человек лишен – это власти. То есть он вынужден принять реальность, которая есть в книге, не меняя ее. Но мы учимся со своими клиентами и представлять: «А если бы ты был автором этого произведения, как бы ты его изменил? Давай обсудим, давай поменяй».

И когда не было компьютеров, люди, собственно, так себя и развлекали: ты прочитал книгу, я прочитала книгу, мы ее обсудили, потом сказали: «Слушай, какой ужасный конец. А вот если бы у нас была возможность изменить? Я бы вот так... А ты бы вот так...» Собственно говоря, это наша с тобой виртуальная игра, только она более полезна: мы общаемся, мы пополняем свой словарный запас, мы принимаем друг от друга какую-то информацию и учимся чему-то, и так далее.

Сейчас это немножко другой контекст. Поэтому я не склонна к тому, чтобы это запрещать, потому что на это есть причина, а нужно найти тот путь, который был бы более полезен человеку или более разнообразен: сегодня – игра в «танчики», а завтра – читаем книгу и обсуждаем.

– В общем, не надо торопиться осуждать и ставить крест на человеке?

– Абсолютно верно.

Ведущий Тимофей Обухов
Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать