Союз онлайн: Четверть часа

30 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
СЕМЕЙНАЯ ГОСТИНАЯ. Начальные классы: усвоение школьной программы. Часть 1. Гость студии: доктор психологических наук Юлия Токарева. Ведущий Тимофей Обухов.

– Юлия Александровна, мы начинаем нашу первую программу из цикла передач, который будет посвящен успеваемости, точнее усвоению школьной программы учениками начальных классов. Как Вы думаете, в связи с чем возникают проблемы с успеваемостью, особенно у учеников второго и третьего классов?

– Я думаю, что повышенный интерес к данной проблеме связан с подведением итогов первого полугодия, и родители удивлены, может быть, каким-то не совсем высоким результатам усвоения программы ребенком. Получив предварительные оценки и посмотрев на то, как ребенок написал контрольную работу, они увидели низкий результат, не тот, на который рассчитывали,поэтому они задают вопрос: что с ребенком?

С одной стороны,важен вопрос усвоения учебного материала, то есть понимания учебной программы, с другой стороны,присутствует момент оценки как таковой. Мне хотелось бы развести два этих направления. Если мы говорим об усвоении, то это психологический аспект, это то, как ребенок проявляет способность к пониманию учебного материала. А вторая сторона – это та оценка, которую ставит педагог ребенку по результату проявленных знаний. Я сейчас не буду рассуждать, почему педагог ставит определенные оценки, хотя очень часто родители обращаются с проблемой завышения или занижения оценок конкретному ребенку. Мне не хотелось бы в этой передаче выносить на обсуждение субъективный педагогический аспект. Если родителям хочется об этом поговорить и посоветоваться, то предлагаю звонить по телефону +7 (982) 628-16-14 и обсуждать вопрос в частном порядке, потому что оценка педагога за проявленные знания – это частный случай. Даже завышение или занижение оценки будет связано, с одной стороны, с самим педагогом, с его личностью, а с другой стороны, с самим ребенком, с его восприятием и т.д.

Мы с вами будем говорить об усвоении как таковом, то есть о том, насколько ребенок понимает программу. Здесь могут быть разные причины того, почему ребенок не справляется с учебной программой, но хочется подчеркнуть, что мы будем говорить только о ситуации, когда он не усваивает какую-то конкретную дисциплину, например, математику или гуманитарные предметы (неправильно читает, путает буквы и т.д.)

– Ребенок не может не усваивать абсолютно все? Или такое может быть, но это возможно уже по каким-то другим причинам?

– Абсолютно верно. Если ребенок не усваивает вообще ничего в учебной программе, то, скорее всего, здесь имеет место какая-то мозговая дисфункция или минимальная мозговая дисфункция, и родителям обязательно нужно обратиться к специалисту (психологу, клиническому психологу или психотерапевту), который посмотрит на состояние нервной системы ребенка. Мы понимаем, что в норме ребенок может отставать или недопонимать какой-либо предмет, одно направление обучения, но когда он не усваивает абсолютно все, тогда речь идет о каком-то комплексном недоразвитии. Для блага ребенка необходимо, чтобы он вовремя этот недостаток устранил,и родители смогли дальше радоваться его успехам.Для этого нужно обратиться к специалисту.

– Мы убираем эти исключительные случаи и оставляем среднестатистический вариант, когда у ребенка в целом нормальный уровень обучаемости, но есть какие-то отстающие дисциплины.

– Да, назовем их троечники. Родители не хотят, чтобы ребенок учился на тройки, они видят в этой оценке проблему, испытывают стыд за ребенка и за себя, думают, что они что-то не могут ему дать. В наших передачах мне бы хотелось родителей успокоить и настроить их на то, что это тоже оценка, которая говорит о том, что у ребенка есть определенные знания. В данном случае нужно подумать, как ему помочь учиться лучше или получать лучшие оценки. Вопрос не в том, какую оценку поставил педагог, а в том, как ребенок разбирается и знает предмет.

Не секрет, что очень часто ребенок в силу своих индивидуальных особенностей, физиологических черт не успевает выполнить что-то в рамках урока. Он это может и способен сделать, но регламент и его темп работы не совсем подходит. С течением времени, с опытом ребенок научится делать все гораздо быстрее, но сейчас получается так, что раз он не успел, то, соответственно, его оценка будет ниже, чем у других, и мы не говорим о том, что ребенок не усваивает или он неуспевающий. В данном случае он имеет свой индивидуальный темп работы, и он не укладывается в тот регламент, который есть в школе. Поэтому, уважаемые родители, дети которых чуть медлительней, чем другие, это не является какой-то патологией, нарушением развития,можете успокоиться и понаблюдать за содержанием знаний ребенка. Если ребенок знает абсолютно все от начала до конца в том материале, который давал педагог, значит,с ним все в порядке.

Единственный момент – это темп, который родитель может ожидать от ребенка через некоторое время, если поможет ему сейчас. Каким образом? Где-то выставлять ему время и говорить: «Давай, постарайся в течение этого времени сделать что-то», но начинать нужно не со сложных действий и не с уроков. Нельзя учить уроки на время, можно начать с каких-то домашних дел, например, собрать игрушки, почистить форму, полить цветы или вытереть пыль за определенное время. Мы берем несложный вид деятельности и просим внутри его увеличить время на выполнение. Такие небольшие задания даже нравятся ребенку, потому будет присутствовать некий соревновательный момент. Когда ребенок выполнит задание в установленное время, его обязательно нужно будет похвалить, поощрить и отметить это. Я думаю, что это ускорит его темп, а в дальнейшем он будет выполнять все гораздо быстрее.

Еще родителям можно сказать, что не нужно все доделывать за ребенка. Почему ребенок может плохо успевать или усваивать материал? Потому что в силу своей медлительности ребенок чуть дольше выполняет какие-то задачи, родитель же действует не в том темпе, ему все хочется сделать гораздо быстрее, и он начинает выполнять работу за ребенка, доделывать за него уроки, досчитывать и дописывать. Иногда бывает так, что вся семья делает уроки, потому что они не выносят медлительного темпа и все делают за ребенка, а он сидит и понимает, что медлительность – это его конек, ему хорошо, все за него пишут, читают и лепят. Он отдыхает и живет, не задумываясь о том, что в себе что-то нужно менять, его все устраивает. Такая ситуация может продолжаться очень долго, и родители могут обратиться к психологу с тем, что положение дел не меняется. Конечно, не меняется, потому что для ребенка очень выгодно быть медлительным, он понимает, что сейчас его работу подхватят, доделают за него и т.д.

Проблема возникает гораздо раньше, не в школе. Можно вспомнить медлительных детей в детском саду, даже в подготовительных группах, которых одевают родители.

– Или они медленно кушают.

– Да, и их кто-нибудь докармливает. То есть получается так, что такие дети практически осознали тот момент, что медлительность не какой-то минус, а очень даже выгодно. Сиди и делай медленно, тут же кто-то подскочит и накормит тебя, оденет, и все будет замечательно. Ребенок привыкает, что можно справляться с какой-то ситуацией не за счет собственных ресурсов.

Есть другая категория детей – это быстрые, активные дети. И они, выполняя задание, делают все правильно, но неаккуратно. Это вторая категория детей, которых мы называем неуспевающими. Но они получают плохие оценки не потому, что они не знают, а потому, что они сделали с помарками, с ошибками. Конечно, любой педагог нацелен на качество, а здесь мы теряем это качество, и поэтому педагоги снижают оценку, стимулируя повышение качества, чтобы ребенок начал выполнять его лучше. Но не каждый ребенок понимает, что это ему надо, он говорит: «Мама, я все сделал правильно, зачем я буду это исправлять, ведь я понимаю». Некоторые родители абсолютно правильно относятся к этому, они хвалят ребенка: «Молодец, ты все сделал правильно, но если ты все-таки хочешь получить пятерку, то надо, чтобы было еще и аккуратно выполнено». Поэтому здорово, когда ребенок усваивает абсолютно все, что ему дает школа, он понимает, о чем идет речь, но момент представления полученных знаний теперь тоже крайне важен: нужно выполнять работу аккуратно и в соответствии с требованиями.

Я вспоминаю слова классного руководителя моей дочери о том, сколько нужно клеточек отчитать, чтобы начать писать посредине листочка дату и т.д. Видно,сколько в школе этому уделяется внимания, что нужно не просчитаться и ни одну клеточку не забыть ни сверху, ни слева и прочее. Эти моменты родителю упускать нельзя и ни в коем случае нельзя ребенку говорить, что это не очень важно и не стоит обращать на это внимания, главное, что правильно написал. Результат ребенка – тройка, и важно донести до него, что эта тройка сложилась из минусов и ошибок, которые надо исправить.

 

Ведущий: Тимофей Обухов
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать