Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Юлия Александровна, поговорим сегодня о том, как правильно, или, точнее, как нужно или необходимо, как возможно родителю относиться к тому, что ребенок его взрослеет, растет, меняется. Вот эти виды проявления его взрослости начинают как-то настораживать родителей, вызывать какое-то непонимание или, напротив, чувство гордости. Давайте поговорим об этом.
– Действительно, в последнее время, может быть, даже какие-то пару лет, родители все больше спрашивают о том, как правильно воспринимать, и вообще относится ли какое-то поведение ребенка к взрослому поведению. Как правильно реагировать на то, что ребенок вдруг начинает просить, например, приобрести такие же вещи, как у родителя, или, например, предлагает совсем не детские занятия. И такой вопрос возникает примерно с одиннадцати-, двенадцатилетнего возраста. Ребенку двенадцать лет, и родители начинают замечать, что он не такой, как раньше, его интересы начинают выходить за пределы тех детских, наивных, каких-то очень, может быть, добрых, и вдруг возникает интерес к каким-то взрослым темам, взрослым разговорам, каким-то взрослым проявлениям.
Не так давно позвонила мама и спрашивает: «Как Вы считаете, надо ли дочери в 12-13 лет разрешить (дочь спрашивает разрешения) купить персональную косметику? Можно ли с этого возраста уже разрешать и пользоваться косметикой, и иметь ее в своем личном пользовании?» Мне кажется, что в этом желании ребенка ничего предосудительного нет. Ведь мы понимаем, что косметика – это определенная забота о себе, уход за собой. И если дочь начинает с этого возраста задумываться над тем, как ей хорошо выглядеть и как ей заботиться о себе, я не вижу в этом ничего плохого.
Второй вопрос: что это за косметика, куда и как девочка накрасится, как она будет ею пользоваться? Здесь уже вопрос научения с точки зрения мамы: объяснить, рассказать, куда и как можно накраситься, как нужно выглядеть и так далее. Конечно, когда у самой мамы нет косметики, она ею не пользуется, а дочь начинает к этому проявлять активный интерес, мама, наверное, здесь не помощник. Поэтому, может быть, дочь направить к каким-то знакомым, которые в этом лучше разбираются и расскажут ей, как, пользуясь косметикой, не выглядеть при этом некрасиво, вульгарно и так далее.
То есть мне кажется, что к таким вещам, к которым ребенок проявляет интерес, нужно подходить спокойно, отвечать на эти вопросы тоже спокойно и достаточно широко, чтобы ребенок мог понимать не только какую-то тему сегодняшнего дня, но и дальше: если, например, ты будешь так это использовать, это на тебе скажется так-то. То есть миссия родителя, наверное, не скрыть от ребенка какие-то знания, а, наоборот, открыть и позволить выбирать.
Вызывает большой вопрос у родителей, как относиться к каким-то поведенческим проявлениям ребенка. Допустим, дочь встречается в школе со своими одноклассниками и они целуют друг друга в щечки при встрече; так молодежь общается.
– И не только в щечки. Можно и в губки – такой вариант тоже есть.
– И мама спрашивает: нормально это или нет? Ведь это признак вульгарности или безнравственности.
– Взрослые люди при встрече на работе не всегда целуются.
– Не всегда целуются. Поэтому мне кажется, что за таким поведением стоит определенная дань моде. Молодежь, глядя на своих сверстников по телевизору, видит некий образец, как себя ведут, и, придя в школу, повторяет. Потому что телевизор – это действительно некая модель, пример, который можно потом использовать. И комментарий родителя или взгляд со стороны поможет ребенку посмотреть на это поведение немножко по-другому или решить, нужно тебе это поведение или не нужно. То есть ты хочешь просто попробовать, как актер в телевизоре, или попробовать так себя повести в отношении дружбы: может быть, когда ты поцелуешься, вы станете друг друга больше понимать, крепче дружить, выручать, то есть как это скажется на вашей дружбе, на ваших отношениях?
Другая сторона, когда ребенок категорически отказывается носить детскую одежду. Это относится в большей степени к девочкам. Мамы говорят о том, что дочь сказала: «Все, что для меня куплено и висит в гардеробе, мне вообще не подходит. Мы полностью должны поменять мой гардероб, я так выглядеть не хочу». Мама говорит: «Как? Ты что? Тебе ж это как раз по возрасту». И вот здесь, наверное, категоричность неуместна. Посмотрите на эту ситуацию чуть более внимательно, разложите тот гардероб, какой есть у ребенка, действительно изучите его на соответствие возрасту, интересам, моде и так далее. Может быть, вы, не меняя гардероб, поменяете сочетание каких-то вещей, и это будет выглядеть молодежно, стильно. А может быть, не нужно менять весь гардероб, а добавить что-то такое, что сделает его более взрослым, солидным и так далее.
То есть посмотрите на своего ребенка как на действительно взрослеющую личность, которая нуждается в представлении, в позиционировании. Молодое поколение (и не только это) всегда очень внимательно относилось к внешнему виду. И не секрет, что в школе встречают по одежке и дружат с теми, кто выглядит хорошо, и не любят дружить с теми, кто выглядит как-то убого (есть такой жаргон) или как-то не стильно. Помогите ребенку нравиться, помогите ребенку чувствовать себя увереннее в том виде, в том образе, который он имеет. Если, например, в классе, в котором учится ваш ребенок, большинство детей следит за собой, следит за модой, помогите ребенку не отстать от них, чтобы не быть «белой вороной», чтобы не отрываться от коллектива. Это может быть совсем не затратно. Многие родители скажут: «Как! Полностью поменять гардероб?!» Совсем нет. В принципе достаточно научить ребенка пользоваться какими-то взрослыми аксессуарами так, чтобы это выглядело хорошо, может быть, даже привлекательно. И ваш ребенок, совсем недорого для вашего кошелька, может стать законодателем стиля в классе и выглядеть и по-взрослому, и привлекательно.
Поэтому, уважаемые мамы, особенно мамы девочек: встаньте на место вашей дочери, которой хочется нравиться, хочется чувствовать себя уверенно, производить впечатление, чувствовать себя взрослой, значимой, и найдите в ее образе, в ее внешности какие-то изюминки, подчеркните это и радуйтесь вместе с ней.
– А как быть, когда родители говорят: «Вот я в твоем возрасте такое не носила, я о таком даже и не мечтала. Я в твоем возрасте в сарафане ходила, картошку собирала на огороде у бабушки. А ты мне предлагаешь…»
– Так и говорят, что «я в твоем возрасте…». Но, уважаемые взрослые, давайте вспомним свои ощущения. Когда вы ходили по огороду или когда вы ходили по улице и чувствовали, что вы выглядите хуже, – как вам жилось в этот момент? Хотелось ли вам чувствовать себя иначе? Если да, то тогда вы действительно поймете своих детей, которые с точки зрения вас, как любящих родителей, должны почувствовать себя иначе. И это здорово, когда вы умеете помочь ребенку быть увереннее, чувствовать себя, может быть, как-то привлекательнее. Вы в определенном возрасте не обладали какими-то ресурсами, а сейчас у вас эти ресурсы наверняка есть. И у тех мам, которые звонят с вопросами: «Как реагировать?», я просто уверена, уже есть возможности помочь своему ребенку действительно стать более привлекательным, потому как, если бы такой возможности не было, они бы и не звонили. Такое впечатление, что они пытаются сдержать процесс взросления. Как будто бы не позволяя одеваться во взрослую одежду и выглядеть привлекательнее, мама сдержит свою дочку от того, чтобы уже нравиться мальчикам и выглядеть так, чтобы вызывать взгляды…
– От каких-то других, больших опасностей.
– Мне кажется, что отчасти за этим вопросом непозволения выглядеть красиво скрывается страх мамы за судьбу дочери, за внимание к ней со стороны мальчишек. Но, мне кажется, пусть лучше она будет выглядеть красиво и привлекательно, чем она будет чувствовать себя хуже, неувереннее, некрасивее и не проявлять большей активности, большего интереса и в отношениях, и в общении, и в учебе. Ребенок, который чувствует себя хуже, лишен ресурса смелости, ресурса, может быть, даже какой-то более рискованной позиции, когда можно за свое мнение постоять, и так далее. То есть за этой внешней привлекательностью стоит очень много психологических моментов, связанных с активностью человека.
– Спасибо Вам большое, Юлия Александровна, за советы, за рассказ об этой тоже непростой ситуации и о том, как можно проявить свои действия, свое отношение к взрослению собственного ребенка.
Ведущий Тимофей Обухов
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 3 мая. Великий Пяток. Воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Преподобный Анастасий, игумен Синайской горы
Евангелие 3 мая 2024. Возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
Читаем Апостол. 3 мая 2024
Этот день в истории. 3 мая
День ангела. 3 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!