Союз онлайн: Четверть часа

3 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
СЕМЕЙНАЯ ГОСТИНАЯ: если ребенок не хочет учиться. Гость студии: доктор психологических наук Юлия Токарева. Ведущий Тимофей Обухов.

– Юлия Александровна, мы продолжаем говорить с Вами о детской психологии, психологии детей начальных классов школы. Даже не о психологии, а о проблемах, с которыми встречаются родители и которые они вынуждены так или иначе решать. Одна из актуальных проблем(и это подтвердили многочисленные телефонные звонки в адрес телеканала «Союз»), заключается в следующем: ребенок, вдруг по каким-то причинам не хочет учиться. Почему это происходит?

– Действительно, тема желания учиться не всегда связана лишь с эмоциями ребенка. И фраза «я не хочу учиться», с которой ребенок проснулся утром, может быть связана с тем особым переживанием, которое глубже, чем утреннее настроение. Я хотела бы обратить внимание родителей на то, чтобы они более внимательно и чутко относились к каждому слову и каждому проявлению таких формулировок, как: «хочу» или «не хочу», «могу» или «не могу». Если говорить о теме «не хочу учиться», то я предлагаю подойти к ней чуть глубже, чем она выглядит на первый взгляд. За такими словами может стоять какое-то напряжение или волнение ребенка, которое присутствует в школе, и вспоминая о том, что его ждет этот некомфортный момент, например нахождения рядом со сверстником или с педагогом, ребенок говорит: «Я не хочу в школу. Я не хочу учиться». Вспоминая, что урок – это мероприятие, требующее каких-то усилий или преодоления себя, а может быть, и разочарований в себе, ребенок тоже говорит: «Я не хочу учиться». Поэтому здесь важно разобраться, что стоит за словом «не хочу». Услышав его, родителю следует задать несколько проясняющих вопросов: «А что вдруг случилось? Что будет в школе, если ты туда пойдешь? Хорошо, если ты останешься дома, то чем ты будешь заниматься, когда все ребята в школе?» То есть я предлагаю более четко разобраться, что стоит за этими словами.

– А какие могут быть причины, если ребенок вдруг не захотел идти в школу? Ведь если ребенок какое-то время учился, потом, например по болезни, пропустил школу, насиделся дома, ему должно быть скучно, он должен хотеть в школу, может быть, не столько для учебы, сколько повидаться с друзьями, одноклассниками, любимой учительницей.

– Да. Чаще всего причина нежелания связана с тем форматом, в котором учится ребенок. К основным причинам относится некомфортная ситуация в классе. Например, строгая учительница, у которой очень жесткие требования и наказания, и ребенок испытывает тревожность и страх перед таким отношением и наказаниями. Поэтому, думая о том, что ему нужно вернуться в школу, он переживает напряжение, волнение и страх, связанный с тем, что учитель будет снова строгий, наказующий и т.д.

Вторая причина – это недружественные, конфликтные отношения в классе, когда ребенок не хочет снова в них входить и сталкиваться с конфликтом, прежде всего по отношению к нему. Следующая причина – ребенку трудно учиться потому, что, возможно, у него запаздывают какие-то интеллектуальные навыки и он не может справиться с заданием, которое дает педагог. Сравнивая себя сам с другими детьми, или когда педагог сравнивает, ребенку очень трудно принять критику и понимание того, что он хуже других. Следовательно, ему не хочется идти в школу, чтобы не испытывать ощущение какого-то унижения.

Еще причиной может быть то, что ребенок вообще не понимает того, что делается в классе, чему его обучают. Это может быть связано с какой-то интеллектуальной, познавательной дисгармонией, а также с тем, что темп мыслительной деятельности ребенка и педагога не соответствуют друг другу. И те четыре-шесть часов, которые он проводит в школе, проходят практически впустую него: он вообще не понимает, о чем идет речь. И этот трудоемкий процесс напряжения вызывает у ребенка нежелание находиться в нем.

Другая причина – это отсутствие учебной мотивации. Ребенок еще находится в игровом процессе: ему хочется играть, отдыхать и развлекаться, и все это напряженное и очень серьезное обучение не вызывает у него желание вникать и включаться в него. Поэтому он может отвлекаться на занятиях, получать замечания от педагога и не хотеть больше идти к этим замечаниям. Также одной из частых причин нежелания учиться является мнение родителя – которое, может быть,и не высказывалось конкретно, но ребенок его понял, – что школа – это что-то не очень обязательное и никакого длительного эффекта в жизни человека не имеет.Поэтому ребенок считает, что надо в школу походить, надо там побыть, но, раз это не столь значимо, не воспринимает ее как процесс, требующий определенных усилий, в том числе желания ходить в школу и заниматься в ней.

Также причиной может быть очень строгое наказание родителей за результаты обучения, который ребенок показывает. Боясь наказаний и родительской строгости, ребенок не хочет в школу потому, что понимает: у него не все может получиться, а значит за этим процессом следует наказание.

– Юлия Александровна, а как быть, если у ребенка все-таки не получается?

– Причина того, почему у ребенка не получается, тоже есть, и в ней нужно разобраться. Если у ребенка страдают интеллектуальные и познавательные процессы, то их нужно развивать дополнительно. Они не будут развиваться педагогом по ходу учебного материала, поэтому родителям придется уделять специальное внимание развитию у ребенка внимания, воли, памяти и т.д. Для этого есть специальные упражнения, и этим можно заниматься самостоятельно,используя литературу, которая сейчас вполне доступна.

Если у ребенка не сформированы мотивационные процессы, то есть он не хочет учиться, тоже можно понять, что именно понравилось бы ребенку в школе. Может быть, найти какой-то предмет, который его заинтересовал бы, и тогда, идя за педагогом и предметом, он пойдет в школу за новыми знаниями.

Если же это строгий стиль в обучении и наказания, то можно поговорить с педагогом и сказать: «Вы знаете, Тамара Ивановна, Вася не хочет идти в школу: он очень боится, что у него не получится. Могли бы Вы как-то более мягко говорить об его ошибках, и, может быть, больше его хвалить? Может быть, если он не готов ответить, позволить ему не отвечать или повторить за кем-то, чтобы смелость возникла на фоне повторения и подражания?» Самим родителям нужно откорректировать свое воспитание и реагирование на результаты обучения, когда ребенок получил двойку или замечание;сначала разобраться, почему так получилось, оказать необходимую помощь, чтобы этого не возникало, и дальше помогать ему. А наказание пусть будет исключительным методом воспитания и обучения, когда ребенок как-то специально что-либо нарушил. То есть основной родительский упор идет на поощрение.

Если же школа для ребенка – большая нагрузка, и он не хочет в школу, потому что ему тяжело, то нужно уделить внимание правильному отдыху, чтобы ребенок успевал за время, которое выделяется для отдыха, действительно отдохнуть, а не напрячься еще больше. Бывает так, что ребенок устает в школе, а когда приходит домой, то выполняет домашние обязанности и потом сразу садится за уроки. Ребенок говорит: «А когда отдыхать?» Родитель ему отвечает: «Ты уже отдохнул, пока выполнял домашние дела». Кажется, что есть смысл разобраться в регламенте деятельности, чтобы ребенок действительно понял, что школа – это интересно, это что-то новое, что позволит приобрести для себя что-то необычное, например знания, которые потом помогут в жизни. Школа – это место, которое делает тебя более счастливым, потому что там есть друзья. В школе появляются новые взгляды на жизнь и т.д. Школа интересна и родителям тоже.

– Юлия Александровна, возникает еще такой вопрос: а если ребенок не хочет идти в школу по причине того, что он некомфортно чувствует себя с детьми?

– Мы уже как-то говорили, что отношения в классе играют очень большую роль в успеваемости ребенка и в его желании учиться. К сожалению, много школ не уделяют внимания тому, чтобы вначале создать какие-то дружеские отношения в классе, а потом приступить к обучению. Мне кажется, этому нужно уделять специальное внимание, и если педагог не справляется, тогда нужно приглашать специалиста, который будет работать в классе над тем, чтобы отношения были дружескими. А родителям в свою очередь надо спрашивать у ребенка: «С кем ты дружишь? Как ты дружишь?» Даже, может быть, дать ребенку какие-то советы, как дружить. Например, можно позвонить однокласснице и спросить, выучила ли она уроки? Может быть, у нее есть интересная информация по какому-то уроку, и она поделится этими знаниями. То есть чтобы вначале просто завязался диалог, возникла тема для общения. Конечно, начало этих тем – школа, но дальше она может перейти в какие-то другие форматы. Например, начали с учебных предметов, потом перешли на то, чем человек занимается в данный момент, и выясняется, что он занимается лепкой или рисованием. Появляются новые интересы и взгляды на своего одноклассника, которые перерастают потом в дружбу. Поэтому учить дружбе и налаживанию отношений – задача родителя, если классный руководитель не видит в этом необходимости.

Если ребенку в классе некомфортно, то есть смысл понаблюдать за ним. Может быть, прийти в школу на перемене или попросить поприсутствовать в классе и понаблюдать за тем, как дети общаются в урочное и внеурочное время. Убедиться самому, находится ли ребенок в дискомфортном состоянии, либо ему так кажется, а на самом деле это нормальная дисциплинарная система школы, а ребенок не воспринимает ее как норму. И если это так, то есть смысл сказать ребенку: «Ты знаешь, это уже школа,а не детский сад, где с вами играли. Это более строгая система, где есть педагоги, авторитетные люди, к мнению которых мы обязательно прислушиваемся и правила которых выполняем. У нас есть определенные нормы поведения в школе». И сказать это все таким образом, чтобы ребенок понял, что так живут все: вся школа, вся система, что такие требования не только к тебе и ты не особенный ученик, которого что-то заставляют делать, а других нет. Это общее правило для всех. Я думаю, когда ребенок осознает себя частью этой системы, ему будет гораздо проще.

– Спасибо большое, Юлия Александровна, за то, что отвечаете на вопросы наших зрителей.Дорогие друзья, напоминаю, что ваши вопросы вы можете задать Юлии Александровне лично по телефону +7 (982) 628-16-14.

 

Ведущий: Тимофей Обухов
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать