Союз онлайн: Четверть часа

28 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
СЕМЕЙНАЯ ГОСТИНАЯ: плюсы домашнего образования. Гость студии: доктор психологических наук Юлия Токарева. Ведущий Тимофей Обухов.

– Юлия Александровна, у нас продолжается цикл передач о домашнем образовании. Мы успели поговорить о причинах перевода на домашнее образование, затронули минусы, общие аспекты и дошли до плюсов.

– Действительно, не все так плохо в домашнем образовании и обучении. Самым главным плюсом является то, что ребенок получает комфортные условия усвоения знаний. Педагоги учитывают интересы и степень понимания учебного материала ребенком, и учеба для него складывается очень благодатно, потому что он не видит насилия над собой, не чувствует, что чего-то не понимает. Материал излагается сообразно его способностям и восприятию, так что все здесь замечательно. Но это в идеале. Мы не будем говорить о моментах, когда педагог руководствуется определенными стандартами в образовании и оставляет для ребенка какой- то люфт, чтобы он испытал дискомфорт, что чего-то не знает, и стремился к тому, чтобы это узнать.

Следующий плюс тот, что родителям домашнее обучение становится очень удобно. Они в любой момент могут обратиться к педагогу с вопросом: «Всё ли в порядке? Чем мы можем помочь?» Родители каждый день контактируют с педагогом и могут выяснить, что для ребенка является сложным и что для них самих является задачей, чтобы помочь.

Следующий несомненный плюс тот, что время на уроки и задания сокращается, потому что в классе, когда педагог объясняет урок всем, времени уходит больше, чем для одного ребенка. Поэтому время, затрачиваемое на понимание одного материала, и время выполнения домашних заданий чуть меньше, чем у детей массовой школы. Будем надеяться, что это свободное время ребенок проводит с пользой: гуляет, активно отдыхает и развивает свои способности (если как раз по этому поводу выбрано домашнее обучение).

Следующий плюс: многие специалисты, которые работают с детьми дома, поддерживают какие-то интересы ребенка. Например, ребенок, обучающийся дома, дополнительно занимается творчеством. Здесь мнение педагога, который выразил свою оценку и поддержал его, является очень важным. Этот формат, когда ребенок ориентирован на кого-то значимого и интересного, является стимулом для продолжения творческого процесса.

Также в домашнем обучении хорошим фактором развития является опора на разные варианты, которые в школе не успевают дать. Например, возьмем теорему: в школе педагог идет традиционным путем и объясняет материал так, насколько успевает. А дома есть возможность сказать о том, как создавалась эта теорема, какие были трудности при ее создании. То есть можно взять еще дополнительный информационный формат, и ребенок будет знать чуть больше, чем он знал бы, обучаясь в школе.

Основные плюсы домашнего образования: качество обучения, возможность поддержать интересы ребенка, режим, где ребенок лишен диктата и дискомфорта, ему не приходится помимо учебы решать еще какие-то проблемы или конфликты со сверстниками. Это очень комфортный режим, в котором ребенок может развить все свои способности.

– Юлия Александровна, после всех плюсов у наших зрителей, наверное, сразу появляется желание перевести детей на домашнее образование. Как человек, который консультирует людей, решает вопросы и подсказывает выходы из тех или иных ситуаций, какие бы Вы могли дать рекомендации по поводу домашнего обучения? Какой у Вас взгляд на этот вопрос?

– Первое, что хочется порекомендовать родителям, это задуматься, действительно ли домашнее обучение то, чего они хотят для своего ребенка.

– Семь раз отмерь, один раз отрежь.

– Да, абсолютно верно. В домашнем обучении много плюсов, и хочется, чтобы ребенку было эмоционально спокойно. Но все же статус особенного ребенка (без каких-то очевидных моментов, когда со здоровьем и интеллектом все в порядке) подразумевает вопрос: почему ему не разрешают ходить в школу? Неужели школа – это осиное гнездо, в которое не надо никогда попадать и вращаться там? Как жить дальше, если ты один хороший, а все остальные плохие?

– Ужасная ситуация!

– Родители, которые принимают решение, обязательно должны взвесить все стороны и перспективы для дальнейшей жизни ребенка. Если вы уже обучаете ребенка на дому и видите минусы социализации, замечаете, что контакты ребенка ограниченные, то обязательно планируйте какие-то мероприятия и программы развития ребенка, чтобы он мог общаться с другими детьми. Готовьтесь к массе вопросов, которые задаст ребенок, например: «Мама, а почему он себя так ведет?» И маме придется объяснять, что это ребенок из массовой школы.«А ты обучаешься дома, и с тобой никто так себя не проявляет». Или искать какие-то другие слова, которые ребенку будут понятны и не настроят его против сверстников.

– То есть нужно быть готовым к тому, что если ребенок переведен на домашнее образование, то возникнет множество вопросов, на которые нужно будет отвечать.

– Конечно! Особенно в тех случаях, когда ребенок обучался в школе и, как ему казалось, у него все получалось, но родитель устал решать школьные конфликты, отстаивать его перед педагогом и принял субъективное решение, что сына или дочь нужно обучать дома. Тогда у ребенка возникнет вопрос: «А почему? Что было не так?» И в таком случае ответ родителя, что проблема в его сверстниках, которые ведут себя плохо, является тревожным для ребенка фактором. То есть нельзя себя вести так, чтобы «я не попал в ту же категорию и от меня не увели так же кого-то, как меня только что увели». Это очень сложный момент, постарайтесь в соответствии с пониманием ребенка объяснить, почему он будет обучаться на дому.

Другая рекомендация состоит в том, что в любом случае ребенок будет обращать внимание на поведение окружающих – например, более бойкое или открытое. Он будет смотреть на такое поведение, нехарактерное для него самого, как на то, что так вести себя нельзя. Если действительно так нельзя делать, то комментируйте, помогайте понять ему это поведение. На вас ложится дополнительная нагрузка сопровождать ребенка в понимании тех социальных процессов, которых он лишен. Если ребенок наблюдает за поведением, которое в принципе является нормативным (например, все бегут и радостно кричат, а ребенок пугается такой реакции, смотрит на родителя и говорит: «Что с ними?»), то родителю стоит сказать: «С ними все нормально, они дружат, им весело и радостно. С ними все хорошо».

Если ребенок, обучаясь дома, чувствует, что ему не хватает этого пространства и он начинает болеть от того, что никуда не выходит, то, уважаемые родители, никогда не поздно прервать домашнее обучение. Если вы видите, что ребенок чувствует себя менее комфортно, обучаясь дома, чем в школе, то прервите такое обучение и отправьте его в обычную школу. Помогите ребенку настроиться на другой формат, и пусть он так обучается и пробует решать те же задачи, что и все. Мне кажется, что массовая школа не настолько плоха и отрицательна, как ее видят многие родители. Я согласна, что не каждая школа хороша, но тогда есть смысл посмотреть на какие-то другие школы и образовательные учреждения, которые вполне адекватны по своему контексту обучения, в них спокойная, рабочая обстановка. Дети из этих школ замечательно сдают экзамены, поступают в университеты и т.д.

Также попрошу родителей задуматься, что ребенку, который весь период школьного обучения находился дома, все равно придется сдавать ЕГЭ и все экзамены, которые сдают дети в массовой школе, и он, скорее всего, будет их сдавать в массовой школе. То есть когда-то он сядет за парту. И что тогда почувствует?

– Он сядет за парту и обнаружит десятки взглядов абсолютно незнакомых ему людей, которые будут смотреть на него.

– И здесь возникает вопрос, что пойдет в качестве первого фактора: либо налаживание своего комфортного состояния, либо ответы на экзаменационные билеты. Мы понимаем, что массовая школа на сегодняшний день ориентирована именно на сдачу ЕГЭ, экзаменов, завершение обучения, тогда как домашнее обучение – на раскрытие способностей ребенка. Здесь разные фокусы внимания, поэтому учтите этот момент, так как сдавать экзамены все-таки придется.

Другое обстоятельство: вы видите, что после школы ребенок будет обучаться дальше, и вопрос в том, как же дальше он будет это делать? Если он обучался дома, то справится ли теперь в вузе или колледже с этой системой? Если вузовская система еще толерантна и через фильтр прошли те, кто может быть не совсем адекватный для этой системы, то система колледжа другая. Если ребенок обучался дома, а потом стал обучаться в колледже, это снова проблема адаптации, сопротивления и противостояние асоциальным проявлениям и побуждениям, а ребенок к этому не готов. Поэтому важно учесть все плюсы и минусы.

Домашнее обучение действительно максимально комфортно по эмоциям, удобно по качеству, но в нем присутствует огромный недостаток социализации и включенности в целостный концепт нашего общества.

– Юлия Александровна, спасибо Вам за столь подробный рассказ о проблемах домашнего образования.

 

Ведущий Тимофей Обухов
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать