Союз онлайн: Четверть часа

27 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
СЕМЕЙНАЯ ГОСТИНАЯ: о дружбе девочек и мальчиков рассказывает доктор психологических наук Юлия Токарева. Ведущий Тимофей Обухов.

– Юлия Александровна, после выхода передач, посвященных теме дружбы, телезрители часто задавали вопрос: как реагировать на дружбу своего ребенка с противоположным полом? В частности, как относиться к тому, что, например, девочка в начальной школе общается и дружит только с мальчиками?

– Очень важный вопрос, потому что современные дети отличаются своими интересами, а взаимодействие с противоположным полом, общение девочек исключительно с мальчиками и наоборот среди проблемных тем. Вообще, я хочу начать немного издалека, а именно с того, что интерес девочек к мальчикам возникает далеко не в первом классе, когда они начинают обучаться. Вероятней всего, у данной девочки интерес к мальчикам был еще в детском саду. Может быть, этот интерес возник по отношению к братьям, которые есть в семье, и ей привычней и спокойней общаться именно с мальчиками, потому что это знакомая и понятная для нее компания.К сожалению, этот интерес рождается раньше, чем родители начинают замечать его. Прежде чем волноваться по поводу того, является ли общение ребенка с противоположным полом проблемой, есть смысл немного заглянуть в прошлое и посмотреть, не возникала ли в жизни ребенка ситуация, когда ему чаще или интереснее было общаться, например, только с мальчиками или только с мужчинами. Если в семье одна девочка, а остальные мальчики, то процесс общения в школе девочки с мальчиками вполне закономерен, потому что для нее это очень удобно и безопасно.

Но в то же время здесь мы видим определенное ограничение ребенка. Вероятнее всего, такое взаимодействие не только удобно и безопасно – девочка просто не умеет общаться с девочками. Здесь вторая сторона медали – нужно пробовать учить общаться с девочками. В этом смысле поможет личный пример мамы, а также построение отношений с этой девочкой как с подругой. Тогда мама, выступив в качестве первой подружки своей дочери, научит ее общаться, преподнесет какие-то темы для общения, и с этими знаниями она пойдет к одноклассникам, попытается собой заинтересовать, заинтересоваться ими, и, может быть, под этим фундаментом возникнет дружба с девочками.Если у ребенка интерес имеет односторонний характер, то всегда важно попытаться его расширить и добавить в опыт общение с детьми того пола, с которыми у ребенка либо не получается общаться, либо пока нет интереса.Специалисты замечают, что чаще всего такая ситуация складывается в силу того, что ребенку самому трудно увидеть что-то интересное в другом, и здесь на помощь приходит родитель.

– А что родители должны сказать в этом случае? Как повлиять на этот интерес, что сделать, чтобы он возник у ребенка?

– Вообще, я против того, чтобы родитель относился к данному поведению и общению ребенка как к негативному обстоятельству. Ни в коем случае нельзя воспринимать общение дочери с мальчиками как минус ее характера или выбора. Можно видеть в этом какие-то способности дочери повлиять на мальчиков, а это более сильный психологический тип, способности повести за собой или получать поддержку более сильных и влиятельных людей класса и той группы, в которой она находится. То есть посмотреть на данное общение чуть более объективно и положительно.

Второй момент:можно задать вопрос, с кем из девочек дочка дружит или хотела бы дружить? Кто из девочек класса мог бы быть ей интересен? Если дочка говорит «никто», то попросить ее, начиная с сегодняшнего дня, наблюдать за своими одноклассницами, может быть, за девочками из параллельного класса и смотреть, чем они живут, чем занимаются на переменах,а потом рассказать маме, кем она заинтересовалась. Дальше родитель рассматривает тот факт, о котором рассказал ребенок, с точки зрения взрослого:«Посмотри, она на переменках плетет браслетики (сейчас это очень популярное занятие у детей: из тонких резиночек плести браслетики, колечки и другие изделия), если тебе это интересно, может быть, ты подойдешь и посмотришь ее шедевры? А потом мне расскажешь об этом». И этот процесс, который выполняется под предлогом заинтересованности родителя, начинает и у ребенка возбуждать интерес и новое представление о девочках. Оказывается, быть девочкой и общаться с девочками не менее интересно, потому что у них больше,чем у мальчишек, эмоций и фантазий. Именно такие вопросы и задания родителей позволят девочке заинтересоваться одноклассницами, сверстницами.

– А бывает, что вместо дружбы возникают ссоры? Возьмем ситуацию противоположную: человек не то что не дружит с противоположным полом (мальчик с девочкой), а наоборот, они ссорятся, возникают конфликты и непонимание. Как быть в этой ситуации? Чем это вызвано?

– Данная ситуация тоже очень распространена.Психология мальчиков и девочек в науке называется гендерная психология, то есть психология различий. Конфликты вызываются отличиями в психологическом складе мальчиков и девочек. Не достигнув компромисса и понимания, первое, к чему прибегают дети,– это конфликт, ссоры и взаимные упреки и обиды, чаще всего возникающие из-за неумения детей договориться, из-за нежелания понять и принять другого, его точку зрения. Возьмем ситуацию, когда кто-то из мальчиков обижает девочку. Она все время говорит о том, что ей причиняет боль и неприятности мальчишка-одноклассник. Есть смысл разобраться, всегда ли это один и тот же ребенок и каков контекст конфликта. Когда этот конфликт возникает?

Здесь мы выделяем два направления. Если это одни и тот же мальчик и больше ее никто не обижает, тогда задаем вопрос: «Скажи, этот мальчик обижает только тебя в классе или всех девочек?» Если он обижает всех девчонок, то, вероятней всего, такой мальчишка – демонстратор, он пытается спровоцировать девчонок и их внимание на себя, чтобы на перемене напитаться девчачьей энергией, их вниманием. Тогда мы видим, что причина его поведения – привлечение внимания. Можно попробовать найти какой-то другой способ, чтобы ему это внимание оказать, но при этом в конфликт не вступать. Либо объяснить своей дочке и сказать: «Ты понимаешь, он ко всем так относится, это не ты плохая, не тебя он выбрал в качестве какого-то объекта. Он такой сам по себе, ему хочется задираться, хочется какого-то внимания, поэтому давай подумаем, как сделать так, чтобы для тебя это было менее болезненно».

Если, например, мальчик обижает только одну конкретную девочку, то есть смысл разобраться, почему это происходит. Одно дело, когда мальчику нравится девочка, и он не знает, как к ней подойти, поэтому обижает ее, это потребность во внимании. Другое дело, когда мальчик выбирает девочку для своих издевательств, и ребенок, страдая, вызывает у мальчика чувство удовлетворения, то есть за этим он и пришел. В этой ситуации придется разобраться чуть более детально, потому что без помощи взрослого ребенку не обойтись. Может быть, есть смысл обратиться за помощью к педагогу и подключиться самому родителю, если девочку выбрали для конфликтов и издевок.

Если мальчик пытается привлечь внимание, то тогда это уже первый шажок к дружбе, то есть из этих конфликтных отношений может возникнуть неплохая дружба.

 

Ведущий: Тимофей Обухов
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать