Союз онлайн: Четверть часа

23 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
СЕМЕЙНАЯ ГОСТИНАЯ: домашнее образование. Гость студии: доктор психологических наук Юлия Токарева. Ведущий Тимофей Обухов. Часть 2.

– Юлия Александровна, в предыдущей программе мы говорили о домашнем образовании и не успели поговорить о плюсах и минусах такой формы обучения, о рекомендациях родителям. Напомню, мы говорили, что перевод ребенка на домашнее образование очень серьезное решение и оно должно быть взвешенным. Вы сказали о причинах и о том, что может повлиять на принятие решения родителями. Давайте сейчас поговорим о плюсах и минусах домашнего образования.

– Готовясь к передаче, я проводила консультацию семьи, в которой ребенок обучается дома. Причина, чтобы ребенок стал обучаться дома, та, что он не посещал детский сад и не знает, в принципе, что такое большая группа, огромное количество детей и людей. Его родители сказали: «Нам просто было его жаль». И они имеют такую возможность подготовить документы, чтобы перевести ребенка на домашнее обучение. Они пришли ко мне на прием с тем, что во время домашнего обучения у ребенка появилась масса проблем.

Первая проблема, которая имеется, та, что ребенок практически целыми днями сидит дома, он не выходит на улицу, потому что у него уроки, домашнее задание, а потом на улице темно. У него еще есть увлечение, он занимается изготовлением моделей, для этого к нему тоже учитель приходит домой. Еще у него нет друзей, он ни с кем не общается. Круг общения ребенка – только взрослые, зрелые люди, подобные его родителям. Родители пришли к психологу с вопросом: «Это вообще вредно?» Когда я увидела этого ребенка, смотрящего на меня большими глазами, мне было очень трудно сформулировать то, что вообще здесь происходит.

Конечно, это не есть хорошо! Я задала вопрос ребенку: «Скажи, пожалуйста, ты все время, со слов мамы, находишься дома, ты все время занимаешься, тебе хочется еще чего-то?» На что у ребенка был искренний вопрос в глазах, он спросил: «А разве есть что-то еще?» И мы понимаем, что кругозор ребенка очень ограничен: он даже не представляет, что есть что-то еще. На это мама сказала: «Мы ходим в театр, кино, музеи по выходным. Мы гуляем в парке». Тогда я спросила у ребенка: «Скажи, пожалуйста, а у тебя друзья есть?» Он посмотрел на своих родителей и ответил: «Да, это мои папа и мама». Здорово, когда папа и мама твои друзья, но мы в понятие друзей включаем не только взрослых, а еще и сверстников.

Это единственный ребенок в семье, ему не с кем дружить, и на сегодняшний момент мы понимаем, что даже такой перспективы нет – дружить с кем-либо. Поэтому одним из больших минусов системы домашнего обучения является неудачная социализация ребенка, то, как он понимает общество, мир и людей. Воспринимая окружающий мир через взрослых, он лишает себя возможности понимать, что мир – это не только взрослые. Что есть тебе подобные дети, которые чего-то не знают, в чем-то ошибаются. Сейчас для него единственный ориентир и формат сравнения – взрослые, которые его обучают. Не сверстник, с которым он мог бы соревноваться, не дети, которые лучше или хуже его, а взрослые, которые уже чего-то достигли. В таком случае восприятие мира носит однобокий характер.

Дальше такому ребенку будет очень трудно воспринимать действительность, которая более разнообразна, чуть более жесткая, чем то, что он видит сейчас. Если мы посмотрим, что ждет такого ребенка в будущем, то можно сказать, что такие клиенты тоже приходят и говорят о своих проблемах, они предъявляют требования и претензии родителям в плане того, что родители не позволили им понять все в том откровенном виде, как нужно было узнать в свое время. Некоторые клиенты приходят и говорят: «Я тепличный ребенок. Я ребенок, которому не разрешили понять какие-то нюансы и сложности жизни, поэтому я это не умею, я с этим не справляюсь». И дальше такой человек нуждается в сопровождении, чтобы снова его направлять и наставлять, как те педагоги, которые были с ним в детстве.

Следующий минус, когда ребенок обучается дома, это формат отсутствия какого-то соревнования, то есть у тебя есть образец, но нет конкурентов. Соответственно, нет того двигателя, который бы привел к самостоятельной активности, к самообучению. Он знает, что придет учитель и научит его и ему не надо ничего делать самому. Ради чего, собственно говоря? А когда есть среда конкурентов, тогда тебе нужно опередить кого-то или ты должен поступить каким-то образом, чтобы не оказаться хуже. Это наша жизненная ситуация, мы так себя ведем, оглядываясь и присматриваясь, выбирая какую-то стратегию, которая действительно нас отличит от кого-то или сможет нас как-то раскрыть, потому что мы сравнили себя с другими. Здесь ребенок этого лишен.

Следующий минус заключается в том, что на ребенка оказывают огромную роль педагоги как личности. Ведь приходя в дом, они ведут себя не только как педагоги, но и как люди. И ребенок еще считывает с них какие-то личностные черты, ценности, жизненные приоритеты. То есть он начинает видеть в них больше чем учителей-предметников, а вообще учителей по жизни. Тут возникает вопрос к родителям: «Вы уверены, что те педагоги, которые ходят к вашему ребенку, действительно как личности, примеры для подражания зрелые, оптимальные?» Ведь ребенок никого больше не видит. В массовой школе, когда ребенок смотрит на учителя и на других взрослых (на завучей, директора, других учителей, не только на тех, кто приходит в класс, но и вообще в школу), у него происходит достаточно широкий диапазон ориентировки в учителях, и он понимает, что, наверное, ни за кем не пойдет и никто не является идеалом. А здесь ограниченный круг учителей, и появляется тот самый идеальный формат, за которым мы идем.

По статистике большинство детей домашнего обучения выбирают профессию педагога. Это логично, потому что, в принципе, они больше ничего не видят. Круг специализации узок, и мы смотрим только на то, что рядом. У домашнего обучения еще есть масса минусов, потому что здесь мы говорим об ограниченности каких-то моментов, которые в жизни гораздо шире. Какие же есть плюсы у домашнего обучения?

– Юлия Александровна, если плюсов так же много, как минусов, то я Вам предлагаю перенести эту тему на следующую передачу.

– Я не против, потому что многие родители сейчас, слушая и обращаясь со звонками, с вопросами, немного идеализируют эту систему. Я не случайно начала с минусов, потому что буквально на днях был звонок мамы, которая решала этот вопрос и просила сказать: «Что в этом плохого? Я вижу только хорошее!»

– То есть у нее был момент принятия решения и был необходим взгляд со стороны?

– Да, абсолютно верно. Мне кажется, что таким родителям хорошо было бы еще поговорить с семьями, которые обучали ребенка на дому, с учителями, которые работают и обучают детей на дому, что они могут сказать по этому поводу. Более широкий взгляд на эту ситуацию позволит принять правильное решение.

– Вы сказали о том, что ребенку не с кем сравнивать своих педагогов, то есть проводить сравнительный анализ, не с кем сравнивать себя и трудно находить свое место в этой жизни. У меня возник небольшой вопрос, касающийся непосредственно узкого взгляда, о котором вы сейчас упомянули. По большому счету, когда родители говорят о домашнем обучении, они имеют в виду индивидуальный подход, больше образовательных возможностей, развитие кругозора, больше информации и внимания к ребенку. А получается, что вместо этого, наоборот, все однотипно и узконаправленно.

– Вообще если заглянуть в плюсы, то домашнее обучение – это вопрос качества. То есть мы получаем действительно качественное знание. Педагог не отступится от ребенка, пока не поймет, что он знает тему. Но он будет работать над тем, что ребенок проявил, и это будет совершенствоваться, а что не проявил, но имеет в потенциале (потому что узок тот круг возможностей и проявлений), то значит это все осталось замороженным.

– И впоследствии к Вам приходят люди и говорят, что у них много замороженных качеств, что они очень хотели бы заниматься чем-то другим, но не умеют.

– Да. И первое из замороженных качеств – это неумение публично выступать, работать с аудиторией, контактировать с людьми. Те, кто был на домашнем обучении, общаются с людьми ненормально. У них не усвоен формат общения в плане «с кем можно, а с кем нельзя», они общаются неконфликтно, но неадекватно. Например, ко мне пришла женщина (ей 24 года), которая пытается наладить свою личную жизнь. Она обучалась дома, потому что маме было некогда водить ее в школу. На сегодняшний день у нее нет ни друзей, ни подруг, а ей уже хочется наладить семейную жизнь. При знакомстве с молодым человеком она сразу спрашивает: «Ты бы женился на мне?» И это первый вопрос во время встречи. На что я спросила: «А ты бы сама за него замуж вышла?» Она отвечает: «Да». Я говорю: «Но ты же знаешь его только пять минут или меньше». Она отвечает: «А что со мной не так, почему я не смогу с ним жить?»

– В принципе, в себе она уверена: образованная, хозяйственная и умная. Понятно! Выходит, что общение не получается именно из-за домашнего обучения?

– Да. Навыки, формы и разнообразие общения, подстройка под того, с кем ты общаешься, подстройка под контекст общения – всего этого лишены дети домашнего обучения.

– Юлия Александровна, спасибо Вам большое! Я вынужден Вас прервать и попросить рассказать о плюсах домашнего обучения в следующей программе.

 

Ведущий Тимофей Обухов
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать