Союз онлайн: Четверть часа

22 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
СЕМЕЙНАЯ ГОСТИНАЯ: о том, что такое дружба и как научить дружить своих детей рассказывает доктор психологических наук Юлия Токарева. Ведущие: Дмитрий Шакуров, Тимофей Обухов.

– Юлия Александровна, давайте поговорим сегодня о дружеских отношениях. Что важно знать родителям о дружбе детей в школе? Предлагаю начать с начальных классов.

– Очень интересная тема, потому что современные дети нуждаются в том, чтобы их учили дружить. Не так давно мы с дочкой проводили небольшое исследование, идея его проведения возникла в связи с тем, что дети первого и второго классов практически не общались друг с другом на темы, не связанные с уроками. Учитель обратила внимание, что дети неинтересны друг другу, и они ждут, когда можно уйти из школы, чтобы посещать какие-то другие кружки и занятия, где вроде бы начнется их дружба. Когда мы закончили наше исследование, то оказалось, что дети никого в классе не считали своим другом. Мы проделали работу, связанную с тем, чтобы научить детей дружить. Прежде всего такая работа была проведена с родителями. Мы организовывали в классе игры и мероприятия, где детям приходилось взаимодействовать, узнавать таланты и способности друг друга. Конечно, это скрепило их и сделало отношения более разнообразными и яркими. Теперь дети общаются не только в школе, но и в выходные дни, а игры на переменах проходят более дружно и интересно.

– А почему Вы озаботились этой проблемой, неужели так важно дружить? Может быть, ничего страшного, если ребенок приходит в школу, учится и уходит домой?

– Вообще, очень важно дружить. Я думаю, что поколение людей, которое на себе почувствовало, что такое дружба, может подтвердить: именно в этом взаимодействии мы чувствуем поддержку, возможность обратиться за помощью, безопасность и принадлежность. А в школе, где может возникнуть очень много стрессовых непредвиденных ситуаций, быть рядом с другом, в кругу людей, которые готовы оказать тебе помощь, очень здорово.

– Если дети в первом и втором классах не дружат, значит, на генетическом уровне это свойство у ребенка не заложено?

– Действительно, несмотря на то, что потребность в общении является очень важной социальной потребностью и ребенок с рождения испытывает ее, нуждается в общении, потребность в дружбе не возникает на каком-то генетическом или спонтанном уровне. Ребенок начинает понимать, что дружить – это выгодно, потому что можно у кого-то попросить списать домашнее задание, кому-то можно позвонить и уточнить,когда прийти на урок, может быть, пригласить сходить в школьные кружки, куда одному ходить не очень комфортно. Получается, что дружба – это процесс взаимодействия чуть более сложный, чем просто общение. За дружбой стоят обязательства: сегодня – ты со мной, завтра – я с тобой. Дружба – более длительный процесс взаимодействия, чем просто общение, которое может прекратиться в любой момент. Мы замечаем, что именно в дружбе возникают своего рода претензии: ты меня променял на кого-то, ты стал дружить с тем, с кем я бы не хотел, чтобы ты дружил. То есть в дружбе выделяется ряд более сложных аспектов, нежели в общении как таковом.

– Значит, учиться дружить нужно. А как это делать? На каких примерах? Кто учителя? В школе есть учитель, который покажет, как писать, считать и рисовать, а кто же научит детей дружить?

– Первые учителя, конечно, родители. Исследователями замечено, что если в семье родители не приветствуют дружбу, у них мало друзей, они мало общаются, то чаще всего этот процесс взаимодействия для ребенка становится очень трудным, и ребенок не умеет дружить. В школе такие дети чувствуют себя очень изолированно и одиноко. Часто они не понимают, почему им так плохо и что нужно для этого сделать.Родители не страдают оттого, что они ни с кем не общаются. Тогда родителям детей, которые не имеют друзей, нужно специально обратить внимание на то, как дружит ребенок. Может быть, организовать для него общение в домашних условиях с его одноклассниками. Например, пригласить их на день рождения ребенка и посмотреть, что это за ребята, как ребенок с ними взаимодействует и, может быть, подсказать, как лучше взаимодействовать, с кем общаться, как подбирать интересные занятия и т.д.

Если у родителей есть друзья, то ребенок смотрит на то, как родители общаются со своими друзьями и, перенимая и копируя этот опыт, привносит в общение со своими друзьями. Другой путь – это чтение литературы о дружбе, о друзьях, о том, как дружба помогает справиться с какими-то трудными обстоятельствами. Еще можно использовать разного рода мероприятия, где ребенок будет взаимодействовать с большим кругом сверстников или детей разного возраста, и подсказать ребенку: «Познакомься с мальчиком. Спроси, как его зовут? Спроси: он пришел сюда с родителями? Что ему интересно?» Можно помочь ребенку начать общение, заинтересоваться другим человеком, увидеть в нем какой-то непохожий для себя вариант, новизну и «добавить»в свою копилочку знакомых и интересных людей.

– Вы сказали про непохожесть и новизну, а если ребенок-тихоня начнет дружить с активным ребенком, может быть, даже проказником? Как относится к этому?

– Чаще всего так и случается. Как ни странно, и это удивляет родителей в первую очередь, ребенок выбирает себе друга, который не похож на него самого. Здесь психология видит определенный момент компенсации, то есть ребенок берет себе в друзья человека, способности которого позволяют приобрести для себя что-то полезное. Поэтому я смотрю на это спокойно. Тот друг, который сейчас есть у ребенка, дает ему то, чего ему недостает, то, что является значимым, важным. Может быть, где-то этот ребенок-тихоня за руку с бойким другом преодолеет какие-то препятствия, добьется того, чего он сам ни за что бы не совершил. Это здорово! И наоборот, друг-проказник, у которого есть друг-тихоня, может остановить себя в каких-то действиях и не совершить их, потому что его осторожный друг не позволил это сделать. Поэтому дружба между непохожими детьми – это действительность, и я считаю, что родителям нужно смотреть на нее без волнения, необходимо понять, почему же ребенок выбрал именно такого друга?

– Какие рекомендации Вы бы дали нашим уважаемым зрителям по поводу того, как правильно учить дружить ребенка?

– Все идет из семьи, поэтому первое, с чего я хочу начать, это рекомендация родителям дружить с кем-то, видеть интерес в других семьях, людях и понимать, что дружба – это необходимое состояние безопасности и нужности. Второе – дружить со своим ребенком, быть с ним на одной волне, в диалоге, стараться понимать его, пытаться в семье организовывать пространство для того, чтобы ребенок мог дружить с кем-то. Приглашайте детей к себе домой, наблюдайте за их играми, взаимодействием. Может быть, вы специально организуете быт ребенка так, чтобы находилось время для общения со сверстником. Если у ребенка возникли трудности, например, с ним никто не дружит, или он не хочет дружить, то обязательно обсуждайте это с ним. Если самим не удалось ответить на волнующий вопрос относительно дружбы, то можно обращаться к психологу.

– Юлия Александровна,а кого можно считать другом?

– Друг – это в первую очередь человек, который независимо от времени и обстоятельств будет реагировать на твою проблему или успех. Это человек, которому хочется доверять какие-то тайны или сложные случаи. Друг – это носитель какой-то информации и определенного знания, умеющий себя вести со своим товарищем, потому что он настроен на него. Это человек, который способен ради другого на какие-то подвиги и поступки, он терпелив, участлив, умеет переживать и действовать не в своих интересах, а в интересах другого, близкого человека.

 

Ведущий: Тимофей Обухов
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать