Союз онлайн: Четверть часа

17 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
СЕМЕЙНАЯ ГОСТИНАЯ: обучаемость детей в начальной школе. Гость студии: доктор психологических наук Юлия Токарева. Ведущий Тимофей Обухов.

– Очередная наша программа посвящена обучаемости детей начальной школы. Вопрос этот очень актуальный: сейчас в школах стараются оценивать обучаемость детей,от этого зависит, в каком классе и по какой программе будет учиться ребенок, а это, так или иначе, повлияет на его дальнейшую жизнь. Что же такое обучаемость?

– Действительно, тема очень важная и актуальная.Разнообразие программ и школ ставит вопрос: способен ли ребенок обучаться по той или иной программе? Начнем с того, что обучаемость – это очень динамичное психологическое образование, и оно связано с разными сторонами развития психики человека. Возраст и определенные этапы жизни влияют на нее. У обучаемости есть три уровня: высокий, средний и низкий. В зависимости от этапа жизни или состояния человека, в котором он находится, обучаемость его будет различна.

Если мы говорим об учениках начальной школы, то я предлагаю не брать какие-то клинические случаи, то есть мы не будем говорить о детях с поражениями головного мозга и о тех, которые имеют поставленные диагнозы. Мы будем говорить о детях, которые в общей картине класса смотрятся примерно одинаково, но по результату их обучения показатели разные. Это действительно интересно, потому что педагогическая психология давно занимается поиском причин разной обучаемости детей.

– Как понять, обучаем ребенок или нет? Есть какие-то качественные или количественные признаки?

– Обязательно. Есть признаки качественные и количественные. Начнем с того, что ребенка, относящегося к категории обучаемых, характеризует внимательность, гибкость мышления, то есть он может быстро перестроиться с одного вопроса и предмета на другой, он достаточно лоялен к помощи (ему помогают, и он реагирует, исправляется в зависимости от оказываемой помощи). Он стремится к проявлению аккуратности, выполнение его заданий завязано с результатом, который от него требуется, и в групповом процессе работы он занимает достаточно инициативную роль, то есть он ведущий, а не ведомый. Он может предложить свои условия, свои способы решения какой-то задачи и вполне настроен на то, чтобы выполнять ее, используя различные варианты. И наоборот, не обучаемый на фоне класса ребенок расторможен; его внимание сосредотачивается то на одном, то на другом объекте, чаще всего не связанном с предметом научения. Он может вообще практически не смотреть на педагога, заниматься какими-то другими, более интересными для него заданиями, на инструкции и задания взрослого реагирует несобранностью, то есть ему приходиться повторять несколько раз, чтобы он понял, что от него требуется. Это отдельные внешние признаки, конечно, их гораздо больше.

Следующий момент – результат обучения. Мы чаще всего относим к слабо обучающимся тех детей, у которых по результату обучения двойки. С одной стороны, действительно, двойка может быть уже показателем необучаемости, но, с другой стороны, двойка может быть связана с темпом деятельности ребенка. Например, темп деятельности в классе достаточно высок, и медлительный ребенок, который обучаем, не успевает выполнить задание. И поэтому за диктанты, классные и контрольные работы у него двойки, в то время как за домашние работы у него пятерки и четверки. Здесь важна дифференциация: получает ребенок двойку везде (за домашние задания, когда взрослый видит, что дома ребенок не понимает, что от него требуется), или все-таки дома, имея достаточное количество времени, он выполняет все правильно, а в школе он не успевает, и его оценки неудовлетворительные. Здесь очень много нюансов, и обязательно на них нужно своевременно обратить внимание, потому что если мы пропустим необучающегося ребенка в начальной школе, он накопит огромные пробелы в знаниях, которые в среднем звене будет очень трудно наверстать. Лучше своевременно выявить какие-то проблемы и устранить их, чтобы ребенку было легче учиться.

– А как преодолеть данную проблему, что необходимо делать? Какие есть рекомендации?

– Конечно, рекомендации здесь связаны с причиной необучаемости. Причин много, среди отдельных причин – неподготовленность ребенка к усвоению учебного материала. На сегодняшний деть очень большое количество детей находится на домашнем обучении, и когда они приходят в первый класс, то щадящий и понимающий их режим еще не дает им представления о достаточно строгой системе обучения, оценках, различных критериях и т.д. Во втором и даже в третьем классе ребенку кажется, что он может эту систему под себя как-то изменить. Он не подстраивается под нее, он пытается ее подстроить под себя и говорит: «Я не успеваю. Я устал. У меня болит голова. Можно, я отдохну» и т.д. То есть надо определить: либо ребенок психологически не готов к обучению в школе, такой режим работы для него не является привычным, либо ребенок пытается привнести в школу какие-то свои критерии, чтобы ему было легче учиться.

Следующий момент – серьезное отставание в развитии памяти, понимания и мышления, это своего рода педагогическая запущенность, то есть ребенок на стадии дошкольного обучения не занимался деятельностью, требующей развития данных процессов. Или наоборот, ребенок был очень рано отдан в школу развития. Например, сейчас с полутора лет детей водят на разные развивающие занятия, и система школы для него является тем, от чего он порядком устал, и это вызывает определенную заторможенность в ребенке, то есть блокировку. Он уже насытился этим режимным процессом с полутора лет, и школа вызывает ощущение отторжения и т.д. Родителям важно не переборщить с количеством каких-то развивающих мероприятий, потому что ребенок, лишенный детства и игры, в любом случае будет искать возможности для восполнения данного аспекта жизни.

Следующая причина – отсутствие у ребенка необходимых волевых качеств, которые у него развиваются, но при правильном сопровождении взрослого, инструктировании, как нужно себя вести, сидеть, ребенок может себя сам контролировать. Также причиной плохой обучаемости может явиться сам процесс обучения, то есть ребенок не попадает в тот обучающий формат, который использует педагог. И если у данного педагога большинство детей учится плохо, то вопрос не к детям, а к педагогу. Насколько стиль преподнесения материала, общения с детьми соответствуют тому нормативному уровню восприятия, который способствовал бы усвоению знаний? Здесь родителю нужно, может быть, задаться вопросом: только ли мой ребенок учится так плохо или весь класс относится к категории неуспевающих? Это общие моменты в обучаемости.

– Как же тогда поступать родителям? Есть ли какие-то общие рекомендации?

– Самая первая рекомендация – попробовать научить ребенка самому. Если родителю кажется, что ребенок может быть не обучаем, попробуйте сами его чему-то научить. Может быть, это будет программа класса, в котором ребенок учится, материал какого-то конкретного урока. Представьте себя в роли учителя и попробуйте своего ребенка научить тому, что предлагает школа или учитель. Если вы видите, что ребенок даже рядом с вами не проявляет внимания, нет сосредоточения на предмете, ему очень трудно сконцентрировать себя и свою волю, вам приходится несколько раз ему повторять то, что ему нужно сделать, ребенок не предлагает свои варианты, то тогда необходимо отвести его к психологу и продиагностировать на предмет обучаемости. Если же вы легко обучаете своего ребенка, он вас понимает, правильно выполняет все предлагаемые вами задачи, то, скорее всего, проблема в системе обучения в школе.

– Напоминаем, что у вас есть возможность задать вопрос Юлии Александровне лично по телефону +7 (982) 628-16-14.

 

Ведущий: Тимофей Обухов
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать