Союз онлайн: Четверть часа

16 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
СЕМЕЙНАЯ ГОСТИНАЯ: детские привычки. Гость студии: доктор психологических наук Юлия Токарева. Ведущий Тимофей Обухов.

– Юлия Александровна, сегодня тема нашей передачи – «Привычки». Как они складываются, и что такое вообще детские привычки?

– Привычка – это способ поведения, который становится очень потребностным. Это модель поведения, возникающая при определенных условиях или в определенной ситуации. Привычка рождается и формируется в результате испытываемой потребности. Эта потребность может быть как у самого человека, так и у того, кто призывает к каким-то действиям. Например, если мы говорим о ребенке младшего школьного возраста, то самой популярной привычкой, которая вырабатывается или ее пытаются выработать, – привычка учиться и заниматься. Конечно, у ребенка такой самостоятельной потребности нет, но у него есть потребность в новых знаниях, и на основе этой потребности у него вырабатывается привычка делать уроки, выполнять задания и т.д.

Но качественно ли будет осуществляться эта привычка, зависит от условий ее формирования. Например, у родителей есть привычка, чтобы в доме был порядок, и эта привычка и потребность в порядке объясняется ребенку.Может быть, со временем она тоже станет его привычкой через потребность в порядке. То есть привычка формируется на основании испытываемой потребности.

– Когда мы говорим о привычках, то вспоминается словосочетание «вредные привычки». Если говорить о взрослых, то это курение, употребление алкоголя и т.д. А какие привычки бывают у детей? Ведь они бывают как вредные, так и полезные?

– Тимофей, предлагаю посвятить о привычках не в одной передаче, потому что они действительно бывают вредные и полезные. Иногда за борьбой с вредными привычками мы совсем забываем о том, что нам надо выработать такую полезную привычку, которая может встать на место вредной.

Вредные привычки имеют такой же механизм формирования, как полезные, то есть в результате многократного повторения. Например, к вредным привычкам мы относим: кусание ногтей, щек, губ, сосание пальцев, которое потом переходит в грызение или сосание ручки. Есть дети, у которых все изгрызано: и ручки и карандаши, практически нет целых предметов. Следующие вредные привычки – это шаркание ногами, скручивание волос, ковыряние в носу, произношение слов паразитов, которые замещают что-то, когда ребенок не знает, что сказать,и вместо того, чтобы промолчать, говорит эти слова и т.д.

– Юлия Александровна, давайте тогда поговорим о вредных привычках, как они формируются и что с ними делать?

– Как я уже сказала, привычка формируется в результате какой-то потребности. Возьмем такую патологическую вредную привычку, как кусание ногтей, которой страдают не только дети, но потом и взрослые, потому что они так и не отказались от нее. Она возникает, как правило, в результате потребности безопасности, то есть человек в определенный момент испытывал какое-то напряжение и не знал каким образом его снять,а помещение своих пальцев в рот позволило ему чувствовать себя гораздо спокойнее, потому что есть связь с сосательным рефлексом, успокоением, и вроде ему стало легче. Таким образом, когда человек попадает в ситуацию напряжения, он вспоминает о том, что у него есть ногти, которые можно погрызть и успокоиться. Когда у человека очень небольшой зазор времени, чтобы решить, что ему сейчас нужно сделать и если у него есть привычный способ, который работает, например кусание, он будет снова кусать ногти, нежели размышлять, как снять его иначе. Привычка вырабатывается как способ поведения в ситуации, когда человек не знает, как поступить.

– Если у взрослых есть вредная привычка, послужит ли она толчком к тому, чтобы у ребенка появилась такая же?

– Чаще всего, к сожалению, так и случается, что вредные привычки родителей переходят из поколения в поколение. Например, если ребенок наблюдает за родителем, который кусает ногти, у него появляется потребность узнать, что за эффект стоит за кусанием ногтей? Из-за этой потребности в узнавании, он будет кусать ногти до тех пор, пока это не будет им понято или не станет привычкой. Точно также с такой вредной привычкой как разбрасывание вещей. Если в семье родители не обращают внимания на то, что они сами разбрасывают вещи, и это у них уже вошло в привычку (прийти и раскидать, а потом, может быть, на другом этапе собрать), то, конечно, глядя на своих родителей, ребенок будет вести себя аналогично.

Многие родители жалуются на то, что ребенок приходит, разувается и бросает свою обувь как попало. Потом невозможно пройти, потому что если в семье еще несколько детей, включая взрослых, то там вообще беспорядок. На самом деле уже от того, как родитель сам показывает свое привычное поведение в данном случае, это усваивает ребенок. Если бы родитель зашел и поставил свою обувь в сторонку, ребенок, глядя на родителя, видя удобство: все могут спокойно пройти и никто не ругается,конечно, поступит аналогично.

Другой момент связан с тем, что вредные привычки или привычки делать что-то плохо возникают у ребенка по недосмотру родителей. Например, возьмем такую привычку, как делать что-то неаккуратно, ведь это тоже вредная привычка – отсутствие хорошей привычки делать аккуратно. Допустим, взрослый говорит: «Заправь за собой постель». Ребенок заправил плохо, родитель увидел, что заправлено неаккуратно, но ничего не сказал. В таком случае вы уже вносите вклад в выработку вредной привычки не быть аккуратным. Или, например, ребенка попросили нарезать хлеб, ребенок нарезал, и после этого весь стол и пол в крошках. Если родитель посмотрел на такое безобразие и ничего не сказал, то взрослый опять внес вклад во вредную привычку делать что-то неаккуратно. Если ребенок почистил зубы и обрызгал пастой все зеркало, и родитель видит, что у ребенка есть хорошая привычка чистить зубы, но делает он это неаккуратно, то есть необходимость обратить внимание на качество выполнения каких-то дел. По крайней мере, нужно, чтобы ребенок видел какой-то идеальный формат того, что он только что выполнял. Можно сказать ребенку: «Да, ты поступил хорошо, но посмотри, что нам теперь приходится констатировать».

– Вы рассказали о примерах вредных привычек, и мы даже не затрагивали курение, алкоголь или что-то еще. Могу сказать из личной жизни, что это переход и во взрослые привычки, даже начиная с того, как почистить картошку. Можно ее так почистить, что потом приходится чистить ее заново. Что Вы могли бы порекомендовать?

– Во-первых, обращусь к родителям с тем, чтобы они отказывались от своих вредных привычек, не видели в них свою харизму или свою особенность. Имейте в виду, что это может отзеркалить ребенок, и когда в течение жизни он поймет, что это не делает его лучше, отказаться ему будет очень трудно. Вредная привычка, как и любая привычка, формируется очень серьезно. Отвыкать от нее и ломать ее во взрослом состоянии гораздо труднее. Поэтому важно формировать хорошие привычки в раннем возрасте.

Следующий момент – обращайте внимание ребенка на выполняемые им задачи, чтобы он делал их привычно хорошо, качественно и старательно. Пусть у него будет очень важная привычка – делать все хорошо, без фанатизма и идеализирования, но тем не менее для своего возраста и возможностей действительно делать что-то хорошо. Обязательно хвалите ребенка в тех случаях, когда он не проявляет вредную привычку, обращайте внимание на аккуратность сделанной им работы и на те исправления, которые уже есть.

Если ребенок постарше, например ему восемь-девять лет, у него сформировалась какая-то вредная привычка, и он ее осознает и говорит, что она ему мешает, тогда можно завести дневник и каждый день записывать, проявлялась ли эта привычка или нет, удавалось ли ее чем-то заменить или исправить, и как. И я уверена, что практически недели через две привычки не будет: ребенок выразит ее на бумаге, откажется от нее в письменном виде и не будет совершать ее в жизни.

– Юлия Александровна, помимо Ваших конкретных рекомендаций, я вижу Ваше внимание, заботу о детях и проявления ежечасного участия в их жизни, но опять же без лишней опеки, о чем мы говорили.

Мы поговорили о тех решениях и рекомендациях, которые можно выработать, чтобы вредные привычки из младшего возраста не переходили в старший. В начале передачи Вы сказали, что есть полезные привычки, и мы договорились посвятить этой теме целую передачу. Но если с вредными привычками нужно бороться, то полезные нужно наоборот воспитывать?

– Абсолютно верно. Разница между вредными и полезными привычками заключается в том, что вредная привычка формирует отрицательные черты (есть такая фраза «посеешь привычку – пожнешь характер»), а полезные привычки помогают в жизни, делают человека важным для кого-то и для самого себя, а его деятельность значимой и высоко оцениваемой. Поэтому эти две категории привычек и их проявления в жизни человека отличаются кардинальным образом.

– Дорогие друзья, напоминаю, что вы можете задать свои вопросы Юлии Александровне по телефону +7(982)628-16-14. Если у вас есть вопросы, конечно, звоните, задавайте их, и Юлия Александровна с удовольствием на них ответит.

 

Ведущий: Тимофей Обухов
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать