Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– В предыдущей программе мы поговорили о тревожных детях, разобрали типы тревожности. Сегодня я предлагаю поговорить о страхах. Насколько я понимаю, тревожность и страх – это разные вещи?
– Абсолютно верно, тревожность и страх – разные вещи. Их отличает степень глубины, длительности переживания и то обстоятельство, которое вызывает либо тревожность, либо страх. Начнем с того, что тревожность – это состояние, которое чуть длительнее, чем страх. Страх – более регламентированное состояние, и в отличие от тревожности страх не бывает личностным образованием. Тревожность бывает личностная, и есть типы тревожных людей. По степени переживания тревожность переносится чуть более спокойно, нежели страх. Страх – это острое состояние угрозы жизни, здоровью или какому-то положению, то есть состояние, которое может вызвать последующие реакции, например, панику или состояние ступора, когда человек находится в оцепенении и ничего не может сделать. Последствия такого состояния, как страх более серьезные и глубокие.
– Расскажите, пожалуйста, разделяется ли страх по каким-то видам? В чем причины страха?
– Тимофей, я предлагаю не говорить о страхах широко, а поговорить о страхах, связанных со школой, потому что в основном к нам поступают звонки от родителей школьников. В большей степени тема школьных страхов – эта тема начального звена, и родители детей с первого по пятый класс говорят о том, что у ребенка есть определенный страх. Как им кажется, этот страх либо вышел из школы (то есть его внушили в школе), либо связан со школьной тематикой и школьными отношениями. Поэтому сузим тему страхов до уровня школьных.
Итак, какие бывают виды страхов у школьника? Первый и самый широкий вид – это ситуативный страх перед выступлением у доски. Скажу несколько слов об этом страхе. Откуда берется страх выступления у доски? Ведь ребенок, собственно говоря, придя в первый класс, еще не совершал это действие, для того чтобы его испугаться. Поэтому этот страх предвосхищает страх неизвестности, и он берется от недосказанности взрослых. То есть взрослый может сказать: «Итак, сегодня ты рассказываешь стихотворение у доски». И тот тон, каким мама сказала об этом предстоящем событии, вызвал у ребенка напряжение, потом волнение, после определенную тревожность. В итоге, когда он начал рассказывать маме, как будет выступать у доски и увидел недовольные мамины глаза и последующую реакцию, то испугался и решил, что все, кто будут его слушать, будут смотреть на него, так же, как мама, а потом, как мама, ругать, и, конечно, он уже этого боится.
Бывает, что в школе очень строгая дисциплинарная система. Например, учитель говорит: «Выйди к доске, руки должны лежать прямо, вдоль туловища. Смотри в одну точку, а теперь читай свое стихотворение выразительно».Здесь для ребенка начальной школы столько наложений, что он действительно боится запутаться во всех этих условиях. А ведь еще нужно прочитать стихотворение так, чтобы тебе поставили хорошую оценку. На эту оценку будут смотреть родители, они будут ориентироваться именно на этот результат. И этот комплекс условий, вызывающих напряжение, и последующая реакция окружающих рождают в ребенке страх.
Возьмем еще одну распространенную ситуацию школы и страх, связанный с запугиванием ребенка: «Если ты будешь себя плохо вести, то тебя отведут к завучу». Если ребенок никогда не был у завуча, то он будет бояться. Кто такой завуч? Что там у завуча? И это непонимание и незнание рождают страх. Чаще всего страх – это состояние, связанное с чем-то неизвестным. Можно до бесконечности так пугать ребенка. Может быть, он никогда и не пойдет к завучу, а даже если пойдет, ему это покажется совсем нестрашным. Но потом будет думать, что когда он был у завуча, было не страшно, а в следующий раз обязательно будет страшно, поэтому надо бояться. Это первая категория ситуативных страхов ребенка, которые вызваны определенными обстоятельствами.
Следующие страхи мы выделим в отдельную группу и назовем«внушенные страхи». У ребенка нет в настоящем конкретного страха, но он боится в какой-то ситуации его испытать. Например, родитель говорит: «Если ты не окончишь школу, ты не поступишь в институт, и потом у тебя будет такой-то жизненный путь…» И мама сказала это так строго, так напряженно, что ребенок стал бояться всех этих последствий. Как только мама начинает эту цепочку: «Бойся, что тебя ждет в будущем», ребенок напрягается и, может быть, боится этого.
Следующий страх – это страх, когда пугают(чаще всего педагоги) тем, что ребенок не сдаст ЕГЭ и ему никогда не окончить школу. Школа часто не вызывает у ребенка положительных эмоций, а если его напугали, что он вообще никогда ее не окончит, то мыслью о том, что это будет продолжаться вечно, заставляет его жить в напряжении и желании не допустить этого.
– Юлия Александровна, Вы упомянули о ЕГЭ. Сейчас ведь не только одиннадцатые и девятые классы сдают экзамены, но их хотят ввести и в начальной школе.
– Да, пробную ситуацию тестирования хотят ввести в начальной школе, и я слышала мнения многих психологов, которые не приветствуют, чтобы ребенок проходил это испытание и находился в подобной ситуации. Потому что это тоже страх, причем для всех: взрослых, педагогов, ребенка. Представьте, один маленький ребенок, который, собственно говоря, не знает, что ему нужно продемонстрировать, и окружающие, которые жутко этого боятся и все время его пугают. Он пугается страшилок, которые ему рассказывают окружающие. Более взрослые дети (даже по своему сыну могу сказать) говорят: не надо нас пугать, мы сдадим ЕГЭ, сдадим экзамены. А такая атмосфера мешает и настраивает как раз не на то, чтобы сдать, а на то, чтобы пугаться и напрягаться во время экзаменационных испытаний. Поэтому, может быть,для ребенка трудно не само испытание, а те условия и отношения, в которых он будет находиться на протяжении подготовки и непосредственно во время тестирования.
Если взять школу, то в ней очень много устоявшихся стереотипов, которые для ребенка и для родителя традиционно выступают устрашающими. И они переходят из поколения в поколение. Я работаю психологом много лет, и ко мне приходят родители с одними и теми же формулировками, которые они принесли из школы: бойтесь, вашего ребенка отчислят. Нужно бояться, что он с чем-то не справится. Все эти ограничения накладывают определенные отпечатки на состояния родителя и ребенка. Чем комфортней ребенку в школе, тем он лучше и эффективнее осваивает знания.
– Юлия Александровна, а есть еще какие-то виды страхов?
– Есть страхи, которые возникли в результате уже испытанного события, то есть когда ребенок реально испугался. Это страх, который имеет какую-то почву. Ребенок может четко объяснить, почему он боится, и тогда с этой темой нужно будет работать специально.
– Как тогда решать возникающий вопрос, если ребенок начинает бояться? И нужно ли это вообще решать? Почему мы заговорили о страхах, может быть,в страхах нет ничего ужасного, пусть ребенок боится?
– Начнем с того, что страх – это ограничение жизненной, позитивной и конструктивной активности. Из-за переживания страха (особенно необоснованного), человек не позволяет себе совершить то, чего он хочет, а значит, его желания и мечты будут всегда оставаться только в голове, возникнет чувство неудовлетворенности собой, которое нежелательно. Поэтому мы и говорим о страхе как состоянии, с которым нужно справляться. Начнем с того, что любой стереотип, который усвоил (ему внушает школа) человек,должен быть рассмотрен более детально и конструктивно. Надо понять, насколько то, что сказали в школе,действительно относится к тебе, или это такая масштабная страшилка, которая ни к кому конкретно отношения не имеет.
Второй момент– родителям никогда не прибегать к устрашению: «Бойся, потом у тебя это не сложится. Правильно делаешь, что боишься». Все эти установки, конечно, накладывают отпечаток на дальнейшее, возникновение тревожности в том числе. Если ребенок уже имеет какой-либо страх, самым эффективным средством (арт-терапевты меня поддержат) является рисование страха. Если у ребенка много страхов, то можно нарисовать каждый на отдельном листочке, можно рисовать красками, фломастерами, карандашами. А потом рисунок можно порвать, сжечь. Пусть ребенок подробно нарисует один страх, проговорит его, расскажет о нем, может быть, родитель как-то его прокомментирует, и порвет. И так поступать с каждым страхом, который есть или появляется вновь.
Если страх связан с каким-то отношением или какой-то ситуацией, то нужно обязательно в нее включиться и позволить ребенку преодолеть ее и увидеть, что это не то, чего стоит бояться. Для детей, у которых очень много разных страхов, есть хорошее средство – игротерапия, то есть проигрывание кого-то или чего-то. Бывает, что дети дошкольного возраста боятся каких-то монстров или чудовищ. В этих случаях можно поиграть с монстрами и чудовищами, для того чтобы понять, что вот они здесь, в твоих руках, и не надо их бояться. То есть постараться сделать страх максимально близким, а когда он близко, то уже не страшен.
– Юлия Александровна, еще один вопрос: если не бороться со страхами, не обращать на них внимания и не придавать значения, что будет впоследствии?
– На самом деле тут как минимум две перспективы. Первая – когда любой страх перерастает в ограничение собственной активности и впоследствии мы увидим очень равнодушного, «спокойного», не интересующегося многими вещами ребенка. То есть в силу страха он будет специально ограничивать себя и заниматься только тем, в чем он уверен. Таким образом, мы не увидим его в каких-то разнообразных видах деятельности. И второй вариант – мы уже говорили о ребенке, который внутри очень тревожный и ему очень плохо, но чтобы скрыть это, он проявляет расторможенность и активность. Еще бывают очень боязливые дети, которые могут быть агрессивными.
– Дорогие друзья, напоминаю о том, что у вас есть возможность задать свои вопросы Юлии Александрове лично по телефону +7(982)628-16-14.
Ведущий: Тимофей Обухов
Расшифровка: Людмила Моисеева
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Красноярск. Набор в церковный хор
Казань. Сбор пасхальных подарков для детей из многодетных семей
Санкт-Петербург. II Фестиваль колокольных звона «Звоны Северной Столицы»
Прогноз погоды на 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!