Союз онлайн: Четверть часа

10 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
СЕМЕЙНАЯ ГОСТИНАЯ: отношение учеников к учителям и старшим. Гость студии: доктор психологических наук Юлия Токарева. Ведущий Тимофей Обухов.

– Юлия Александровна, мы продолжаем отвечать на вопросы наших зрителей. Очередной вопрос касается тоже немаловажной и актуальной проблемы – это неуважительное отношение учеников, начиная с начальной школы, к взрослым. Это проявляется на учителях, родителях и посторонних людях старшего возраста. Расскажите, как с этим быть и в чем причина такого поведения?

– Вопрос, связанный с уважением к другому, очень интересен: это чувство, которое формируется достаточно длительно. Ребенок только со временем начинает осознавать, что кого-то он уважает, а кого-то не очень, и у него появляются свои ориентиры для уважения или неуважения. На сегодняшний день проблема общения ребенка со взрослым действительно очень актуальна. Современные дети достаточно дерзко, иногда грубо и очень жестко могут говорить о своих желаниях и потребностях, унижая при этом взрослого. Причина такого отношения в том, что ребенок не уделяет должного внимания ценности взрослого. Для начала мне хочется поднять эту проблему более глобально, чем она обозначена, потому что ценность уважительного отношения к другому человеку начинает отходить на второй план, а грубое и конфликтное поведение ребенка со взрослым продиктовано тем, что он не знает об этой ценности. Он не видит ее в жизни и поэтому позволяет себе вести себя грубо и дерзко.

Чаще всего причина этой проблемы лежит в семейных отношениях, когда родитель и ребенок в семье ведут себя на равных, когда родитель может позволить себе проявления не совсем взрослого человека, в результате у ребенка не возникает чувства уважения и понимания своего родителя. С этим чувством неуважения и непонимания он приходит в школу и начинает общаться со своим педагогом с таким же ощущением:«Тебя не за что уважать. Кто ты вообще такой, чтобы к тебе как-то по-особому обращаться». Я думаю, что есть смысл организовать в школе специальные беседы с детьми начального звена о том, кто такой взрослый, чего он достиг за свой период жизни и почему человека важно любить, уважать и понимать. И тогда, может быть, это внесет определенную лепту вообще в формирование данной ценности.

Если взять ситуацию, может быть, чуть уже, то в основном причина такого общения ребенка со взрослыми лежит в неумении вести себя иначе. У него слишком маленький опыт и круг людей, которые бы требовали уважения по отношению к себе. И ребенок, не видя потребности взрослых в том, чтобы к ним относились уважительно, ведет себя точно так, как его принимают. Он не чувствует какой-то необходимости менять стиль общения, переходя из дома в школу, и ведет себя по отношению к учителю точно так же, как к своим родителям. Он может сказать то, что он хочет и думает, не предполагая, что форма выражения своих мыслей должна быть совсем иной.

– Юлия Александровна, приведите, пожалуйста, примеры неуважительного поведения детей.

– Чаще всего учителя жалуются на то, что ребенок подходит к учителю и называет его на «ты». Также дети могут сопровождать свои неуважительные слова неуважительными действиями, например, хлопнуть педагога по плечу или что-то взять со стола без спроса, а затем вернуть на место, практически бросая или скидывая на пол. Это уже будет не только неуважение к данному человеку, а еще и незнание определенных социальных норм. Поэтому хотелось бы и здесь порекомендовать уважаемым родителям говорить ребенку о нормах, принятых в обществе, о том, как нужно вести себя в школе с учителем, конечно, предупреждать, чтобы он не брал со стола чужие вещи, в том числе вещи педагога. Необходимо, чтобы ребенок всегда обращался к учителю на «вы», не перебивал взрослого и т.д.

Эти правила этикета и общения каждая семья должна соблюдать в первую очередь сама и регулярно напоминать ребенку о том, что так правильней, что общество ждет от тебя такого поведения,а за иное ты будешь лишен общения либо наказан. Дети, которые неуважительно общаются со взрослыми, заслуживают особого «черного» списка, и далее их могут не включить в какие-то важные для школы мероприятия, потому что они не умеют общаться.

– Какие ошибки возникают в ситуации, когда ребенок ведет себя неуважительно, а взрослые и педагоги так или иначе пытаются повлиять на него?

– Самая первая ошибка – это то, что однажды встретив неуважение, взрослый игнорирует этот случай и не обращает на него внимания. Важно уже с первого такого поступка обратить внимание и сказать: «Ты знаешь, вчера мы разговаривали с таким-то, ты перебивал, вмешивался в наш разговор, а это разговор взрослых. Поэтому я тебя попрошу в следующий раз дождаться, когда наш разговор будет закончен, и только потом задать свои вопросы и выйти с какими-то своими предложениями». Если ребенок регулярно перебивает взрослых, тогда есть смысл уже специально говорить о правилах поведения. Может быть, выработать какие-то параметры поощрения за хорошее поведение и наказание за то, что ребенок перебивает, вмешивается или обращается со взрослым как с равным.

Другая ошибка, когда родитель считает, что диалог с ребенком и дружеская атмосфера обязательно включают в себя возможность подойти к родителю как угодно. Снятие границ между ребенком и взрослым ведет к тому, что дальше ребенок позволяет вести себя в отношении родителя так же, как он ведет себя со сверстниками. Это не совсем правильно, потому что потом на месте родителя будет другой взрослый и он не поймет причину такого неуважительного поведения и вседозволенности в отношениях. Поэтому обращайте, пожалуйста, внимание своих детей на то, как они общаются с вами и как им следует общаться с другими взрослыми. Есть правила хорошего тона, этикета, вежливости и уважения, соблюдайте их, а если подзабыли, то напомните сами себе эти правила.

– Предлагаю подвести итоги сказанного и дать рекомендации нашим зрителям, как правильно поступать? Как правильно учить ребенка вести себя с людьми старшего возраста уважительно и внимательно?

– Самое первое правило – сами родители должны служить ребенку примером. Уважаемые родители, ведите себя в отношении старшего поколения вежливо, уважительно и при ребенке говорите о людях старшего возраста, об учителях какие-то мудрые вещи. Категорически нельзя критиковать и обзывать старших людей, учителей, говорить о них плохо и вызывать у ребенка ощущение того, что их не за что любить и уважать.

Второе правило – всегда обращать внимание ребенка на те его поступки и случаи, когда он ведет себя дерзко, грубо и неуважительно. Если это не совсем удобно и уместно сделать в той ситуации, когда это происходит, то найдите в ближайшее время возможность поговорить об этом, обсудить и научить ребенка, как ему вести себя, если чего-то захотелось, а ситуация не совсем к этому располагает.

Есть правила этикета и хорошего тона, подойдите к ним с определенным интересом, пусть это будет очень важный урок, который сделает жизнь вашего ребенка чуть более понятной. Ведь уважительное отношение к другому человеку всегда вызывает взаимное уважение. Покажите ребенку, что его уважение к близкому, несомненно, воздастся уважительным отношением к нему самому. Эти небольшие правила позволят ребенку увидеть разницу в своем общении – с уважением и без уважения.

– Дорогие друзья, напоминаю, что у вас есть возможность задать вопросы Юлии Александровне лично по телефону +7(982)628-16-14.

 

Ведущий: Тимофей Обухов
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать