Союз онлайн: Четверть часа

10 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
СЕМЕЙНАЯ ГОСТИНАЯ: типы тревожности у детей. Гость студии: доктор психологических наук Юлия Токарева. Ведущий Тимофей Обухов.

– Юлия Александровна, в предыдущей программе мы затронули тему тревожных детей. В связи с этим к нам поступили звонки от родителей, которые встречаются с противоречивыми ситуациями, когда, например, один ребенок активен и по каким-то признакам тревожный, а другой ребенок – полная противоположность первому, однако психологи считают, что у него есть признаки тревожности. Как получается, что дети абсолютно разные, но оба тревожные?

– Вопрос может быть и в компетентности психолога, но будем считать,что этот был компетентным. Как может быть, что дети разные, но и тот и другой тревожные? Действительно, очень часто по рекомендации классных руководителей родители идут к психологу, чтобы прояснить какие-то особенности поведения ребенка. Тревожность является одной из особенностей поведения, которая может быть выражена в разной форме. И активный Вася, и медлительная Лена могут быть тревожными детьми.

В научной классификации выделяется как минимум четыре типа тревожных детей, перечислю их. Это дети-невротики, у которых есть еще и психосоматическое подтверждение их тревожности. Например, это могут быть энурез (ночное недержание мочи), нервные тики (подергивание глаза или других частей тела), либо какое-то неврозоподобное состояние, с точки зрения невропатолога. Вторая категория тревожных детей – это расторможенные, активные дети. Третья категория – дети застенчивые. И четвертая категория – это замкнутые дети.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее об этих типах, что они из себя представляют?

– Самый сложный для психолога тип – это первый тип ребенка-невротика, потому что у него непростая клиническая картина. Скорее всего, без медикаментозного подкрепления не обойтись, и в таких случаях лучше всего обратиться к детскому невропатологу, который четко поставит диагноз и даст назначения. Если вы видите, что дома ребенок напряжен, волнуется и не знает, куда это волнение направить, то можно использовать простую игру – бить подушку. Это необязательно делать так, чтобы видели все, ребенок может сделать это в своей комнате, но тем не менее снять волнение и напряжение можно и таким путем. Такие дети, к сожалению, очень неохотно воспринимают родительскую ласку, и остановить, успокоить их поглаживаниями и поцелуями порой бывает сложно. Но даже если он отмахивается от родителей, эту форму все-таки не надо исключать. То есть мы понимаем, что это ему не очень приятно, но продолжаем говорить о том, что мы его любим, продолжаем гладить по голове и находим какой-то хороший повод, чтобы обнять и поцеловать его.

Если говорить о расторможенном ребенке, сразу хочу отличить его от гиперактивного, это немного другая классификация и особенность поведения. Данный ребенок характеризуется тем, что за своей активностью он как раз прячет тревожность. Он вроде бы и активен и деятелен, но вся эта деятельность только для того, чтобы не заметили его тревожность. Он может быть даже несколько агрессивен в отношении окружающих, но это тоже для того, чтобы не заметили его тревожность. Есть такая фраза: «лучшая защита ­ это нападение», и он примерно так всегда себя и защищает. В его рисунках можно увидеть много черного, несмотря на то, что он активный и смелый, он использует штриховку, рисует много драк, нападений, где кто-то кого-то обижает, и это признак того, что внутри ребенка присутствует определенная тревожность. Как с ней быть? Если ребенок любит рисовать – замечательно! Рисуйте с ним разные ситуации, которые ребенок преподносил бы как волнительные для него, анализируйте и рассказывайте, почему эта ситуация вдруг для него волнительная или несправедливая. Находите оптимистичные ответы, чтобы ребенок смотрел на эти ситуации более спокойно, больше доверял другим и полагался на других,не считал, что все зависит только он него и, если он сейчас не даст отпор, то будет как-то плохо и т.д.

Третья группа детей – это застенчивые дети. Очень часто родители (особенно девочек), смотрят на застенчивость как на скромность и говорят о том, что у них скромная девочка. На самом деле за такой скромностью может лежать очень большая психологическая проблема тревожности ребенка. Чаще этим страдают девочки, и в начальной школе они очень удобны для педагога, потому что не срывают уроки (в отличие от расторможенных детей) и достаточно послушны. Но родители замечают, что ребенок, будучи скромным, учится плохо или даже крайне плохо. Оценки могут быть нестабильны: пятерки и двойки. И вопрос, почему ребенок так не стабильно учится, решаемый в сотрудничестве с педагогом, должен исключить такую причину как тревожность. Если все-таки это тревожность, то нужно помочь ребенку чувствовать себя более комфортно в классе, не бояться действовать смелее, поощрять его за смелость. То есть такому ребенку очень не хватает поддержки, которая давала бы ему более решительное поведение.

И последняя категория детей – замкнутые дети, которые чаще всего находятся наедине с собой, могут даже глаз не поднимать на окружающих. Сидя в классе, они могут заниматься чем-то своим, чаще всего что-то черкать на бумаге, могут даже исчеркать прямыми линиями лист в тетради. Они могут что-то мять, делать какие-то поделки из бумаги, но не такие,что можно потом рассматривать, это их специфические изобретения, которые потом не жалко выбросить. Чаще всего такой ребенок в классе является кем-то вроде изгоя:дети замечают, что он ни с кем не дружит, и он может очень плохо учиться. Чаще всего таких деток отправляют в классы коррекции, потому что они не справляются с программой, не реагируют, не выполняют то, что от них требуется, и причиной этого может быть высокий уровень тревожности. Обнаружив причину тревожности у ребенка, мы можем помочь ему учиться гораздо лучше.

– Какие есть пути решения этих проблем? Я так понимаю, что для каждого типа они свои.

– Да, для каждого типа – свои пути. Из общих рекомендаций могу сказать следующее: уважаемые родители, наблюдайте за своим ребенком, пытайтесь понять, почему он чувствует или ведет себя определенным образом. Не списывайте плохую оценку только на то, что он не понял какой-то урок. Подойдите чуть глубже, может быть, это связано с ним как личностью, с какими-то уже формирующимися чертами его характера. Если вы сами не можете ответить на эти вопросы, то обращайтесь к специалистам, которые своевременно помогут найти нужный путь решения причин тревожности. Ведь тревожность в детском возрасте дальше перерастает в очень серьезные проблемы взрослого человека.

Поняв, что ваш ребенок тревожный, нужно снизить категорию требований и санкций, чтобы требования переросли в просьбы, может быть, с большей поддержкой. Возможно, вы будете делать какие-то сложные для ребенка уроки или процедуры совместно или по очереди. Может быть, вы будете все время делать это сообща, и такое поведение создаст у ребенка ощущение принятия, доверия, компании, дружбы и т.д. Научите ребенка дружить, пусть у него будут товарищи, которые могут его поддержать, к которым он сможет обратиться по каким-то вопросам или просто расскажет им, что он боится. Может быть, этот товарищ скажет: «Не бойся!» или «Я тоже боюсь», и им вместе будет гораздо легче что-то преодолеть.

Будьте для ребенка человеком, который верит в него. Очень трудно расти тревожному ребенку, когда все против – педагог, класс и родители. Не найдя понимания и принятия, такие дети перерастают в категорию с суицидальными мыслями и наклонностями. Чтобы не допустить такого состояния и отношения к самому себе, мы должны хвалить ребенка, наблюдать за ним, оказывать ему необходимую помощь и поддержку, всегда находиться рядом, наблюдать за его состоянием, и я думаю, что такое внимание родителей приведет ребенка к мысли о том, что с ним все в порядке.

– Юлия Александровна, а если не решать эти проблемы? Вы упомянули, что тревожность может перерасти в личностные тревоги, то есть само это состояние не пройдет?

– Само вряд ли пройдет. Единственное, могу сказать, что психика – это свойство мозга, которое позволяет человеку по-разному подоходить к своей жизни, и она настроена на то, чтобы человеку действительно было хорошо. Может так случиться в жизни, что для решения этой психологической проблемы вскоре создастся благоприятная почва и условия для ее решения. И человек разрешит эту проблему благодаря жизненным обстоятельствам. Но, наверное, было бы гораздо лучше, если бы он решил ее раньше и пошел в жизнь, выбирая тот путь, который ему нравится, а не тот, который решает его проблему.

– То есть если человек в детстве с помощью родителей или специалистов решит те или иные проблемы, связанные с тревожностью, то его дальнейшая жизнь будет складываться несколько по-другому?

– Обязательно! Она будет более разнообразной, и человек будет иметь контекст выбора, то есть не одного пути, который позволяет себя преодолеть: «Я выберу только то, что меня не тревожит», а такого, когда «я выбираю то, что мне нравится».

– Дорогие друзья, напоминаю, что по номеру телефона +7 (982) 628-16-14 вы можете связаться с Юлией Александровной и задать ей свои вопросы.

 

Ведущий: Тимофей Обухов
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать