Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Вообще очень часто, если мы говорим уже о зависимости, она сопровождается очень серьезной, очень ярко выраженной агрессией ребенка. И родителей в большинстве случаев беспокоит именно вопрос, как правильно реагировать на эту агрессию: реагировать, с одной стороны, чтобы она не вышла за какую-то запредельную, аффективную форму, когда ни ребенок, ни взрослый уже не осознает своих действий, ведет себя импульсивно и эмоционально, а потом об этом сожалеет. И второй момент: как сделать так, чтобы эта агрессия была такой, чтобы она купировала поведение ребенка и не позволяла ему вести себя более агрессивно, чем взрослые? Это вопросы телезрителей. А мне бы хотелось немножко вернуться к моменту, когда мы еще не получили этой агрессии. Я думаю, что ребенок в 12-13 лет все-таки уже родителю более понятен, и они воспитали до этого времени, наблюдая за тем, к какому типу ребенок относится: либо импульсивному, эмоциональному, либо более спокойному, уравновешенному. И здесь вопрос, как предвосхитить, не допустить эту агрессию, не допустить реакцию борьбы за сидение за компьютером, за игру.
Очень часто родители сами выступают провокаторами этой агрессии. Например, позвонившая мама сказала о том, что, когда она приходит с работы, первое, что она делает, – сразу забегает в комнату и говорит: «Ага, ты опять у компьютера!» Дальше ребенок начинает скидывать все со стола, говорит: «Что ты на меня кричишь?» И тут возникает очень явный конфликт и борьба, и каждый раз эта ситуация заканчивается ничем: победителей нет, каждый чувствует, что правда осталась на его стороне. Единственное, что удовлетворяет маму, что после вот такой истерики и крика ребенок приходит на кухню, кидает на стол тетради и демонстрирует, что уроки выучены, то есть: «Можешь себе поставить галочку: всё выучено, несмотря на то, что я сижу у компьютера». И мама говорит: «Это меня немножко тешит и греет, но как сделать так, чтобы ребенок не проводил время за компьютером?»
– Чтобы делал уроки и еще и не сидел за компьютером.
– Да, абсолютно верно. То есть получается, что в данном примере мы вообще не видим того, что было бы связано с каким-то фактором того, что кроме компьютера может быть что-то интересно. Взрослый в этой ситуации показывает то, что с ним невозможно быть каким-то заинтересованным. То есть залетающая в комнату мама, которая сразу начинает с крика, явно не вызывает желания у ребенка уйти от компьютера и пообщаться с ней.
В этой ситуации, когда мы с мамой обсудили, общается она вообще с ребенком или нет, мама говорит: «Я на нее (это дочь) вообще обижена, и сказала, что, так как она слишком много времени проводит за компьютером, я с ней общаться не буду». Тогда мы назвали вещи своими именами: что маме удобно занять такую позицию, и она в принципе удовлетворена тем, что уроки сделаны (ребенок учится не на пятерки, но учится, сдает предметы), и общаться маме с дочерью самой неинтересно и самой удобно удерживать ее только на уровне академической успеваемости, не вникая глубоко в ее личную жизнь. А все-таки это девочка, которая интересуется взрослой женской жизнью. Наверняка она даже в этом компьютере ищет ответы на вопросы, которые могла бы задать маме. И, обсуждая этот случай, мы пришли к мнению, что есть смысл маме спросить: «А что ты смотришь в компьютере? А давай я тебе расскажу», «Чем ты интересуешься? Давай я поделюсь своим опытом», и заменить часть информации, которую дает компьютер, на свободное общение с ней.
А иногда бывает так, что ребенок уже в принципе насытился этой компьютерной информацией, ему хочется у мамы что-то узнать, но мама к этому никаких условий не создает, и приходится искать информацию в компьютере или, например, через других сверстников, которые общаются с родителями, и так далее. То есть если исключить провокационный момент с точки зрения самого родителя, то тогда реакция на агрессию ребенка, который страдает компьютерной зависимостью, должна быть сдерживающей эту агрессию, а не доводящей до ее какого-то пикового состояния.
Как правильнее это сделать? Вообще, мы как-то посвящали передачу агрессии младшего школьного возраста, младшего школьника, и она была защитной. И мы говорили о том, что ребенок младшего школьного возраста, агрессируя, защищается. Вот сейчас эта тенденция сохраняется (он защищает свою территорию, свое дело, свое занятие), но еще и дополняется такой причиной, как власть: ребенку важно победить, важно оставить взрослого в состоянии неудовлетворенности. И он чувствует, когда взрослый неудовлетворен. А мы понимаем, что ребенок будет бороться, агрессировать, сражаться с родителем любыми средствами. И если взрослому будет не совсем адекватно схватить нож и сказать: «Я сейчас тебя…», хотя такие случаи тоже бывают, то ребенок вполне в состоянии это сделать, напугав тем самым родителя и получив ту желаемую власть над ним, которая его побуждает вот так, собственно говоря, просиживать за компьютером, а потом агрессировать.
Поэтому, анализируя собственные действия, родителям, особенно отцам, потому что они действительно обладают той самой властью, связанной с полом и с физическими возможностями, следует контролировать процесс собственной агрессии. То есть я хочу сказать, что, чем более агрессивен родитель, тем более агрессивен будет ребенок. И если, например, вы не хотите, чтобы подростковая агрессия стала сильнее вашей, тогда остановите себя в своей собственной агрессии. Реагируйте на то, что вам неприятно, более сдержанно, тогда вы не получите то состояние, более значимое и агрессивное, у вашего ребенка.
Если взять ситуацию, когда ребенок уже вошел в состояние агрессии и уже борется с родителем, то, уважаемые родители, вы – взрослые люди, отступите! Пусть это будет с каким-то комментарием, например: «Давай поговорим об этом позже» или: «Я не готов обсуждать эту ситуацию в таком состоянии» – и уйдите. Но поймите, что, если вы будете бороться, ребенок будет бороться до конца, он не хочет оставаться последним в этом случае, – и поэтому вы, как более грамотный человек, понимающий последствия всех этих враждебных действий, отступите. Немного в другом формате нужно продолжить разговор, может быть, даже после общения со специалистом вы определите, как к вашему ребенку правильнее будет подойти. Но сейчас бороться и добивать эту ситуацию так, чтобы последнее слово осталось за вами и ваше правило оказалось, так скажем, самым главным, слышимым, не стоит, потому что через какое-то время, буквально ближайшее, вы поймете, что ребенок все-таки оказался по-своему прав и остался при своем.
В таких ситуациях минимум, что может случиться, – это что ребенок встал и убежал из дома. И тогда он тоже оказался прав: хуже вам, чем ему, то есть он-то ушел из этой ситуации. Ну и как крайняя мера – это вообще драка с родителями; такое, к сожалению, случается.
– Юлия Александровна, а когда родители, пытаясь прекратить просмотр видеофильмов, компьютерной игры, перестают платить за интернет, отключают из розетки, выдергивают вилки, провода, то есть какие-то вот такие действия принимают, как к этому относиться? Правильно ли так поступать? Ведь своей цели родители, по идее, добиваются: ребенок не играет, не смотрит…
– Вообще, у данного поведения есть две стороны. Первая – положительная позитивная сторона – это договор. С подростком, который вполне осознанно совершает этот поступок (он садится за компьютер, включает его, то есть он осознанно начинает работать и заниматься в этом виртуальном пространстве), родитель договаривается: «Давай так: ты играешь вот при этих условиях. И если вдруг что-то в этих условиях у нас с тобой не срабатывает, то тогда я выключаю, тогда я не оплачиваю, тогда будут вот такие последствия». Абсолютно адекватный договор, где важно получить согласие от ребенка. А родителю важно объяснить, почему он вынужден принять такие условия или предложить такие условия ребенку, конечно же, поясняя заботой о нем, говоря: «Знаешь, ты не заметишь, как твоя привычка или твое время за компьютером превратится вообще во все твое время жизни, и, к сожалению, оно влияет…» – и объяснить, как влияет, показать свою грамотность в этом вопросе. И тогда, если эти действия происходят по какому-то соглашению и родитель говорит: «Ты знаешь, мы договаривались, поэтому я отключаю» или: «Мы договаривались, поэтому я не плачу» – тут всё в порядке.
Когда же это на эмоциях (вторая сторона), родитель попытался что-то сделать сейчас, как-то запретить, но не получилось, и тогда он с гневом и яростью вырывает все…
– Забирает мышку компьютерную.
– Забирает и так далее, тогда ждите ответной реакции. Тогда спустя какое-то время вы получите (как только что я говорила) в два раза ярче реакцию, чем ваша, более жесткую, более властную, чем ваша. И тогда придется опять же (мы поднимаемся выше) и вам быть более жестоким, злым – и каким еще? – в отношении ребенка...
То есть в данном случае эта эмоциональная сторона приведет только к отягощающим последствиям, с которыми вам потом придется и внутри себя бороться, потому что это некий формат эмоциональной неустойчивости, неподконтрольности своих эмоций, и, с другой стороны, научение своего ребенка реагировать похожим образом.
– Юлия Александровна, перефразирую то, что Вы сказали: зло порождает зло, да?
– Да, абсолютно верно.
Ведущий Тимофей Обухов
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Санкт-Петербург. Сбор пасхальных подарков для подопечных епархиального центра милосердия
Акция «Красное яичко»
Челябинск. Пасхальный фестиваль
Вторая половина. Матушка Анна Набокова
Льюис. Аскетические перевёртыши. Часть 36. Священник Константин Корепанов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!