Союз онлайн: Четверть часа

1 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
СЕМЕЙНАЯ ГОСТИНАЯ: оценки в начальной школе. Гость студии: доктор психологических наук Юлия Токарева. Ведущий Тимофей Обухов.

– Наша очередная программа посвящена обучаемости детей начальной школы. Это очень актуальный и достаточно острый вопрос. Сейчас в школах стараются оценивать обучаемость детей, от этого зависит в каком классе и по какой программе будет учиться ребенок, что так или иначе повлияет на всю его дальнейшую жизнь. Что же такое обучаемость?

– Действительно, тема очень важна и актуальна,а разнообразие программ и школ ставит вопрос, способен ли ребенок обучаться по той или иной программе. Начнем с того, что обучаемость – это очень динамичное психологическое образование,которое связано с разными сторонами развития психики человека и в зависимости от возраста и периода жизни может быть разного уровня. У обучаемости есть три уровня: высокий, средний и низкий. В зависимости от этапа или состояния, в котором находится человек, обучаемость его будет различна.

Если мы говорим о детях начальной школы, то предлагаю не рассматривать какие-то клинические случаи, то есть мы не будем говорить о детях с поражениями головного мозга и тех, у кого есть поставленные диагнозы. Мы будем говорить о тех детях, которые в общей картине класса смотрятся примерно одинаково, но по результатам обучения их показатели разные. Это действительно интересно, потому что педагогическая психология давно занимается вопросом о причинах разной обучаемости детей.

– А как понять, обучаем ребенок или нет? Существуют какие-то признаки, качественные или количественные?

– Обязательно. Есть признакии качественные, и количественные. Начнем с того, что ребенка, относящегося к категории обучаемых, характеризует внимательность, гибкость мышления, то есть он может быстро перестроиться с одного вопроса и предмета на другой, достаточно лоялен к помощи: ему помогают, и он реагирует, исправляется в зависимости от оказываемой помощи. Он стремится к проявлению аккуратности, выполнение им заданий связаны с результатом, который от него требуется, и в групповом процессе работы он занимает достаточно инициативную роль, то есть он ведущий, а не ведомый. Он может предложить свои условия, свои варианты и при выполнении какой-то задачи вполне настроен на то, чтобы выполнять ее в различных вариантах. И наоборот, ребенок необучаемый на фоне класса расторможен: его внимание сосредотачивается то на одном объекте, то на другом, чаще всего не связанном с предметом научения. Он может практически вообще не смотреть на педагога, заниматься какими-то другими, более интересными для него заданиями, и на задачу взрослого выполнить что-то он реагирует несобранностью, то есть ему приходится повторять несколько раз, чтобы он понял, что от него требуется. Это лишь отдельные внешние признаки, их, конечно, гораздо больше.

Следующий момент – это, конечно, результат. Чаще всего к слабообучающимся мы относим детей, у которых по результату обучения имеются двойки. С одной стороны, действительно, двойка уже может быть показателем необучаемости, но, с другой стороны,она может быть связана и с темпом деятельности ребенка. Например, темп деятельности в классе достаточно высок, и обучаемый, но медлительный ребенок не успевает выполнить задание. И поэтому за диктанты, классные и контрольные работы у него двойки, в то время как за домашние работы – пятерки и четверки. Здесь важна дифференциация, везде ли двойка у ребенка, в том числе и за домашние задания, когда взрослый видит, что ребенок и дома не понимает, что от него требуется.Либо все-таки дома, когда ему предоставлена свобода времени, он все выполняет правильно, а в школе не успевает, и его оценки, в силу того, что он не укладывается, неудовлетворительные. Здесь очень много нюансов, и на них нужно обязательно своевременно обратить внимание, потому что если мы пропустим необучающегося ребенка в начальной школе, он накопит огромный пробел, который в среднем звене наверстать будет очень трудно. Лучше своевременно определить какие-то проблемы и устранить их, чтобы ребенку было легче учиться.

– А как устранять проблемы, то есть что необходимо делать? Какие есть рекомендации?

– Конечно, рекомендации здесь связаны с причиной необучаемости. Причин много, одна из них – это неподготовленность ребенка к усвоению учебного материала. На сегодняшний день очень большое количество детей находится на домашнем обучении, и когда они приходят в первый класс, то щадящий режим еще не создает достаточно строгую систему обучения: оценок, критериев и т.д. Во втором и даже в третьем классе ребенку кажется, что он может эту систему под себя как-то изменить. Он не подстраивается под нее, а пытается подстроить ее под себя, говорит: «Я не успеваю. Я устал. У меня болит голова. Можно, я отдохну» и т.д. То есть надо определить: либо ребенок психологически не готов к обучению в школе и такой режим работы для него не является привычным, либо он пытается привнести в школу какие-то свои критерии, как ему легче учиться.

Следующий момент– это серьезное отставание в развитии памяти, понимания и мышления, это своего рода педагогическая запущенность, когда ребенок дошкольного обучения не занимался какой-то деятельностью, требующей развития данных процессов. Или наоборот, ребенок был очень рано отдан в школу развития, например,сейчас детей с полутора лет водят на разные развивающие занятия, и система школы для него – это уже то, от чего он порядком устал, и что вызывает в ребенке определенную заторможенность, то есть блокировку. Он уже насытился этим режимным процессом с полутора лет, и школа вызывает у него ощущение отвержения. Родителям важно не переборщить с количеством каких-то развивающих мероприятий, потому что ребенок, лишенный детства и игры, в любом случае будет искать возможность для восполнения данного аспекта жизни.

Следующая причина – отсутствие у ребенка необходимых волевых качеств, которые могут развиваться, но при правильном сопровождении взрослого, инструктировании, как нужно себя вести, сидеть и т.д., когда ребенок учится себя контролировать.

Также причиной плохой обучаемости может явиться сам процесс обучения, то есть ребенок не попадает в тот обучающий формат, который дает педагог. И если у данного педагога большинство детей учатся нехорошо, то вопрос не к детям, а к педагогу. Насколько стиль преподнесения материала, общения с детьми соответствует тому нормативному уровню восприятия, который способствовал бы усвоению знаний? Здесь родителю нужно, может быть, задаться вопросом: только ли мой ребенок учится так плохо или весь класс относится к категории неуспевающих? Это общие моменты в обучаемости.

– Мы поговорили о некоторых причинах необучаемости, которых, как Вы отметили, гораздо больше. А как же поступать, есть ли какие-то общие рекомендации?

– Самая первая рекомендация – это самому попробовать научить ребенка. То есть если родителю кажется, что ребенок, возможно, необучаем, попробовать самому научить его чему-то. Может быть, это будет программа класса, в котором учится ребенок или какого-то отдельного урока. Представьте себя в роли учителя и попробуйте научить своего ребенка тому, что предлагает школа или учитель. Если вы видите, что ребенок даже рядом с Вами не проявляет внимание, сосредоточенность на предмете, ему очень трудно сконцентрироваться, собрать свою волю, а Вам приходится по несколько раз повторять, что ему нужно сделать, если ребенок не предлагает свои варианты, тогда Ваша задача –отвести его к психологу и продиагностировать на предмет обучаемости. Если же Вы легко обучаете своего ребенка, он вас понимает, правильно выполняет все предлагаемые вами задачи, то, скорее всего, проблема в системе обучения в школе.

– Дорогие друзья, напоминаю, что у вас есть возможность задать вопрос лично Юлии Александровне по телефону +7 (982) 628-16-14. Юлия Александровна всегда отвечает на вопросы, которые задают наши зрители. Мы стараемся в наших программах эти вопросы обобщать и задавать один вопрос, тем более что время эфира не позволяет затрагивать несколько вопросов в одной программе.

 

Ведущий: Тимофей Обухов
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать