Союз онлайн: Честное мнение

8 декабря 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Почему в Церкви так много "нехороших" людей и что такое любовь? Рассуждают зрители телеканала и журналист, писатель Денис Ахалашвили в рубрике «Православный на всю голову».

Ведущие Светлана Ладина и Дмитрий Бродовиков.

Светлана Ладина, ведущая:

 – Есть такой анекдот, возможно, он попадался вам в соцсетях. Неизвестно, состоялся ли этот диалог в действительности или придуман кем-то, но разговор очень показательный. «Батюшка, освятите квартиру, чтобы все грешное ушло», – просит некий мирянин. «А сами-то где жить будете?» – не без ехидства интересуется священник. Это для затравки разговора, почему в церкви столько «нехороших» людей. Такую тему предлагает нам для размышления Денис Ахалашвили в рубрике «Православный на всю голову».

Денис Ахалашвили, писатель, журналист:

– Часто мне приходится слышать, как про нашу Церковь говорят: «Знаете, я к вам не хожу и ходить не буду: у вас как на вокзале – кого только не увидишь, и ладно бы люди хорошие, так ведь нет, встретил одного, а знаете он какой, а та не лучше, а про тех я вообще молчу. И ведь ходят на службу, крестятся, даже не краснеют».

Почему в Церкви так много несчастных, увечных, поломанных жизнью, неадекватных и просто откровенно нехороших людей, а святых и праведных почти не встретишь? Многих это смущает и отвращает. Но это и есть самое замечательное, что кругом одни больные, значит, вы точно попали туда, куда нужно, значит, все, что вы читали в Евангелии и слышали о Христе, – правда. Кого Господь первым привел в рай? Раскаявшегося разбойника. Мытари, блудники, прокаженные, одержимые нечистыми духами приходили к нему со всех сторон. Не праведники – больные. Всем остальным было не до Него, им и так было хорошо. Хорошо без Бога. Евангелие называет такое состояние смертью: душа без Бога – это мертвая душа.

Люди все время путают Церковь Небесную и Церковь земную, отсюда непонимание, сомнения и конфузы. Это там, в Царствии Небесном, все святые и праведники, а здесь, на земле, Церковь – это лечебница от грехов, душевных болезней и смерти. У нас в Церкви только Один абсолютно здоровый, чистый, совершенный и безгрешный – это Господь Бог наш Иисус Христос. Это Его силой Церковь избавляет, врачует и лечит.

Почему в обычной лечебнице, встречая больных, хромых, кашляющих людей, ни у кого не возникает желания крутить пальцем у виска и бежать со всех ног? На то она и больница, чтобы туда приходили больные и лечились, тем более это справедливо по отношению к Церкви, где лечат не тело, а бессмертную душу. Своими страшными ранами и болячками больные свидетельствуют о силе врача, к которому пришли. Грешники, решившиеся избавиться от грехов и смерти, свидетельствуют о силе Христа.

И когда я смотрю на людей в храме, мое сердце наполняется радостью: Господь здесь, с нами, и Он исцеляет. Люди порой сами не понимают, почему идут в храм: сама боль, незатихающая рана в сердце ведут человека сюда, и вдруг все проходит – не понимая службы, вообще смутно представляя, что здесь происходит, человек чувствует, что ему здесь стало хорошо. Он – это он, сердце – это его сердце, но там, где недавно текла кровь, теперь покойно и хорошо. Люди могут солгать, в книгах – обмануть, а собственное сердце говорит правду. Это замечательно, что ты можешь чувствовать в сердце.

Светлана Ладина:

– Дорогие друзья, мы вас просим высказаться по этой теме – «Почему в Церкви так много “нехороших” людей?» А может быть, и правда нехороших? На днях на нашей страничке в «ВКонтакте» Сергей Суслов задал вопрос: «Что такое любовь?» Мы присоединяем его к сегодняшней дискуссии, потому что кажется мне, что перекликаются два этих вопроса: про нехороших людей и про любовь. Как сказал Клайв Льюис, то, что ты увидишь и услышишь, во многом зависит от того, что ты за человек и откуда смотришь. Золотые слова! К Льюису еще вернемся, а пока – про нехороших людей и про любовь. У коллеги очень много информации про хороших людей в Церкви.

Дмитрий Бродовиков:

– Хорошие люди в преддверии Рождества Христова собирают рождественские подарки для тех, кто в предновогоднее время или непосредственно перед праздником Рождества, по прошествии нескольких дней после этого праздника, во время попразднства не получит ни шоколадки, ни открыточки, ни даже какого-нибудь носочка. Например, 9–10 и 16–17 декабря с 8 утра до 20 часов вечера в здании московского подворья Валаамского монастыря сестры милосердия будут принимать рождественские подарки для более чем двух тысяч подопечных сестричества. И это отнюдь не какие-то дорогостоящие наборы, а шапки, перчатки, носки, сладости. Малышей порадуют рождественские кондитерские подарки – шоколад, печенье, вафли, зефир, развивающие игры, игрушки, альбомы для рисования, краски и фломастеры. В общем, все самое простое, но и самое нужное для тех, кто этого может не получить.

Светлана Ладина:

– Дорогие москвичи, московское подворье ждет вас с подарками для самых нуждающихся, в их числе и женщины, отбывающие заключение, и малыши в детских домах, и подопечные стационаров с тяжелыми диагнозами, и другие люди, которых хочется порадовать в Рождество Христово.

Звонок от телезрителя Евгения Александровича:

– С постом приятным! Хочу сказать про нехороших людей. Дело в том, что Церковь Христова – это, насколько я понимаю, духовное единство людей, которые объединены Христом и пытаются жить по Его заповедям. А почему там очень много нехороших людей? Так ведь Христос сказал, что пришел спасать не праведников, а грешников. Вот все грешники там и собраны, если это Христова Церковь. А если какая-то другая, то там одни праведники.

Светлана Ладина:

 – Матушка Ксения Кабанова поделилась высказыванием одной своей студентки: «Я в Бога верю, но пусть сперва из храма выгонят всех грешников, тогда я туда пойду». Я не случайно упомянула в начале программы Клайва Льюиса – у него есть замечательная книга «Письма Баламута». Сейчас отец Макарий (Маркиш) на портале «Елицы» как раз разбирает эту книгу, только читает ее с названием в переводе «Письма из преисподней». Дело в том, что Льюис писал как бы от имени старшего беса-искусителя, который инструктирует младшего, своего племянника, как привести его подопечного человека в преисподнюю, «в обители отца нашего», как они выражаются.

И знаете, письмо номер два в полной мере отражает проблему, которую мы сейчас обсуждаем. Когда Льюиса спрашивали о его книгах, он говорил, что тяжелее всего ему далась именно эта, потому что он устал называть хорошее плохим, а плохое хорошим. Ведь написана книга от имени искусителя. Но такой подход дает возможность нам, читателям, разглядеть бесовские ловушки более ясно и более явно. Итак: «Мой дорогой Гнусик, один из великих наших союзников в нынешнее время — сама Церковь. Пойми меня правильно. Я говорю не о той самой Церкви, которую мы видим объемлющей пространство и время, укорененной в вечности, грозной, как полки со знаменами. Это зрелище, признаюсь, способно устрашить самых смелых искусителей. Но, к счастью, та Церковь невидима для людей. Твой подопечный видит лишь недостроенное здание в псевдоготическом стиле на неприбранном строительном участке. Войдя же внутрь, он увидит местного бакалейщика с елейным выражением лица, а тот предложит ему лоснящуюся маленькую книжку, где записано содержание службы, которое никто толком не понимает, и еще книжечку в потертом переплете, содержащую искаженные тексты разных религиозных песнопений, в большинстве своем плохих и напечатанных к тому же мелким шрифтом. Когда он сядет на свое место и оглядится, он увидит как раз тех соседей, которых он избегал».

А сейчас у нас звонок.

Звонок от зрителя:

 – Добрый вечер, Светлана и Дмитрий, мне не только очень приятно вас видеть и слышать, но еще более приятно дозвониться к вам первый раз за 10 лет. Я удивляюсь, как у Евгения Александровича получается так часто дозваниваться...

Светлана Ладина:

– Да, Евгений Александрович чьи-то секреты знает. А как Вас зовут и откуда Вы нам дозвонились?

Телезритель:

– Меня зовут Александр Александрович. К сожалению великому, я с вами давно знаком в группе «ВКонтакте», но не могу до вас достучаться, вы мне не отвечаете. Хочу покороче. Что касается нехороших людей. Я в основном доверяю не своему мнению, а мнению святых отцов. Но, поскольку я бывший церковнослужитель и 30 лет в Церкви, хочу сказать, что это проблема, и никто даже из многих священников не говорит, что любовь достигается только в борьбе со своими страстями, иначе ее никак нельзя достичь. Что касается нехороших людей: как можно увидеть нехороших людей, когда ты сам плохой?

Или, допустим, я стою в церкви, мне очень трудно молиться, потому что кругом снуют и бегают дети, а ведь мы знаем, как говорит Алексей Ильич Осипов, наш прославленный профессор: гнев Божий наводят сами родители за таких детей. Как относиться: хорошие, плохие? Давайте с вами об этом и подумаем. Все-таки зависит и от нас самих, и от священников, и от знания основных духовных законов, от того, как себя вести в храме, как вообще жить правильно. А мы никогда не говорим, думаем: нужно любить, а любить-то не так просто, если начать вести духовную жизнь.

Вы меня извините, наверное, я время занимаю...

Светлана Ладина:

– Спасибо, Александр Александрович, за то, что дозвонились и высказались.

Дмитрий Бродовиков:

 – Один из знакомых мне батюшек тоже однажды дал такой, как мне показалось, дельный совет, который, как показывает практика, действует. Если вдруг что-то раздражает тебя в человеке, то ты подумай сначала, что ты сам можешь точно так же кого-то раздражать. Ну и потом третий пункт – помолись за этого человека. Это действительно немножко приводит в себя.

Светлана Ладина:

 – Это точно.

Дмитрий Бродовиков:

– Что пишут наши зрители «ВКонтакте»?

Светлана Ладина:

– Наши зрители пишут «ВКонтакте» действительно интересные вещи. Артем Миронов очень активно включился в обсуждение предложенных тем: «Я считаю, что люди везде в принципе одинаковые, и в Церкви такие же люди, с такими же недостатками; единственное отличие в том, что верующие борются со своей греховной природой, каются, стремятся к исправлению. На деле же победить грех очень непросто. Нам видны пороки другого человека, его недостатки, может быть, озлобленность, но нам не видно его покаяние. Мы не знаем, что на душе у того, кто нас обижает. Просто в Церкви обиды переживаются особенно остро и иногда даже болезненно. Что же касается такого понятия, как любовь, для меня Бог – это Любовь, а еще есть любовь к Родине, любовь к ближнему, любовь к родственникам. Не приемлю слова “любовь” в пошлом значении. Как-то на вечере поэзии я прочитал стихотворение архимандрита Исаакия (Виноградова), привожу здесь замечательные строки, в них заключено мое личное отношение к слову “любовь”:

Однажды красавица мне говорила

О том, что такое любить:

“Любить –

это падать, и в этом паденье

Другого с собой захватить”.

Такую любовь я не знал и не знаю,

И знать не могу, не хочу.

Иную мечту

о Любви в своем сердце

Я светом надежд золочу”.

Светлана Ладина:

– Спасибо, дорогие друзья, за то, что вы участвовали в этой программе: кто-то звонил, кто-то писал, а кто-то просто слушал.

С вами были Денис Ахалашвили, Дмитрий Бродовиков, Светлана Ладина. Даст Бог, увидимся на следующей неделе.

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать