Союз онлайн: Честное мнение

3 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Тема: «Уныние - что это такое и как с ним бороться?» Ведущие: Светлана Ладина и Вячеслав Боровских.

 

- Вячеслав Владимирович, вчера в программе мы говорили об открытиях Великого поста. Выяснили, что мы открываем для себя не только потрясающий текст канона Андрея Критского, который каждый раз прочитываем заново, не только красоту постных богослужений, но делаем и крайне неприятные открытия: наша самодиагностика нам крайне не понравится, близким с нами очень тяжело общаться. Таким образом, из нас выходит все то, что мы должны видеть в себе всегда, а видим только в Пост, когда все обостряется. И слава Богу, что обостряется: от всего этого можно начать избавляться с Божьей помощью. Среди прочего не последнее место у нас занимает уныние.
Что такое уныние и как с ним бороться? Почему мы об этом спрашиваем? Потому что с нашей точки зрения, эта страсть тяжелее поддается диагностике.

-  И диагностике, и лечению.

- Для начала надо признать, что это уныние.

- Совершенно верно. Об этой универсальной страсти мы узнаем из святоотеческого учения о страстях: что это болезнь, а не просто преходящее состояние человеческой души. Человек заунывал, и мы говорим: «Возьми себя в руки, все будет хорошо, не унывай!» А из нашей святоотеческой традиции и Священного Писания узнаем, что это тяжелая врожденная патология. Каждый человек с этой страстью рождается, как с наследственной патологией: это Адамово наследство. И ни один человек от этого не свободен. И по большому счету до Христа человечество находилось в глубочайшем унынии, ища и не находя выхода из этого состояния.

Адам, согрешивши, утратил рай, но Адам единственный из людей, который помнил, что такое рай. И память об утраченном рае передается всем его потомкам из поколения в поколение. Уныние – это тоска по утраченному раю. И каждый человек, рождаясь, переживает эту тоску: ему чего-то самого главного в жизни не хватает, его ничто не удовлетворяет. Это состояние пустоты, незаполненности, отсутствия полноты жизни, которое очень остро до пяти лет переживает даже ребенок. Когда ребенок обнаружит, что он поживет, поживет - и умрет, как все люди, тогда для него жизнь вообще теряет всякий смысл. Эта незаполненная пустота, отсутствие полноты жизни, ее конечность – лишают смысла человеческую жизнь.

- Если нет веры.

- Да, мы говорим исключительно об этом, потому что уныние преодолевается только верой в Христа.

- Вячеслав Владимирович, здесь собрались те, кого Господь привел к Своей вере, и мы стараемся ползти или идти к Нему. Но ведь и у верующего человека бывает сильное уныние, и не знаешь, что с этим делать. Я не имею ввиду состояние, когда все равно – что воля, что не воля, мне грустно и скучно. Я для себя не так давно открыла, что бесконечный шоппинг – это проявление уныния. Бесконечное сидение в соцсетях – тоже проявление уныния. Эти вещи не коррелируются в современном сознании, но, оказывается, они взаимосвязаны.

- Это прямое следствие уныния. Ведь что такое тоска по утраченному раю? Это тоска по радости. Рай – это бесконечная, все наполняющая, высветляющая всю человеческую жизнь радость. К этому человек стремится, в этом цель и смысл его жизни и только в этом может успокоиться. Если он не видит этого вокруг себя, то начинает создавать радость искусственно. Все полиморфные проявления уныния, которые мы видим, сводятся к бегству и к чувственному удовольствию. Так же, как это было раньше – хлеба и зрелищ – так все и сейчас.

- Вкусно поесть, что-нибудь купить, пообщаться часа три в социальных сетях, посмотреть кино нон-стоп.

- Человек не может долго переживать такую тоску и безнадегу, он этого не вынесет. Он вынужден спасаться в чувственных удовольствиях, чтобы сохранить себе жизнь - и начинаются увеселения, развлечения. Современная цивилизация пошла по пути предоставления всевозможных услуг по бегству от тоски.

- Получается, что когда мы бодро и радостно часа три ходим по торговому центру или сидим в кафе, щебеча на разные темы, то как раз в это время унываем?
- Как развивается эта страсть? Посмотрите на человека, который только вошел в супермаркет, а потом посмотрите на него возле кассы. У него полная корзина: продукты, коньяк, закуска, что-то еще. Он стоит и смотрит на это абсолютно пустым, потухшим взглядом. И в этом взгляде прямо читается: и зачем мне все это? И все? А дальше что?  
Я, как врач и, в первую очередь, как нарколог, в основном имею дело с различными проявлениями бегства от уныния. Ведь пьянство, наркомания – это оно и есть. Человеческая душа не терпит пустоты, ей нужна радость. Если человеку не рассказали, где эта радость, и как ей пользоваться, то кто-то другой ему обязательно скажет: да не бери в голову, наливай да пей! Или: нюхни, курни или еще что-нибудь сделай и успокойся. И душа человека на самом деле временно размягчается и успокаивается, снимается напряжение от тоски и бессмыслицы.

Но человек ошибся, не туда сориентировал свою жизнь: он сориентировал ее на все внешнее. А Христос говорил: «Царствие Божие ни здесь и не там, оно не приходит приметным образом - Царствие Божие внутрь вас есть. Только обретя веру в Христа и наладив с Ним живое общение, мы обретаем Его Самого, Источник Жизни и радости внутри себя. Это и есть самое настоящее спасение от страсти уныния, ее подлинное преодоление. Не суррогат, а настоящее лекарство.

Вы правильно сказали, что и церковные люди склонны к унынию. Но это, как говорится, наши проблемы. Нам Христос в Церкви дал все, чтобы мы были избавлены от этой страсти. Но мы обязательно в течение жизни, даже если верим в Христа, будем испытывать уныние, и особенно в пост. Мы должны вновь увидеть в себе эту болезнь и понять, что это наше радикальное повреждение. Мы начинаем унывать всякий раз, как только мы забываем о Боге. Мы настолько уязвимы к этой страсти, что стоит охладеть к молитве, сделать большой промежуток в молитве и в памяти о Боге, как мы сразу начинаем унывать. У нас появляется тоска, которая заставляет искать удовлетворения вовне - мы включаем телевизор, магнитолу, надеваем наушники, говорим бесконечно по телефону. Нам необходимо, чтобы обязательно что-то дребезжало, звенело, сверкало, мелькало вокруг нас. Тогда мы более или менее как-то живем.

- Насколько легче далась первая неделя Поста, когда был четкий распорядок, вечером было чтение Канона Андрея Критского. Это очень мобилизовало, структурировало жизнь, несмотря на то, что есть еще и работа, и семья. А на этой неделе, когда нет Канона, уныние и стало проявляться. Вячеслав Владимирович, я еще читала, что уныние бывает от непослушания.  Какая здесь взаимосвязь?

- Когда мы узнаем о восьми страстях, которые в нас есть, то потом практически убеждаемся, что это деление очень условно, поскольку это всего лишь разные проявления повреждения целостности человека, его разлученности с Богом. И это настолько болезненно в человеке, что если мы задеваем за одну страсть, то сразу вызываем волну, задевающую практически все другие. В Великий пост это особенно хорошо видно.
Многие впервые узнают уныние в своей суетливости, ведь тоска заставляет успокаиваться в совершенно бессмысленной, никому не нужной деятельности. Может быть, ненужно даже самому человеку, она лишь для того, чтобы отвлечься от тоски.

Так называемый «трудоголизм», который можно сейчас встретить у многих, этой же природы, и за ним стоит самое обычное уныние. Человек знает, что если он придет домой, то останется один на один со своими страстями. Можно даже поэкспериментировать: прийти домой, не включать никакие электроприборы, задернуть шторы, сесть на диван или на стул и молча посидеть - и мы увидим, что происходит внутри нас. Этого как раз и боятся люди, поэтому создают вокруг нечто, отвлекающее от себя самого: шумовой и световой фон.


Расшифровка: Катя Барри

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать