Союз онлайн: Честное мнение

25 августа 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Ответственность талантливых людей.

Ведущие Светлана Ладина и иеромонах Аверкий (Белов).

– Здравствуйте, дорогие друзья! Это программа «Честное мнение». В студии Светлана Ладина и... Вообще, в таких ситуациях обычно поют: «К нам приехал, к нам приехал...» И я спою: «К нам приехал отец Аверкий дорогой». Дорогие друзья, те, кто полюбил стихи иеромонаха Аверкия (Белова), сегодня имеют возможность с ним познакомиться, потому что в студии батюшка собственной персоной.

Отец Аверкий, с Вами хочется поговорить о многом, но, наверное, можем начать Вашим стихотворением, посвященным талантливым людям, и так уже выйдем на основную тему разговора.

– Сразу хочу сказать, что я не так хорошо читаю свои стихи, как Светлана Ладина. Я даже удивляюсь, когда слушаю, какие она делает акценты, ударения, какую смысловую нагрузку придает моим стихам. Даже и не верю, что это я написал; у меня так хорошо не получается. Но я прочитаю стихотворение, которое, честно сказать, изначально было посвящено Светлане Копыловой. Я вроде как хотел ее утешить, поддержать, а получилось наподобие какого-то, может быть, даже обличения; мне было даже неудобно. Мне кажется, оно не очень ей понравилось. Просто повод для написания стиха такой – я подумал о том, что талантливому человеку очень тяжело.

С Вашего позволения, я прочитаю. И еще: свои стихи я наизусть не знаю. И иногда даже их как-то стесняюсь, но прочитаю.

Прекрасен незарытый Ваш талант,

Вернее, куст талантиков, талантищ.

Вы их несете, словно шар атлант –

Страданиям талантливость товарищ.

Хожу с лопатой, копошусь в земле,

Пытаясь зарывать свою полушку.

Боюсь прожить талантливым во зле,

Кормя гордыню – гибели подружку.

Изобретатели химических ракет,

Создатели произведений страстных,

Писатели бунтующих газет,

Носители красивостей заразных,

От Бога дар ваш сильный? Или он

Похищен дьяволом, перенаправлен к аду,

Изюминки спасения лишен,

Лишь за земную борется награду?

Зарыть – не выход... Мною движет боль.

Ведь виртуозно, качественно, ярко,

Загадочно нас гонит на убой

Безбожного искусства скороварка.

Как много тех, кто, с доброго начав,

Приобретя значенье, славу, имя,

Подлили яд в отвар словесных трав,

Запутали всех мненьями своими.

Хранить бы скромно малые дары –

Мытья посуды да несенья сумок,

Фотографированья светлой детворы,

Выслушиванья чьих-то горьких думок,

Даренья книжек, пожиманья рук,

Кормленья кошек, зажиганья свечек.

Немало человечищ есть вокруг,

Но многим нужен просто человечек.

– Спасибо, батюшка. Вот об ответственности талантливого человека и хотелось бы поговорить. Знаете, я очень люблю Клайва Льюиса. Есть его интервью, один из ответов на вопрос о том, что творится с культурой. А это еще 50–60-е годы, когда его об этом спросили. И он не в восторге от натуралистичности литературы, он не в восторге от той в кавычках «свободы», которую присваивают себе художники, творцы тех или иных произведений. Он с большой тревогой смотрел в будущее именно по причине развращенности культуры и искусства. Хотя, конечно, развращенность культуры – это какой-то грустный каламбур. Потому что культура не должна быть развращенной. Но сегодня мы имеем дело именно с этим.

По Вашей оценке, что с этим делать? Как этому можно противостоять? И надо ли этому противостоять? Может быть, мы должны не любить мир и того, что в мире, отгородиться? Или мы все-таки не должны забираться в свое такое чистое, прибранное, немножко выхолощенное гетто и быть солью этого мира?

– Солью мира, конечно, христиане должны быть, это несомненно. Я с общей картиной искусства, может быть, не так глубоко знаком, чтобы оценить все современное искусство, но если говорить о литературе, все-таки вижу, что именно в церковной или околоцерковной среде появилось довольно много хороших произведений. И такой хороший толчок именно к художественной литературе дал прежде всего проект владыки Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». По подобию этого вышли еще книжечки в этой же серии, где приведены очень талантливые, интересные рассказы.

Потом, конечно, можно отметить творчество уже упомянутой Светланы Копыловой, я считаю ее очень талантливым поэтом и исполнителем. Конечно, нужно особенно отметить отца Андрея Ткачева, у которого есть и художественные рассказы, и его проповеди – это тоже художественные произведения. Можно вспомнить и Юлию Вознесенскую. Есть довольно талантливые стихи Олеси Николаевой. Такая художественная литература возникла. Есть и еще произведения, которые просто с ходу я не упомянул. Думаю, если человек, находясь в Церкви или около Церкви, идущий к храму, хочет что-то почитать, – ему есть что прочитать. Еще можно отметить Наталью Сухинину, у нее есть неплохие произведения. Конечно, иеромонах Роман, архидиакон Роман. То есть и поэзия, и литература у православных существуют.

Вопрос о том, можно ли создать такие произведения, которые привлекали бы людей другой культуры, другого склада ума, людей совсем нецерковных. Это, конечно, большой вопрос. И я очень не согласен с таким явлением, когда верующие люди, христиане, пытаются слишком подделываться под мир и создавать такие произведения, чтобы кого-то уловить, поймать. Я, конечно, никогда не ставлю цели прямо специально кого-то поймать, зацепить, поразить. Допустим, есть опыты, когда рок-музыканты пытаются молодежь как-то чем-то привлечь: есть какие-то приемы (мне кажется, в этом отношении запрещенные). И здесь, наверное, нужно быть проще.

То есть верующий человек молится, и если у него есть какое-то Божие призвание, он пишет прозу, стихи, рисует картины, даже снимает фильмы. Если кому-то нужно это прочитать или услышать и стать христианином, – это будет. Но  специально изобретать очень сложные способы уловить человека, подделываться под его язык, стиль, под его какое-то мышление, наверное, очень сложно...

Еще отмечу очень талантливые произведения протоиерея Александра Торика и Николая Агафонова. Я, конечно, очень восхищаюсь и Вознесенской, и Ториком и Николаем Агафоновым, и серией книг, которые издает владыка Тихон. Считаю, что все это прекрасная литература. В отношении поэзии тоже попадаются очень интересные произведения. Для меня был каким-то определенным наставником малоизвестный российский поэт (не то что малоизвестный, есть песни на его слова) Леонид Сидоров. У него есть сборник стихов «Корни и ветви», очень советую найти. Для меня он, конечно, во многом был наставником.

А так, конечно, люди все очень разные. Но, по-моему, старец Паисий говорил, что если человек исправляет себя, то исправляется часть Церкви. И думать о каких-то глобальных проблемах, скажем русской культуры, мировой культуры?.. Допустим, я знаю, у какого-нибудь моего друга день рождения или день ангела: я написал ему стих, он ему понравился – моя задача выполнена. А о том, что я могу оказать какое-то влияние на общество, не думаю. Мне кажется, если каждый на своем месте будет заниматься тем, что ему Господь дал, – будет хорошо. А решение глобальных, общемировых проблем, наверно, приложится.

– Батюшка, я видела, есть в Интернете ролик, где Вы читаете стихотворение очень тоже мною любимого и настоящего друга телеканала «Союз» Игоря Растеряева.

– Да. У меня, может быть, даже довольно завышенная оценка творчества Игоря Растеряева, но я считаю его сильнейшим даже не просто поэтом, а важнейшим человеком для современности – он смог дать язык целой, можно сказать, прослойке людей. Я совершенно в восторге от его творчества, и уж если я кому завидую, то это Игорю Растеряеву, конечно.

Даже был такой забавный случай совсем недавно. Я знаю многие его стихи и песни наизусть, и вот на одном приходе (мы приехали) я спел его замечательную песню «Звонарь». Там у них есть молодежный клуб, и одна из ведущих молодежного клуба записала это на камеру, а потом в Ютубе появился ролик, где написано, что иеромонах Аверкий читает свое прекрасное произведение «Звонарь». Мне было так неудобно! Это был самый сильный подвох, которого я мог ожидать. Я думал, что они все знают, что автор Игорь Растеряев; да я, по-моему, и говорил. В общем, мне было так неудобно. И пока я метался, просил их изменить подпись, прошло очень много времени. Мне пришлось найти сайт Игоря Растеряева, где я написал ему объяснительную, что я не виноват, что это не по моей вине…

– Вы не переживайте; если что, мы ему тоже всё объясним.

У нас есть несколько вопросов, если можно, в формате блиц-опроса. Катерина спрашивает: «Как любить Бога, если никого не любишь?»

– Исходя из учения преподобного Иоанна Лествичника, любовь является последней, самой высокой ступенью добродетели. И то, что мы называем любовью, это, конечно, все-таки не любовь, а какое-то условное обозначение. Поэтому, думаю, мало кто из современных людей любит Бога в святоотеческом понимании, но все стремятся любить Бога. И вот этого стремления любить Бога, любить людей, наверное, для первой стадии достаточно. То есть человек должен идти дальше, но надо понимать, что мало у кого это получается. Потому что любовь к Богу достигается многими трудами, многими подвигами; может быть, в конце жизни. И так переживать от того, что ты не имеешь какого-то совершенства в начале или даже в середине пути, наверное, неразумно. Нужно идти этим путем, стремиться к этому. Тем более что это все-таки еще и дар, то есть человек прилагает свои усилия, Бог дает Свою благодать, учит любить. Я думаю, у Кати должно это получиться.

– Еще один вопрос успеем задать. Алла спрашивает: «Как с собой сладить, чтобы жить?» Философски как-то все сформулировано, но вот то, что Вы уловили…

– Я понимаю, что сладить с собой – это прежде всего борьба со страстями. В человеке есть такое печальное свойство – неуправляемость. Про это говорит апостол Павел: «Доброе, которое хочу, не делаю, а злое, которое не хочу, делаю». Я понимаю это в том смысле, что действительно иногда страсти, помыслы управляют человеком. Есть масса книг об искусстве борьбы со страстями, например «Основы искусства святости» Варнавы (Беляева), та же «Лествица». Мне кажется, нужно человеку почитать о борьбе со страстями и начать бороться с какой-то конкретной страстью, которая человека мучает (блудная или чревоугодие). Опыт очень богатый по борьбе со страстями. Я думаю, Алле это должно помочь.

– Спасибо, батюшка.

Друзья, у нас в гостях был Аверкий (Белов). Спасибо за то, что провели это время с нами. Оставайтесь с нами сегодня и всегда!

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать