Аудио |
|
Скачать .mp3 |
17 апреля 2015 года, в праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Троице-Сергиевой лавре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.
Ваши Преосвященства! Досточтимые отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с пятницей Светлой седмицы и праздником иконы «Живоносный Источник». По обыкновению, в этот день Патриарх приезжает в свою обитель, чтобы вместе с братьями прославить Воскресшего Спасителя. И как в первую седмицу Великого поста, так и на Светлой седмице посещение Троице-Сергиевой лавры является для меня событием большой важности. Приближаясь к стенам Лавры, входя в святые врата, чувствуешь великую силу духовную, которая источается от мощей преподобного Сергия, от молитв многих и многих поколений иноков. И это источение божественной силы никогда не престает, почему и чувствует каждый, кто приходит в Лавру, присутствие здесь особой благодати.
Я радуюсь тому, что за последние годы тщанием Попечительского совета, владыки наместника, многих благодетелей Лавра преобразилась, являя такую красоту, какой никогда и не было в истории. И вот когда сегодня утром я готовился к богослужению, я невольно стал думать о Лавре, о всем том, что произошло в этом святом месте в связи с 700-летием со дня рождения преподобного Сергия; а затем открыл Евангелие сегодняшнего дня (Ин. 2:12-22) и прочитал историю о том, как Господь в первую Пасху после начала Своего общественного служения изгнал торгующих из иерусалимского храма — и не только торгующих, но и овец, телец, козлов, которых продавали для принесения в жертву. Взяв бечеву, Господь изгнал людей, торгующих и меняющих деньги, и сказал: «Дом Мой домом молитвы наречется».
И вот я задумался о связи нашей работы по благоустройству храмов и монастырей и изгнанием нечестивцев из древнего Иерусалимского храма. По всей вероятности, в основе того и другого лежит восприятие великого закона, который Бог положил в основу бытия всего космоса. Господу было угодно, чтобы все мироздание основывалось на законе гармонии. А гармония — это сочетание элементов, даже разнородных, в некое единое целое, которое несет в себе подлинную, Божественную красоту. Если же гармония нарушается, значит, добро побеждается злом. Вот почему наш замечательный писатель Федор Михайлович Достоевский и сказал, что красота спасет мир, — имея в виду не красоту человеческих лиц или одежд, а тот божественный закон гармонии, который спасает мир тем, что являет некий видимый эталон божественной красоты.
И где, как не в храме, должна являться эта красота? Где, как не в храме, все должно быть гармонично? И если мы видим храмы, изуродованные либо безбожием, либо человеческой глупостью, то как ранятся наши сердца! Мы понимаем, что в храме не может не быть красоты, и потому забота о внешней красоте храмов и монастырей проистекает не от какого-то эстетства, лишенного духовного основания, — она проистекает от потребности созерцать божественную красоту как проявление этого всемирного закона гармонии.
Но закон этот проявляется не только во внешней красоте храмов, ведь их главным украшением являются не стены, даже гениально расписанные, и не иконостасы, блистающие своей красотой. Главным украшением храмов является народ, молящаяся община. И вот когда молящаяся община начинает действовать вопреки закону гармонии, внося в богослужение и вообще в атмосферу храма нечто недопустимое, как то посторонние разговоры, невежливое отношение друг к другу, когда мы, оказавшись в тесноте, начинаем бороться за свое физическое пространство, толкая стоящих рядом, то это также становится нарушением божественного закона гармонии, некой хулой на Бога.
Вот почему святой Василий Великий и говорит, что дом молитвы нельзя превращать в место длительных бесед. А ведь иногда так и бывает, и не только в храме, где стоит народ, но и в алтаре: как замолкают песнопения и чтец начинает читать псалмы, так тут же возникают разговоры, особенно под большие праздники, когда собираются люди, давно друг друга не видевшие. Вот эти разговоры и разрушают гармонию того, что есть храм Божий.
Все это в каком-то смысле уподобляется тому, что происходило в Иерусалимском храме. Там тоже эти несчастные животные, эти звенящие монеты разрушали гармонию храма. И потому Господь изгнал торгующих из храма и сделал Он это дважды — и в первое, и в последнее Свое пришествие в Иерусалим. Ибо, действительно, не мог мириться Сын Божий с тем, что храм — место поклонения Богу — несет на себе печать человеческого беспорядка и человеческого безобразия.
Вот почему всякий раз, когда мы входим в храм, мы должны ясно сознавать, что входим в дом Божий, в котором все должно быть прекрасно. Если же нет внешней красоты, то и духовенство, и миряне должны подумать, что надо сделать для того, чтобы отреставрировать храм, вернуть ему красоту, — так, как подумали об этом монашествующие нашей обители и члены Попечительского совета, вернув ей дивную красоту. В каком-то смысле масштабные реставрационные работы, которые прошли в связи с юбилеем преподобного Сергия, являются примером для всей нашей Церкви и для всей нашей страны.
Дай Бог, чтобы человеческие слабости, присущие как мирянам, так и духовенству, не разрушали дивной гармонии дома Божия, так чтобы все в нем работало на возвышение души. Ведь храм — это место, где мы реально соприкасаемся с божественной благодатью, и то, что идет вразрез с законами Божиими, является грехом против Господа и против Его заповедей. И да поможет нам Господь вернуть красоту порушенных храмов по всему лицу земли нашей и построить новые, столь необходимые сегодня храмы, дабы они были воплощением гармонии и красоты.
Но самое главное — да поможет Господь каждому входящему в храм Божий осознать величие и святость этого места, не разрушать Божественного замысла о гармоничном устроении мира и особенно о гармоничном устроении дома молитвы своими пустыми словами, своим неподобающим поведением, даже своими злыми мыслями. В храме нельзя ни о ком плохо мыслить. В храме мы должны изгонять из нашего сознания всякое зло, чтобы предстоять пред Господом в простоте сердечной и готовности принять Его божественную благодать.
Всех вас сердечно поздравляю с пятницей Светлой седмицы! Пусть благословение Божие, Покров Пречистой Царицы Небесной пребывает над всей нашей великой Троице-Сергиевой лаврой, над всей Церковью нашей и над нашим народом. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Этот день в истории. 19 мая
День ангела. 19 мая
Церковный календарь 19 мая. Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Благоверная Тамара, царица Грузинская
Евангелие 19 мая. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!