Аудио |
|
Скачать .mp3 |
17 марта 2016 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением в Донском ставропигиальном мужском монастыре. По окончании богослужения Предстоятель обратился к верующим со словом проповеди.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
На путях постного поприща верующий человек нередко сталкивается с трудностями и искушениями, и не всегда мы обладаем достаточным навыком, чтобы их преодолевать. Одним из таких искушений является попытка возлагать на себя все большие и большие бремена, ужесточать пост, увеличивать продолжительность молитв. А другое искушение — напротив, перестать поститься, вернуться к обычной жизни.
Святые отцы, размышляя об искушениях, связанных с постом, говорят о такой добродетели, как рассудительность. Преподобный Антоний Великий называет рассудительность оком души и ее светильником, а преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что всеми силами и всем тщанием должны мы приобретать рассудительность, которая есть великое благо и дар. И, продолжая свою мысль, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит о том, что именно рассудительностью и преодолевается либо желание чрезмерно усилить пост, либо предаться греху чревоугодия.
Что же такое рассудительность? Рассудительность — это способность иметь трезвый взгляд на самого себя и на окружающий мир. Результатом рассудительности всегда является умеренность. Рассудительностью отметается всякая избыточность, всякий максимализм, то, что называется резкими движениями, — в словах, в жизни, в том числе в жизни духовной.
Из собственного опыта мы знаем, как часто отсутствие рассудительности приводит к конфликту с окружающими. Нам непременно хочется настаивать на своем, всеми силами добиваться того, что мы считаем желанной целью, и, сталкиваясь с людьми, которые нас не понимают или не разделяют наших взглядов, мы готовы идти на конфликт, обострять отношения. Чаще всего своей цели мы не достигаем, но очень больно ударяемся.
Нередко с возрастом приходит жизненный опыт, и человек становится более умеренным, потому что яркие примеры из жизни убеждают нас в необходимости поступать рассудительно, избегая крайностей. Это особенно важно, когда речь идет о начальниках любого уровня, светских и даже духовных. Принятие любого решения, касающегося других людей, требует рассудительности, и вот почему человеку, не имеющему опыта руководства, порой трудно понять руководителя. Казалось бы, нужно делать только так и никак иначе, но вдруг принимается совершенно иное решение. Из-за этого нередко возникают недоразумения, даже протесты, но происходит так вовсе не потому, что руководитель непременно глуп или отличается дурным характером. Нередко это связано с ответственностью того, кто обязан принимать рассудительные, умеренные решения. Иногда приходится наблюдать реакцию на политические решения, слышать такие рассуждения, как «А вот я бы на его месте…» и т.д. Но большая ответственность требует очень большой рассудительности, и то же самое справедливо и в Церкви. Принятие решений требует избегать крайностей, потому что любая из них, в случае ее осуществления, может принести большие беды для церковной жизни.
Святые отцы предлагают нам путь преодоления всяких проблем, связанных с обретением дара рассудительности, и тот же преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что самым надежным средством приобрести рассудительность является смирение. В самом деле, чрезмерная настойчивость нередко имеет под собой человеческую гордыню. Решил что-то человек, и, находясь под властью гордыни, делает все для того, чтобы непременно было так, как он задумал. Такой человек очень часто сталкивается с другими, и жизнь его становится невыносимой. Про таких говорят: характер плохой; но не в характере дело, а во внутреннем духовном состоянии. Если человек поставляет в центр жизни самого себя, то, естественно, происходящее вокруг него и не соответствующее его замыслам вызывает раздражение и болезненную реакцию.
А если вернуться к посту? Постное поприще спасительно, если человек совершает его рассудительно, избегая крайностей. Это касается в первую очередь молодых людей, особенно послушников, в монастырях, которые иногда с особым рвением налагают на себя тяжелые бремена в молитве, в поклонах, в посте. В какой-то момент энтузиазм начинает притупляться, возникает раздражительность, человек теряет вкус к духовной жизни. Это не что иное, как духовный надрыв. Надорвался человек, словно тот, кто решил поднять гирю, не соответствующую его физическим возможностям.
Умеренность в посте — это залог того, что человек будет постепенно восходить от силы к силе. Может быть, повышать планку требований к самому себе, но это органичное возрастание, в котором нет ни гордости, ни самолюбования, ни осуждения других.
С другой стороны, нужно рассудительно посмотреть и на искушение нарушить пост. Если мы отдаем свои силы исполнению постной дисциплины, но в какой-то момент вдруг чувствуем непреодолимое желание ее нарушить, то должны помнить, что умеренный и рассудительный подход к своей жизни, в том числе к духовной жизни, исключает резкие движения. Если совсем тяжело, посоветуйся с духовником, и тот, может быть, благословит ослабить пост, но никогда по своей воли не бросай, не делай резкого поворота, потому что все это отзовется угрызениями совести, осознанием своей слабости и приведет к еще большим внутренним противоречиям и внутреннему разладу.
Святые отцы предлагают нам все делать во славу Божию и с пользой духовной для души и тела, в том числе в дни поста. И, следуя этой святоотеческой мудрости, именно так будем проходить постное поприще. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!