«Слово» (Санкт-Петербург). Трансгуманизм

15 апреля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с преподавателем Санкт-Петербургской духовной академии протоиереем Константином Константиновым.

В одной из наших прошлых передач мы говорили о крионике – технологии заморозки умерших людей и животных в надежде на то, что в будущем наука найдет способы их оживления. Теоретической основой крионики и подобных ей технологий является идеология трансгуманизма. Что такое трансгуманизм и какова христианская оценка этой идеологии – об этом мы поговорим с кандидатом богословия, кандидатом биологических наук, преподавателем биоэтики  Санкт-Петербургской духовной академии протоиереем Константином Константиновым.

– Что же такое трансгуманизм?

– В одной из наших передач мы затрагивали тему, которая так или иначе касается идеологии трансгуманизма. В буквальном переводе это означает «трансчеловек»; и еще больше раскроем этот термин: «через человека», «преодоление человеческой природы». Это почти что определение трансгуманизма. Имеется в виду идеология или определенный комплекс идей, в задачи которых входит переделка (или буквально: преодоление) человеческой природы. Говорится о том, что человек несовершенен (можно долго дискутировать на эту тему), а раз он несовершенен, ставится задача, используя современные технические достижения, существенно переделать природу человека, чтобы у нас в конце концов возник так называемый постчеловек. Предлагается такой термин. Или «сверхчеловек». Хотя иные люди подчеркивают: может, это будет – не человек? Понимаете, насколько все серьезно!

Речь идет о том, что люди, разделяющие эти взгляды, ставят перед собой задачу по большому счету расчеловечивания человека. Если лет сто назад это были фантазии, то сейчас в связи с достижением значительного успеха в области биологии, нанотехнологий, информационных, так называемых когнитивных технологий становится реальным осуществить существенную переделку человека. Например, есть такой термин  «биохакинг» – соединение человека с определенными электронными средствами. Наверно, часть этих работ вполне оправданна. Если мы говорим об инвалидах, то действительно почему бы человеку, потерявшему руку или ногу, не поставить протез, который был бы умным протезом и был способен компенсировать утраченную функцию?

Но, безусловно, в контексте трансгуманизма задача ставится более широко – это существенная переделка природы человека, включая генетические изменения, изменения структуры и мощности разума, перенос разума на другие носители, что для многих вообще немыслимо. Представьте себе – поместить чью-то душу в компьютер. Отдельный вопрос, насколько это возможно с богословской, научной точек зрения, но такая задача ставится. Еще раз хочу подчеркнуть, что это направление идеологическое, которое в целом можно охарактеризовать как непрерывный прогресс, улучшение человеческой природы и жизни вокруг, создание земного рая.

Это направление на сегодняшний день уже не является маргинальным, что интересно. Мы не можем сказать, что это какая-то секта или отдельная группа лиц, которая охвачена такой «замечательной идеей». Нет. Оказывается, в эту идеологию вовлечены ученые, философы, политики – это целое направление. К слову сказать, человек, впервые предложивший этот термин, – Джулиан Хаксли,  первый генеральный директор ЮНЕСКО. То есть это весьма серьезные люди. Кстати говоря, он один из создателей синтетической теории эволюции. По большому счету то, что предлагается в рамках трансгуманизма, является, с их точки зрения, продолжением эволюции человека. Основное положение заключается в следующем: эволюция не остановилась на человеке и, используя человеческий разум, способна двигаться дальше.

Я представляю, насколько это может выглядеть привлекательно для очень многих людей. Если говорить о философских истоках этого направления, русские философы (русские космисты) приложили к этому свои усилия. Можно назвать Николая Федорова – философа второй половины XIX – начала XX века. Его можно считать родоначальником направления сознательной переделки природы человека.

Конечной целью этих переделок является достижение бессмертия. Это выглядит уже совсем привлекательно. Кстати, его последователи, например Циолковский, Четвериков, Вернадский, в каком-то смысле являются предтечами современного трансгуманизма. Почему их называли космистами? Потому, что они ставили масштабные задачи – поистине космические: способность человека существовать в космосе без скафандра, перемещаться между планетами, управлять планетами, регулировать природу. Наверно, это может казаться очень привлекательным для значительного количества людей – совершенный разум, который способен существенно модифицировать природу, в том числе свою, изначально якобы несовершенную, достичь сверхсостояния и в конце концов бессмертия. Вот такие цели и задачи ставятся в рамках идеологии трансгуманизма.

– Как эти идеи могут повлиять на нашу жизнь?

– Это движение науки и воплощение ее в технологии мы наблюдаем повсеместно. Например, цифровые технологии – вы же видите, как они обильно развиваются. На повестке дня и у многих на слуху такое понятие, как искусственный интеллект. Конечно, христиан могут обвинить в том, что они ретрограды и против прогресса. Эти технологии и в связи с этим изменения нашей жизни многие воспринимают как движение к прогрессу.

Это то, что мы наблюдаем сейчас: появляются новые медицинские технологии, которые действительно рисуют перспективу существенного продления жизни человека, появляются уникальные информационные технологии, которые нам сулят возникновение искусственного интеллекта. Может быть, среди нас скоро будут бегать роботы, которые начнут качать свои права, и так далее. Такие фантазии...

Но те цели, которые перед собой ставят трансгуманисты, на самом деле гораздо серьезнее. Вдумайтесь, если удастся достигнуть бессмертия, сразу вопрос: оно для всех будет? Или даже не бессмертие, а долголетие: оно для всех? Ответ очевиден: нет, не для всех. Это очень дорогие технологии. В этой связи жизнь может измениться следующим образом: общество может расслоиться как минимум на два лагеря: тех, что владеют этими технологиями, обладают ими, пользуются и входят в состав сверхлюдей; и тех, что не входят в категорию сверхлюдей.

Это не мои фантазии, я пересказываю содержание некоторых статей, авторами которых являются сторонники трансгуманизма; об этом напрямую рассуждают. Вот как он может повлиять на нашу жизнь – может существенно переделать структуру цивилизации. И в конце концов, если они осуществятся, какая-то часть людей сможет обладать такими возможностями, которые будут немыслимы для другой части людей. Будут ли они в содружестве – большой вопрос. Я немножко иронизирую: вряд ли будет братская любовь и содружество между двумя этими лагерями. Очевидно, что один лагерь будет повелевать и владеть другим лагерем, который этими технологиями не обладает.

Это немножко утрированная картина, но, в принципе, видится такая перспектива внедрения и использования технологий. Подчеркнем: сейчас, может быть, это не так ярко, не так заметно, но, если присмотреться, уже видно, как внедряются технологии или делаются попытки их внедрения. Здесь можно назвать такой проект, как «2045». Пусть наши зрители познакомятся с этим проектом, посмотрят, что там планируется и предлагается, и пусть зададутся вопросом, как это может повлиять и как уже влияет на нашу жизнь. Пока вот такой ответ.

– Какова христианская оценка этих взглядов?

– Самый простой ответ: трансгуманизм = антихристианство. В лоб, что называется. Это надо как-то обосновать, доказать. Изначальный посыл трансгуманизма – нынешний человек несовершенен. Некоторые представители трансгуманизма даже говорят, что человек – это неудачный проект природы, надо бы его переделать. Такая постановка вопроса, по сути, является вызовом Богу. Мы создадим существо более совершенное, сверхчеловека – это вызов Богу. А как быть с бессмертием? В контексте трансгуманизма это решается очень просто: технические возможности, технологии нам обеспечат бессмертие.

Родоначальник русского космизма, которого можно назвать предтечей трансгуманизма, подчеркивал, что человек всех этих свойств, в том числе и способности летать в космос, может достигнуть с помощью науки. Таким образом, наука сторонниками трансгуманизма рассматривается не как инструмент приобретения новых знаний, а как инструмент получения новых феноменов, ранее невиданных. Какова христианская оценка этого? С одной стороны, вроде бы неоднозначная, потому что, конечно, христианин скажет: «А что – мы против здравоохранения, поддержания здоровья человека, против того, чтобы снабдить человека какими-то методами, которые способствуют его более продуктивной, эффективной жизни, лечению многих заболеваний?» Нет, мы не против этого, когда речь идет о здравоохранении. Но когда речь заходит о создании сверхчеловека – в этом виден вызов Богу.

Такая постановка вопроса: создание сверхчеловека, очевидно, будет затрагивать не только биологические основы природы человека – несомненно, речь идет о душе, о свойствах души этого нового человека. Простой вопрос: «Он будет добрый или злой? Он будет для братьев своих или исключительно для себя – суперэгоист?» Кроме того, посмотрите, какие вопросы возникают: социальная жизнь изменится? Несомненно, изменится кардинальным образом, если появится такое.

Мне представляется это так: то, что предлагают и планируют сторонники трансгуманизма, по сути, является построением царства антихриста. В каком-то смысле это то, о чем говорит Иоанн Богослов в известном тексте (в Книге Апокалипсис): описывает царство, которое на всех парусах строят трансгуманисты. Думается, что-то им удастся осуществить, но это будет противобожие, антихристианство. Тот, кто возглавит это новое общество, по сути, будет антихристом – пусть и совершенным человеком, с какими-то уникальными интеллектуальными или физическими возможностями. Может, он будет бегать двести километров в час – кстати, такие цели ставятся. Пусть будет так, но он будет против Бога, что очень важно понимать. И царство, возглавляемое им, будет антихристианским.

– Спасибо, отец Константин, за сегодняшнюю беседу.

Дорогие телезрители, с момента грехопадения мир лежит во зле, и центральной причиной этого зла являются человеческие страсти – склонность человека ко греху, а значит, рай на земле невозможен, и все идеи, создающие иллюзию рая, являются обманом, в худшем случае богоборчеством.

Ведущая Екатерина Соловьева

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать