«Слово» (Санкт-Петербург). Компьютерная зависимость

18 марта 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Гость программы - Альфред Александрович Щеголев, доцент Института психоанализа, врач-психотерапевт.

В современной жизни есть относительно новое явление, которого не было еще лет 20–25 назад. Это новая болезнь, поражающая людей разного возраста. Хотя это заболевание не имеет ничего общего с инфекцией, но распространяется по миру со скоростью эпидемии. Речь идет о компьютерной зависимости. Сегодня много сообщений в Интернете, СМИ о том, что агрессивное поведение подростков, играющих в компьютерные игры, привело к трагическим последствиям. О компьютерной зависимости мы сегодня поговорим с доцентом Института психоанализа, врачом-психотерапевтом Альфредом Александровичем Щеголевым.

Откуда и как возникает такое явление, как психическая зависимость?

– Чаще в неврологии, психиатрии, психотерапии говорят: аддиктивное поведение («рабски зависимый», «рабски преданный»). Это рабская психология. Обычно, когда мы говорим о рабах, всегда вспоминаем рабов древнего мира, Рима, Египта... Но там рабство связано со стремлением к свободе – раб хочет освободиться от своего рабства (вспоминаем Спартака). Здесь другое явление – человек хочет быть рабом. Он попадает в жесткую зависимость от того, что держит его под своим контролем, под своим мощным влиянием.

Как правило, эта зависимость связана с тем, что человек пытается убежать от той реальности, которая его не удовлетворяет. Это бегство называется эскапическими тенденциями – бегство от себя, часто от своей пустоты. Бегство куда? Во что угодно, что может так или иначе принести какой-то кайф, ударить по нервам, возбудить, чем-то впечатлить. То есть в измененном состоянии сознания человек как бы прикрепляет себя к тому, что является его повелителем. Человек пытается заполнить свою внутреннюю пустоту какими-то удовольствиями, весьма сомнительными, потому что глубокого удовлетворения он не получает, но он привязан к непрерывному получению удовольствий. Освободиться ему от этого рабства очень сложно, едва ли возможно.

В некоторых случаях отсюда возникает наркомания, тяжелый алкоголизм и различное девиантное поведение. По сути дела, аддиктивное поведение ведет к саморазрушению. Тот же самый компьютер, о котором Вы упоминали, – это тоже зависимое поведение, бегство от обыденщины, от того, что человеку не нравится, что он хочет поменять в своей жизни. Но он не преодолевает какие-то трудности, сложности, не решает каких-то проблем, которые ему необходимо решить в своем возрасте, на своем уровне, а хочет уйти от этого. Потому что решение проблем – это всегда напряг, затрата энергии, сил, а он не хочет ничего этого, к этому не привык.

Как правило, компьютерная зависимость рядится в «полезность»: якобы ребенок приобщается к компьютеру, упражняется в техническом устройстве, очень рано овладевает навыками в постижении этого устройства. Некоторые родители на это попадаются, тем более что ребенок занялся своим делом (компьютером), им не мешает, лишних вопросов не задает. Папа на работе или еще где-то, мама крутится-вертится по хозяйству, а ребенок требует внимания, игровой активности – на это времени нет. Поэтому купили, подарили ему гаджет (смартфон, айфон) – он колупается с кнопками, находит определенные алгоритмы, при помощи которых начинает получать какие-то изменения на экране, – и укореняется в этом. Чем раньше компьютер куплен, чем раньше происходит приобщение к нему, тем хуже.

– То есть увлеченность компьютером и Интернетом может привести к компьютерной зависимости?

– Конечно, если это начинается очень рано. К компьютеру нельзя допускать ребенка до семи лет. А после семи (с семи до девяти) – это по полчаса в день. А с девяти и дальше – не более двух часов. Бывает, дети пропадают в Интернете буквально часами, день и ночь. И особенно когда пользуются компьютером в просоночном состоянии, критическое отношение к тому, что видят на экране, пропадает. У маленького ребенка нет критического отношения. Как правило, это дети, которые не получили от родителей, в частности от мамы, тактильного игрового насыщения.

Тактильные впечатления дают сцепление с окружающим миром. Плюс игровая активность. Когда ребенок играет в какие-то ролевые игры, он вовлекается в общение с естественным реальным миром. А так – он выходит в виртуальный мир, которого нет, это выдумки тех, кто эти игры придумывает. Он верит этому, участвует в этой игре, включает возможность повлиять на поведение того героя, с которым себя идентифицирует, и без всяких особых затрат энергии и сил он достигает результатов – например, на гору взлетает с дикой скоростью. Попробовал бы он это сделать в жизни – никогда бы не сделал. Всех мочит направо и налево, заключает в темницу, если его убили – на кнопку нажал и воскрес, опять бегает. Это идиотическое представление о каких-то взаимоотношениях героев экрана он потом так или иначе невольно переносит на реальную жизнь, так же кнопочно пытается управлять этой реальностью, не учится взаимодействовать с людьми, и возникает масса проблем.

– Но ведь это новая болезнь, которая поражает людей разных возрастов. В чем опасность компьютерной зависимости? Про детей понятно, а что делать взрослым?

– Возраст тех, кто укореняется в Интернете, – с двадцати восьми до пятидесяти лет. В тридцать-сорок лет просто помешаны на Интернете, человек приходит домой, все бросает, сразу бежит к экрану, в социальные сети. Он живет в виртуальном мире, которого нет на самом деле, но ему кажется, что он там живет полнокровной жизнью. Это действительно болезнь с пагубной привычкой жить непонятной жизнью. Почему она возникает? Это болезнь, которая не вирусами, не микробами передается, а имитационным поведением – подражанием. А реакции имитации – очень мощные, особенно у детей, подростков. То, что человек видит на экране, он невольно воспроизводит.

По сути дела, 90 % воспитания – это имитация. Ребенок подражает поведению взрослых, хочет быть таким же, как они, он не понимает, критически не осмысливает то, что происходит вокруг него, подражает форме поведения и невольно вовлекается во все это. Потом он оказывается исполнителем какой-то непонятной роли. Я очень осторожно, крайне скептически отношусь ко всеобщей интернизации: давайте сделаем Интернет доступным во всех уголках страны, чтобы все дети свободно имели доступ к нему, какие-то новые технологии обучения. Но надо же голову иметь, нельзя полностью жить виртуальщиной. Конечно, она привлекает больше, там что-то происходит, все довольно быстро меняется, картинки меняются, герой, с которым себя идентифицируешь, претерпевает определенные движения… Это то, чего в жизни нет, с такой скоростью люди не живут, не бегают и имеют крайне скромные возможности по сравнению с тем героем, который на экране. Такое взаимодействие с нереальным миром в значительной степени влияет на формирование личности, общение с другими людьми.

– Что может препятствовать формированию компьютерной зависимости?

– Полноценное детство. Важно, чтобы ребенок получил в полном объеме ту радость бытия, которую дает ему мама. Мама – это первое счастье ребенка на земле. Любовь к ребенку выражается не в словах, не в каких-то прекраснодушных заявлениях, а непосредственно – мама его кормит, одевает, пеленает, обнимает, гладит, целует, с ним играет. Дальше игровая активность переходит к папе, который занимается с ребенком – они что-то вместе строгают, пилят, складывают кубики, это какая-то совместная деятельность. Если ребенок постиг счастье такого игрового взаимодействия, имеет тактильную насыщенность, его вряд ли будет привлекать компьютер. Посмотрит, наверно, но сказать, что он туда уйдет с головой… нет, ему здесь интересно. Очень важно, чтобы ему в этом мире было интересно – по эту, а не по ту сторону экрана. Потому что игры, которые там предлагаются, – это ужас, нередко больные люди создают все эти контенты. Поэтому чем больше реальной любви, заботы, контакта, игровой активности, тем больше препятствий в формировании зависимости.

– Спасибо, Альфред Александрович, за сегодняшнюю беседу. Я очень надеюсь, что для кого-то она будет полезной. А может быть, даже подскажет, как уберечь свою семью от этой пагубной зависимости.

Зависимость – это страсть, болезнь души. Один из греческих подвижников говорил: «Не говорите детям о Боге, а больше говорите Богу о детях». Молитва – это то, чем в первую очередь могут помочь родители своим детям. Молитва – как стена, которую семья возводит вокруг своего маленького мира, делая его неприступной крепостью.

Ведущая Екатерина Соловьева

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать