Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Неужели Господь может ввести нас в искушение?
– Действительно, это прошение молитвы Господней вызывает больше всего вопросов, но его можно и нужно читать в контексте всего новозаветного богословия. Если мы откроем, например, Послание Иакова, увидим там слова о том, что в искушении никто не должен говорить: «Бог меня искушает». Бог не искушает никого, но каждый человек искушается своими собственными греховными пожеланиями и стремлениями. И поэтому, если мы посмотрим на истолкование этого прошения, его можно прочитать в ряде других форм: «не позволь нам пасть во время искушения», «не оставь нас во время искушения» и так далее.
Поскольку действительно само слово «искушение» можно понимать в двух вариантах, когда, с одной стороны, это некое греховное состояние, а с другой – некое испытание, то любой искусительный момент (такие моменты бывают в жизни каждого человека) необязательно подразумевает совершение греха. То есть искушения могут быть и некоей школой для нашего человеческого, духовного, христианского возрастания, поскольку у святых отцов мы неоднократно видим поучения: если пал во время искушения, вставай и иди дальше.
Само отношение человека к тому, что происходит в его жизни, является здесь определяющим, поскольку нередко в искушении у человека возникает, с одной стороны, иллюзия самодостаточности, гордыни, что он может преодолеть какие-то моменты в своей жизни, которые, как ему кажется, он полностью контролирует. И здесь нередко человек падает, потому что он пытается решить эти вопросы сам, самостоятельно. Иногда это удается, но нередко бывает, что Бог не вводит в искушение, но попускает человеку оказаться в той ситуации, которая должна напомнить о его связи с Богом, о том, что он не совсем самодостаточен.
С другой стороны, конечно, искушение или совершенный грех во время этого искушения могут приводитьчеловека в состояние депрессии, уныния. Человек может считать, что все в его жизни идет куда-то не туда, у него ничего не получается и так далее. И здесь также молитва Господня, мне кажется, говорит нам о том, что грех – это не я, это нечто такое, что приходит ко мне извне. Вместе с тем, если я с Богом, если у меня правильное видение человеческой жизни, я могу сделать правильный выбор. Поскольку, по сути, вся наша жизнь – это множество выборов (больших или маленьких) на протяжении дня. На протяжении жизни мы постоянно оказываемся на распутье: можем пойти налево, направо, вперед – и, кроме нас, этого выбора никто не сделает. Бог не лишает человека свободы, Бог не спасает человека, как говорит одно выражение, без самого человека.
Речь идет о том, что воля человека и воля Божия в рамках этой синергии устремляются в одном и том же направлении. И тем самым любое искушение может быть преодолено и стать ступенькой вверх, если мы его преодолеваем как упражнение в нашей школе жизни, которое нам посылается. Либо оно может стать ступенькой вниз и в пропасть, поскольку очень часто за одним искушением и грехом следует другой, и человек оказывается в бесконечной цепочке, которую не может разорвать своими силами.
Поэтому молитва Господня «Отче наш» призывает нас к тому, чтобы мы поняли, что наших человеческих сил не хватает. Когда нам кажется, что мы уже находимся на пределе нашего внутреннего человеческого резерва, можно и нужно обратиться к Богу как к источнику бытия, источнику полноты всего существующего в этом мире и обязательно получить реальный, деятельный ответ, который позволит нам разрешить любую самую сложную ситуацию.
– А что означают слова «но избави нас от лукавого»?
– Эти слова на русский язык можно было бы перевести как «избавь нас от зла». Это еще одна очень важная составляющая нашей жизни, о которой мы, к сожалению, забываем, поскольку зло реально, оно присутствует в нашей повседневности, это то, что разделяет человеческие семьи, разделяет людей, уничтожает человека. Но зло очень часто подается специально (или не всегда специально) в какой-то очень красивой упаковке. Очень часто сама идея зла или чего-то разрушительного специально маскируется, чтобы человек воспринимал это зло либо как нечто нейтральное, либо как нечто доброе.
Посмотрим на людей, которые страдают зависимостью от алкоголя. Какие красивые этикетки на бутылках, в которых находится яд! И если посмотреть даже не просто на разрушение человека, его физиологического организма, а на то, сколько этот яд принес горя в семьи, домашнего насилия, сколько брошенных детей, распавшихся браков и так далее, – конец не соответствует заявленной красивой этикетке. Та эйфория, тот подъем, что человек испытывает, принимая, вкушая этот напиток, на самом деле может вести к совершенно другому качеству человеческого бытия: позитив ведет к негативу, плюс ведет к минусу.
Поэтому еще один призыв молитвы Господней – честно смотреть на окружающий мир, не приукрашивать его, добро называть добром, зло называть злом. К этому и призывает нас Евангелие – вот к этой честности. Это не означает, что стоит навесить этикетку на человека или на какое-то событие, на те или иные общественные реалии, но речь идет о духовном распознавании того, к чему могут привести определенные шаги в твоей жизни.
Вроде бы обычные семейные споры или конфликты, какие-то вещи, связанные с самоутверждением в семье... Очень часто становится целью жизни самоутверждение за счет домашних: у тебя проблемы на работе, пришел домой и накричал на детей. Добро это или зло? В качестве первой пилюли или лекарства, что позволяет снять стресс, какое-то напряжение, восстановить внутреннюю целостность после каких-то проблем – да, это работает. Но в долгосрочной перспективе дети вырастают и воспринимают папу или маму как людей, от которых они получали как раз не добро, не любовь, а зло. Хотя родители могут считать, что поступали правильно в рамках какой-то своей воспитательной стратегии.
Поэтому христианство говорит, что мир лежит во зле. Но, с другой стороны, мир не есть зло, мир находится в этой ситуации зла. Но христиане в этом пространстве зла должны быть маячками света, теми светильниками, которые разгоняют окружающую тьму и тем самым помогают сделать мир немножко лучше. Речь идет не об осуждении, не о том, чтобы стигматизировать, навесить какие-то отрицательные характеристики на человека. Речь идет о том, чтобы, как говорит христианство, разделить грех и грешника. Грех нужно ненавидеть – грешника нужно любить.
В любом человеке, как бы низко он ни пал, как бы далеко ни отошел от идеала, можно и нужно увидеть образ Божий. Зло не может победить этот образ, если человек на это не согласится. И под каким бы давлением зла человек ни находился, он всегда может вернуться к своему прежнему человеческому качеству бытия, которого ожидает от него Бог, и начать новую жизнь. Зло не господствует над миром, у человека вместе с Богом есть возможность победить любое зло, каким бы мощным и непреодолимым оно ни казалась.
– Почему молитва заканчивается славословием?
– Действительно, последние слова молитвы Господней: «Яко Твое есть царство и сила и слава». Это некая отсылка к самому началу молитвы. Мы видели, что она обращается к Богу, она просит об особом присутствии Божьем в нашей жизни, затем мы обращаемся к Нему с определенными нуждами и не ставим точку на наших нуждах. Они опять должны привести нас к более широкой перспективе, к более широкому видению нашей человеческой жизни.
Царство, сила и слава. Царство (как мы с вами говорили в прежних передачах) – это правильный порядок, правильное устройство, правильные законы жизни. Зная их, не ошибешься, не совершишь каких-то принципиальных ошибок, которые твою жизнь разрушат.
Сила – это указание на то, что Бог дает человеку неограниченный источник силы, если человек движется в правильном направлении. Самые слабые человеческие силы могут быть усилены этим соработничеством, совместным движением на жизненном пути вместе с Богом.
И слава – это указание на то, что конечной точкой являются не мои эгоистические цели, не я должен каким-то образом самоутвердиться, самореализоваться и прийти к завершению моей жизни в качестве некоей красивой медали или этикетки. Но окончание и главная цель – это слава Божия, слава Небесного Отца и всех Его детей, слава всей человеческой семьи, которая, осознавая эту цель, осознавая путь и его законы в христианской Церкви и вообще в рамках всего человечества, должна следовать к ней.
Каждый человек необязательно должен прожить жизнь звезды, или политика, или бизнесмена. Человек может заниматься совершенно обычным повседневным трудом, но и там реализоваться как человек, там раскрыть весь свой человеческий потенциал, обрести свое спасение и свою вечную участь с Богом (или без Него). И именно в этих условиях, в зависимости от человека, реализуется слава Божия. На нем открывается тот отблеск небесной славы, который мы видим, глядя в глаза людей, проживших свою жизнь не бессмысленно, не просто следуя по течению вместе с толпой. Но они задумались об этой жизни, увидели в ней цель и сделали конкретные шаги для того, чтобы эта жизнь была наполнена истинным смыслом. А настоящий, самый глубинный смысл человеческой жизни – это обретение себя в связи с другим: с Богом и ближними.
– Спасибо, отец Владимир, за сегодняшнюю беседу. Я очень надеюсь, что те телезрители, которые не знали наизусть молитву «Отче наш», теперь ее обязательно выучат.
Дорогие телезрители, я напоминаю, что на сайте www.slovotv.ru вы можете посмотреть все предыдущие выпуски, посвященные молитве «Отче наш». Спасибо, что были с нами. До новых встреч.
Ведущая Екатерина Соловьева
Записала Елена Кузоро
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 8 мая
День ангела. 8 мая
Церковный календарь 8 мая. Икона Божией Матери Касперовская
Евангелие 8 мая. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства
Читаем Апостол. 8 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!