Аудио |
|
Скачать .mp3 |
В Русской Православной Церкви сложилось поверье, что женщине в критические дни не следует посещать храм, прикладываться к святыням, уж тем более причащаться. Если в Ветхом Завете существует множество предписаний относительно чистоты и нечистоты человека, то в Новом Завете мы не встречаем ни одного правила, о котором говорил Иисус Христос.
О том, как нам, женщинам, поступать в критические дни, особенно когда мы находимся в паломничестве, мы узнаем у настоятеля храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала архимандрита Исидора (Минаева).
– Отец Исидор, поверье о том, что женщинам в критические дни нельзя прикасаться к святыням, есть в Новом Завете или в церковном Уставе?
– В Новом Завете как раз есть отмена всех ветхозаветных постановлений на эту тему. По поводу церковного Устава я затрудняюсь сейчас сказать, но в богослужебном Уставе это вряд ли описано, в Типиконе я тоже не припомню статьи об этом. В женских монастырях я не жил, поэтому пристально не изучал уставы женских обителей; в мужском, понятно, про это ничего не сказано.
Может быть, это есть в каких-то произведениях типа «Домостроя», когда в определенные времена в каких-то странах возникали некие этические бытовые поверья. Вы правильно сказали, что это поверье, потому что это же не есть истинная вера. Просто что-то сложилось, иногда даже на фоне каких-то заблуждений.
А в Ветхом Завете, в Книге Левит, огромное количество постановлений о том, какой человек чистый, какой – нечистый. Нечистый – это, например, проливший кровь. Или вот женщина в критические дни считалась нечистой, или человек, который находится в одном помещении с умершим, с мертвым телом, или человек болезненный, или человек, попавший в какое-то скверное место.
Там все расписано по пунктам. Например, в каком-то случае до вечера, то есть до захода солнца, человек должен был совершить омовение – очищение, и уже на следующий день он чистый. Очень много этих установлений. Но в Новом Завете мы видим, что Христос практически все это игнорирует – не ради какого-то революционного настроя: «Мы не будем соблюдать!» А Он проникает в сущность, в сердце человека.
Теперь не годится приносить Богу в жертву животных. Даждь ми, сыне, твое сердце, говорит Господь. То есть, согласно псалмопевцу Давиду, «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» – это 50-й псалом, где псалмопевец говорит о том, что принесение в жертву животных не может нас исцелить; нужно покаяние, нужен пересмотр своей жизни.
Смысл ветхозаветных жертвоприношений был в том, что я отрываю от своего хозяйства козленка или ягненка, может быть, быка и отдаю их в знак покаяния. Но Господь требует уже внутренней перестройки и раскаяния в сердце. Вот это очень важно. Если брать эти ветхозаветные традиции, тогда непонятно, почему мы одно соблюдаем, а другое – нет. Например, после прикосновения к мертвому телу человек становился нечистым. Посещение кладбища даже ради похорон или для того, чтобы навестить могилку родителей, тоже делало человека нечистым, и ему потом требовалось очищение.
Но мы не только находимся с покойниками в одной комнате, а даже в храм их приносим. Чтобы в ветхозаветное время принести усопшего в храм – быть такого не могло. Но мы
приносим, священники надевают парадные белые одежды в знак радости, что человек встречается с Богом. Даже, как я знаю, в некоторых Восточных Церквах есть традиция: когда умирает архиерей, его гроб вносят в алтарь и обносят вокруг престола – это как последнее священнодействие.
То есть мы не считаем себя нечистыми, когда сходили на похороны. У нас часто бывает так: служится литургия, стоит гроб с покойником, в конце литургии отпевание – нечистым никто не является. А вот с кровью, с этими проблемами женского организма, почему-то это укоренилось. Для меня это очень странно. В чем тут вина женщины? Господь таким образом устроил ее физиологию. Она так же устроена и у некоторых видов животных – у млекопитающих.
Поэтому вины женщины я тут не вижу. Думаю, есть нюанс – это даже не запрещение, а разрешение… Ведь есть такие установления, что если ты два-три раза пропустил воскресную литургию, то уже сам себя отлучил от Церкви. Этого очень многие люди боятся, ходят порой на литургию не по потребности, а по дисциплине. И вот женщине, которая переживает критические дни, можно на нее не ходить, потому что ей тяжело, у нее болит живот. То есть это связано с тем, чтобы ее оградить от чего-то, а отнюдь не с тем, что она по-ветхозаветному нечиста.
– А как быть мамочкам? Почему женщине только на сороковой день после родов можно причащаться? В чем здесь вина физиологии?
– Это большая загадка, я Вам скажу. Я вчера специально перечитал молитвы, которые мы читаем во время воцерковления, когда младенца приносят в храм, – там есть молитва матери. И там такая формулировка: «…омый ея скверну телесную и скверну душевную… творяй ю достойну и причащения Честнаго Тела и Крове Твоея».
Для меня тоже загадка, в чем тут скверна. В том, что она по естеству человеческому, Богом установленному, как и Пречистая Богородица, родила младенца? В этом она виновата? Что нечистого-то? Младенец нечист? Или сама эта процедура? Может быть, это связано с тем, что роды – это процесс затратный и физически, и душевно, и духовно, поэтому существуют какие-то ограничения. Но я не пойму, какая там скверна – в младенце, в матери, в самих родах? Откуда эта скверна взялась-то – душевная и тем более телесная?
В Новом Завете мы видим, и эта история правдивая, описанная в Евангелии, как Христос шел по городу, и была некая женщина, которая 12 лет страдала кровотечением, лечилась и много своих средств истратила на это лечение, – ничего ей не помогало. Когда она увидела Христа, решила, что если только прикоснется к Его одежде, то исцелится.
На самом деле по ветхозаветным понятиям она совершила преступление; все, кто к ней прикоснулся, по ветхозаветному закону тоже стали нечистыми, не зная этого. И великий Пророк (еще не все понимали, что Христос – это Бог, Спаситель мира, кто-то считал Его пророком, целителем, учителем), вот этот духовный и уважаемый Человек, к Которому она тоже прикоснулась, осквернив Его, почувствовал это, остановил всех, так как была очень большая толпа, и спросил апостолов: «Кто прикоснулся ко Мне?»
Апостолы говорят: «Наставник! Народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся?» Он отвечает: «Прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня». Господь имел в виду исцеляющую силу, благодать. И тут женщина поняла, что Он все это видит, знает; наверняка узнал, кто прикоснулся, просто Ему надо было, чтобы она открылась.
И ведь она в тот момент исцелилась, как написано в Евангелии: источник крови в тот момент исцелился, женщина стала здоровой и почувствовала это. Она призналась, и Господь ей сказал: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя; иди с миром». Какие еще нужны законы, постановления Соборов?
– Батюшка, у нас осталось совсем немного времени, и я не могу не спросить у Вас: как все-таки женщинам поступать во время паломнических поездок, если вот это время выпадает на критические дни?
– Когда я приехал в Иерусалим, то начальник миссии, который был передо мной (ныне это архиепископ Подольский Тихон, человек очень строгий, он в духовной семинарии в Троице-Сергиевой лавре заведовал практиками, преподавал, то есть это человек, знающий законы, их нюансы), передавая мне дела, сказал: «Ты знаешь, если женщины приезжают в паломничество в период, когда у них начинаются критические дни, то ничего, все равно они могут причащаться, могут прикасаться к святыням». Это чисто местное иерусалимское постановление.
И это не он придумал – он узнал об этом от предыдущих начальников миссии. Вообще в Иерусалиме это принято, потому что многие люди могут раз в жизни позволить себе приехать в Святую Землю, и есть вот такое послабление – постановление о том, что ничего страшного в этом нет. Как раз вот эта евангельская история о Христе и кровоточивой женщине, которую я сейчас пересказал, о том говорит. Любой женщине в Святой Земле Сам Христос говорит: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя» (то есть: «пожалуйста – приступай к любой святыне»).
Поэтому я думаю, что эти меры – для послабления женщинам: если тебе тяжело в эти дни, то посиди дома – не надо в толпу, не надо долго стоять, не надо натощак куда-то идти и так далее. Это все можно сделать в любой другой день.
– Спасибо, отец Исидор.
Дорогие телезрители! Поскольку в вопросах женской нечистоты нет единого мнения или какого-то канона, нам остается посоветовать смиренно слушать своего духовника. Спасибо за то, что были с нами. До новых встреч!
Ведущая Екатерина Соловьева
Записал Игорь Лунёв
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!