Слово (Санкт-Петербург). О так называемой женской нечистоте

21 августа 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архимандритом Исидором (Минаевым).

В Русской Православной Церкви сложилось поверье, что женщине в критические дни не следует посещать храм, прикладываться к святыням, уж тем более причащаться. Если в Ветхом Завете существует множество предписаний относительно чистоты и нечистоты человека, то в Новом Завете мы не встречаем ни одного правила, о котором говорил Иисус Христос. 

О том, как нам, женщинам, поступать в критические дни, особенно когда мы находимся в паломничестве, мы узнаем у настоятеля храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала архимандрита Исидора (Минаева). 

– Отец Исидор, поверье о том, что женщинам в критические дни нельзя прикасаться к святыням, есть в Новом Завете или в церковном Уставе? 

– В Новом Завете как раз есть отмена всех ветхозаветных постановлений на эту тему. По поводу церковного Устава я затрудняюсь сейчас сказать, но в богослужебном Уставе это вряд ли описано, в Типиконе я тоже не припомню статьи об этом. В женских монастырях я не жил, поэтому пристально не изучал уставы женских обителей; в мужском, понятно, про это ничего не сказано. 

Может быть, это есть в каких-то произведениях типа «Домостроя», когда в определенные времена в каких-то странах возникали некие этические бытовые поверья. Вы правильно сказали, что это поверье, потому что это же не есть истинная вера. Просто что-то сложилось, иногда даже на фоне каких-то заблуждений. 

А в Ветхом Завете, в Книге Левит, огромное количество постановлений о том, какой человек чистый, какой – нечистый. Нечистый – это, например, проливший кровь. Или вот женщина в критические дни считалась нечистой, или человек, который находится в одном помещении с умершим, с мертвым телом, или человек болезненный, или человек, попавший в какое-то скверное место. 

Там все расписано по пунктам. Например, в каком-то случае до вечера, то есть до захода солнца, человек должен был совершить омовение – очищение, и уже на следующий день он чистый. Очень много этих установлений. Но в Новом Завете мы видим, что Христос практически все это игнорирует – не ради какого-то революционного настроя: «Мы не будем соблюдать!» А Он проникает в сущность, в сердце человека. 

Теперь не годится приносить Богу в жертву животных. Даждь ми, сыне, твое сердце, говорит Господь. То есть, согласно псалмопевцу Давиду, «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» – это 50-й псалом, где псалмопевец говорит о том, что принесение в жертву животных не может нас исцелить; нужно покаяние, нужен пересмотр своей жизни. 

Смысл ветхозаветных жертвоприношений был в том, что я отрываю от своего хозяйства козленка или ягненка, может быть, быка и отдаю их в знак покаяния. Но Господь требует уже внутренней перестройки и раскаяния в сердце. Вот это очень важно. Если брать эти ветхозаветные традиции, тогда непонятно, почему мы одно соблюдаем, а другое – нет. Например, после прикосновения к мертвому телу человек становился нечистым. Посещение кладбища даже ради похорон или для того, чтобы навестить могилку родителей, тоже делало человека нечистым, и ему потом требовалось очищение. 

Но мы не только находимся с покойниками в одной комнате, а даже в храм их приносим. Чтобы в ветхозаветное время принести усопшего в храм – быть такого не могло. Но мы 

приносим, священники надевают парадные белые одежды в знак радости, что человек встречается с Богом. Даже, как я знаю, в некоторых Восточных Церквах есть традиция: когда умирает архиерей, его гроб вносят в алтарь и обносят вокруг престола – это как последнее священнодействие. 

То есть мы не считаем себя нечистыми, когда сходили на похороны. У нас часто бывает так: служится литургия, стоит гроб с покойником, в конце литургии отпевание – нечистым никто не является. А вот с кровью, с этими проблемами женского организма, почему-то это укоренилось. Для меня это очень странно. В чем тут вина женщины? Господь таким образом устроил ее физиологию. Она так же устроена и у некоторых видов животных – у млекопитающих. 

Поэтому вины женщины я тут не вижу. Думаю, есть нюанс – это даже не запрещение, а разрешение… Ведь есть такие установления, что если ты два-три раза пропустил воскресную литургию, то уже сам себя отлучил от Церкви. Этого очень многие люди боятся, ходят порой на литургию не по потребности, а по дисциплине. И вот женщине, которая переживает критические дни, можно на нее не ходить, потому что ей тяжело, у нее болит живот. То есть это связано с тем, чтобы ее оградить от чего-то, а отнюдь не с тем, что она по-ветхозаветному нечиста. 

– А как быть мамочкам? Почему женщине только на сороковой день после родов можно причащаться? В чем здесь вина физиологии? 

– Это большая загадка, я Вам скажу. Я вчера специально перечитал молитвы, которые мы читаем во время воцерковления, когда младенца приносят в храм, – там есть молитва матери. И там такая формулировка: «…омый ея скверну телесную и скверну душевную… творяй ю достойну и причащения Честнаго Тела и Крове Твоея». 

Для меня тоже загадка, в чем тут скверна. В том, что она по естеству человеческому, Богом установленному, как и Пречистая Богородица, родила младенца? В этом она виновата? Что нечистого-то? Младенец нечист? Или сама эта процедура? Может быть, это связано с тем, что роды – это процесс затратный и физически, и душевно, и духовно, поэтому существуют какие-то ограничения. Но я не пойму, какая там скверна – в младенце, в матери, в самих родах? Откуда эта скверна взялась-то – душевная и тем более телесная? 

В Новом Завете мы видим, и эта история правдивая, описанная в Евангелии, как Христос шел по городу, и была некая женщина, которая 12 лет страдала кровотечением, лечилась и много своих средств истратила на это лечение, – ничего ей не помогало. Когда она увидела Христа, решила, что если только прикоснется к Его одежде, то исцелится. 

На самом деле по ветхозаветным понятиям она совершила преступление; все, кто к ней прикоснулся, по ветхозаветному закону тоже стали нечистыми, не зная этого. И великий Пророк (еще не все понимали, что Христос – это Бог, Спаситель мира, кто-то считал Его пророком, целителем, учителем), вот этот духовный и уважаемый Человек, к Которому она тоже прикоснулась, осквернив Его, почувствовал это, остановил всех, так как была очень большая толпа, и спросил апостолов: «Кто прикоснулся ко Мне?» 

Апостолы говорят: «Наставник! Народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся?» Он отвечает: «Прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня». Господь имел в виду исцеляющую силу, благодать. И тут женщина поняла, что Он все это видит, знает; наверняка узнал, кто прикоснулся, просто Ему надо было, чтобы она открылась. 

И ведь она в тот момент исцелилась, как написано в Евангелии: источник крови в тот момент исцелился, женщина стала здоровой и почувствовала это. Она призналась, и Господь ей сказал: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя; иди с миром». Какие еще нужны законы, постановления Соборов? 

– Батюшка, у нас осталось совсем немного времени, и я не могу не спросить у Вас: как все-таки женщинам поступать во время паломнических поездок, если вот это время выпадает на критические дни? 

– Когда я приехал в Иерусалим, то начальник миссии, который был передо мной (ныне это архиепископ Подольский Тихон, человек очень строгий, он в духовной семинарии в Троице-Сергиевой лавре заведовал практиками, преподавал, то есть это человек, знающий законы, их нюансы), передавая мне дела, сказал: «Ты знаешь, если женщины приезжают в паломничество в период, когда у них начинаются критические дни, то ничего, все равно они могут причащаться, могут прикасаться к святыням». Это чисто местное иерусалимское постановление. 

И это не он придумал – он узнал об этом от предыдущих начальников миссии. Вообще в Иерусалиме это принято, потому что многие люди могут раз в жизни позволить себе приехать в Святую Землю, и есть вот такое послабление – постановление о том, что ничего страшного в этом нет. Как раз вот эта евангельская история о Христе и кровоточивой женщине, которую я сейчас пересказал, о том говорит. Любой женщине в Святой Земле Сам Христос говорит: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя» (то есть: «пожалуйста – приступай к любой святыне»). 

Поэтому я думаю, что эти меры – для послабления женщинам: если тебе тяжело в эти дни, то посиди дома – не надо в толпу, не надо долго стоять, не надо натощак куда-то идти и так далее. Это все можно сделать в любой другой день. 

– Спасибо, отец Исидор. 

Дорогие телезрители! Поскольку в вопросах женской нечистоты нет единого мнения или какого-то канона, нам остается посоветовать смиренно слушать своего духовника. Спасибо за то, что были с нами. До новых встреч! 

Ведущая Екатерина Соловьева 
Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать