Слово (Санкт-Петербург). Смысл и значение прогресса для человечества

14 августа 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с историком, искусствоведом Юрием Алексеевичем Соколовым.  

– История человечества – это постоянное развитие. Со времен эпохи Просвещения, согласно рациональным теориям, считается, что это развитие осуществляется непременно от простого к сложному и от плохого к хорошему, жизнь становится сложнее, но в то же время лучше. Именно это и называется прогрессом. О смысле и значении прогресса для человечества сегодня мы поговорим с историком Юрием Алексеевичем Соколовым. 

Прогресс как безостановочное действие очевиден. Но возможна ли иная форма человеческой истории? И вообще в чем смысл прогресса? 

– Смысл прогресса в том, что становится лучше, жизнь становится безопаснее. Вот сегодня она стала безопаснее? При наличии химического оружия, атомного оружия, биологического оружия, при таком удивительном развитии разного рода тайных обществ, разведывательных сообществ, которые то ли союзничают, то ли проказничают, что-то делают, но совершенно автономно от правительства и уж совершенно автономно от народа? Вряд ли. 

Прогресс – это когда стало легче жить. Легче стало жить? Вряд ли. Прогресс – это когда стало больше добрых и талантливых людей. Их стало больше? Вряд ли. Когда мы говорим о прогрессе, мы говорим о том, что стало лучше. Но нам скажут, что вот в Санкт-Петербурге на Невском проспекте дома были в лучшем случае трехэтажные или четырехэтажные с мансардами, а сегодня мы строим 28-этажные дома. И что? 

Когда к вам приедет кто-то из знакомых, кто никогда не бывал в России, в Петербурге, вы его с гордостью поведете куда? На Дальневосточный проспект, на проспект Ветеранов, на Северный проспект, на Парнас? Нет. Вы его поведете на Фонтанку, к Александринскому театру, к Дворцовой площади, потому что вот там чудо. И вот в этот момент вы вдруг понимаете, что никакого прогресса (во всяком случае, в архитектуре и градостроительстве) не существует. 

Вот вы включаете старый патефон, и оттуда звучит голос Антонины Васильевны Неждановой, Федора Ивановича Шаляпина, Энрико Карузо, Маттиа Баттистини, Титта Руффо… Вы вспоминаете современных певцов (даже и в классическом репертуаре) и понимаете, что это вещи несопоставимые. Здесь тоже нет прогресса. Даже глядя на прославленный «Черный квадрат» и вспоминая Леонардо, Микеланджело, Фра Филиппо Липпи, Веласкеса, Рубенса, Рембрандта (Боже, сколько их было!), вы понимаете: «О нет, прогресса здесь тоже не существует». 

Почему я говорю о культуре и искусстве? Искусство – это качество цивилизации. Искусство безусловно, безупречно, жестко обозначает степень здоровья и нездоровья. Так вот, если говорить об искусстве, то мы сегодня, в Год театра, вспоминая Москвина, Мейерхольда, Ливанова, Книппер-Чехову, или совсем еще недавно великий БДТ, или прославленный Малый театр в Москве, или Александринский театр с прославленными мастерами, понимаем, что сегодня мы находимся в пустыне. 

Так вот, мы говорим, что в этой сфере нет прогресса; тогда в какой сфере он есть? В технической? Но, простите, туалеты со сливными бачками были в древнем Китае и в древнем Риме, там же была канализация, так что сегодняшней цивилизации порадоваться здесь нечему. Количество смертей в этом мире такое же, как и прежде, их даже становится больше. 

Есть другая проблема. Когда мы говорим о кризисе в искусстве и отсутствии прогресса здесь, мы говорим о том, что вообще-то в сфере интеллектуальной, душевной и уж тем более духовной прогресс не наблюдается. Наблюдается «диминуэндо», и оно опасно, потому что говорит об удивительной мере опустошения и разочарования. 

А в технической сфере – да, наверное, мы обнаруживаем какой-то прогресс. Только зачем? Ведь здесь каждая разгаданная задача, каждое новое решение порождают новую проблему; и не одну, а сразу много – две, три, десять. И вот этот вал новых проблем в рамках технократического прогресса и душевного «диминуэндо» пугает, настораживает, заставляет нас пребывать в состоянии повышенного дискомфорта, с ощущением чувства опасности в этом мире. 

– Но значит ли это, что слово «прогресс» может иметь негативное значение? 

– Именно негативное значение это слово и имеет; во всяком случае, применительно к нашему времени. Необязательно завтра будет то же самое, необязательно когда-то это было так. Вопрос ведь в том: прогресс чего? Если это очередное улучшение формы сливного бачка, если это еще одна форма подводной лодки, которая может уничтожить гораздо больше, чем уничтожала прежняя, если это какая-то новая сверхбомба, которая может одновременно уничтожить все человечество, Солнечную систему, Галактику, а может быть, даже и Вселенную, – да, это прогресс. Только зачем он? 

– А есть ли какая-то альтернатива прогрессу? 

– Альтернатива прогрессу очень простая: надо плюнуть на прогресс, уехать в деревню, снять обувь и утром по росе пойти на речку – посмотреть на эту красоту, в совокупность всей этой красоты, не рассматривать это как формы, не опасаться, не анализировать... Человечество вообще-то не приспособлено… Оно появилось совсем недавно. Может быть, 150 тысяч лет назад (ну, вероятно, через какое-то время будем говорить про 200 тысяч лет, но все равно в пространстве истории Земли это совсем немного). Так вот, когда мы появились, мы не были предназначены для урбанистических ценностей. 

Мы были предназначены для природы, для того, чтобы жить в этой природе и в ладу с этой природой, в ладу с животными в этой природе. Для того, чтобы ритмы нашей жизни соответствовали ритмам Солнечной системы, круговращению Земли, чтобы мы воспринимали эти запахи… 

Вдумайтесь, сегодняшний человек (например, мой студент, когда приезжает в институт) в течение полутора часов может встречать больше людей, чем европейский средневековый человек встречал за всю свою жизнь. А ведь он на это реагирует, каким-то образом позиционирует свое отношение – организм это делает. Он перенапрягается, находится в состоянии повышенного раздражения и стресса. 

И, кстати, пространство от Северного проспекта, от проспекта Ветеранов до центра города – это сколько? Это километров восемь; может быть, десять. Сколько нужно времени, чтобы проехать это пространство на пролетке? Меньше часа. Сегодня мы, имея такие удивительные машины, которые развивают скорость до 120, до 160, до 200 километров в час, затрачиваем на это приблизительно столько же времени и даже больше. А если мы попадаем в пробку, то остается развести руками. 

Как же так? А зачем тогда нам вот этот самый прогресс? Конечно, мы зашли в своем развитии куда-то очень далеко. И не туда, куда надо. По какой причине, сложно сказать, и сейчас мы с Вами ее даже не назовем. Мы открыли что-то такое, что нам, в общем, было не нужно. Можно открыть? Можно. Но зачем? И при этом мы, кажется, утратили самих себя. Мы утратили себя как радостное целостное явление. 

Вот это новое поколение уже начинает жить в пространстве чистых иллюзий, существуя в плоскости Интернета – в айфоне, айподе (или что там еще?). И однажды, подключившись к какой-то программе, надев наушники и очки, человек (может быть, этого же поколения или следующего) получит в программе полное удовлетворение, полную иллюзию. 

Находясь один в темной комнате, он будет чувствовать себя победителем, героем, проникающим в гарем, или открывающим какие-то новые законы, или пересекающим моря и океаны… Но этого ничего не будет, это будет фикция, фантом. И это означает, что человек остановился. А остановиться – значит умереть. Вот к чему ведет современный технократический прогресс – к смерти. 

Даже если будет создан сверхинтеллект (вдумайтесь!) – это будет подчинение человека мертвому, потому что этот искусственный интеллект, конечно, будет мертвым, ибо человек не в состоянии превратить неживое в живое. И первое, что сделает этот мертвец с тысячами лампочек, мегаватт и прочего, – уничтожит человека. Зачем человек ему нужен? Он ему не нужен. 

– Спасибо, Юрий Алексеевич, за очень интересную сегодняшнюю беседу. 

Дорогие телезрители! История – это движение. И всякое движение имеет свой конечный результат. Существенно то, как происходит это движение – медленно или быстро, с комфортом или без него. Но главное – куда мы идем и ради какой цели осуществляется через века и тысячелетия наше с вами движение? 

Спасибо, что были с нами. До новых встреч! 

Ведущая Екатерина Соловьева 
Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать