Слово (Санкт-Петербург). Почему желание Украины иметь свою Церковь называется расколом и считается неканоническим

29 мая 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архимандритом Исидором (Минаевым).

– В январе этого года в Константинополе официально завершился процесс предоставления автокефалии Украинской Православной Церкви. Вселенский Патриарх Варфоломей вручил томос об автокефалии Украинской Православной Церкви и посох митрополиту Киевскому и всея Украины Епифанию.

Сегодня мы попытаемся разобраться, почему же желание независимого государства (Украины) иметь свою Церковь называется расколом и считается неканоническим. В гостях у нас настоятель храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге архимандрит Исидор (Минаев).

Для начала прошу Вас пояснить такие понятия, как «томос» и «Фанар». Нам часто приходится слышать эти слова с экранов телевизора.

– Фанар – это местность в Стамбуле. Как, например, Купчино, Черемушки, Таганка, Пять углов. Просто есть местность, где проживали греки, и у них была там своя Патриархия. Когда Константинополь пал, то Константинопольская патриархия ужалась (с позиций турецкой юриспруденции): это такая местность, где несколько храмов и пастырь, который окормляет греческую диаспору, не больше.  Вселенским патриарха Варфоломея, которому лучше бы сейчас называться Стамбульским, никто в Турции не почитает. Кроме того, в этой маленькой Церкви тоже есть раскол. То есть Фанар – это местность, где находится Патриархия. Например, у нас она находится в Москве в Чистом переулке, поэтому говорят: «Епископа вызвали в Чистый». А там говорят – «на Фанар».

Томос – очень простое название (правильно произносить «томас»); это просто указ, постановление, не больше. Томос – это практика последних веков. Разве Христос или апостолы (Петр, Павел или Фома в Индии), которые созидали Поместные Церкви, писали томос? Ничего такого не было. Все было вокруг Евхаристии, литургии, епископа. А эта канцелярия уже больше от римского права. Поэтому если спросить, где томос у Константинопольской Церкви, – его нет. Думаю, и у Иерусалимской Церкви томоса нет, и у других древних Церквей. Поэтому томос может быть, а может не быть; вот и все, собственно.

– А имеет ли Вселенский Патриарх каноническое право вмешиваться в самостоятельность других Церквей?

– Конечно, не имеет, потому что у нас нет учения о том, что он первый (примат). Он первый среди равных: он может возглавить собор, заседание патриархов или их представителей (бывают патриархи старенькие, не могут приехать), не больше. Он может только созывать собрания, озвучивать разные вопросы, ставить их на голосование. Причем в Церкви так принято, что должно быть полное согласие, то есть если какая-то Церковь против решения, значит, оно отменяется; и ничего не меняется, пока не будет единогласия.

Поэтому по украинскому варианту он имел право просто собрать совещание. Хотя это тоже некорректно, потому что Украина – это не отдельная Церковь; они как бы отдельные, но внутри всей Русской Православной Церкви.

– Отец Исидор, почему у Православной Церкви Украины нет патриарха, а есть только митрополит? Кого же они поминают на богослужениях?  

– В этой раскольнической Церкви (ПЦУ) первым они поминают Патриарха Константинопольского, а потом поминают своего лжепредстоятеля Епифания. Но когда Епифаний служит как глава Поместной Церкви, он поминает и нашего Патриарха Кирилла, потому что он обязан поминать всех Патриархов, глав всех автокефальных Церквей. Так что вот такой казус.

Кроме того, непонятен статус Филарета, который говорит, что он патриархом был, есть и будет. Константинополь его патриархом не признает, его воспитанник Епифаний – в затруднении. Вообще вся Церковь у них в затруднении, потому что никто из Поместных Церквей их не признал, кроме самого Константинопольского Патриарха, который, собственно, их и учредил. И какие-то афонские монастыри, которые очень сильно зависят от Константинопольского Патриарха, тоже принимают их делегации. А те, которые меньше зависят, не принимают. То есть на Афоне тоже маленький раскол из-за этой украинской темы. А из всех других ни одна Церковь не прислала никаких поздравлений, приглашений, делегатов. Это очень просто проверить. Пусть представители ПЦУ поедут и попробуют послужить на Гробе Господнем или в монастыре Святой Екатерины на горе Синай, где когда-то Моисею были даны скрижали Завета, – никто их нигде не примет.

Я думаю, сейчас это прояснится еще и по-другому. Войдет чуть-чуть новый «воздух» в правительственные структуры, и канонический митрополит Киевский Онуфрий будет приглашать на разные праздники глав автокефальных Церквей (например, Иерусалимского, Александрийского, Антиохийского Патриархов). Они прибудут, они уже не раз приезжали в Киев, но с кем они будут служить? С Епифанием? С Филаретом? Нет, конечно. Только с каноническим митрополитом Онуфрием.

Украинцы – не такие глупые люди, они понимают, что осетрина второй свежести – тухлая. Как писал Булгаков, «свежесть бывает только одна – первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, это означает, что она тухлая». Поэтому вся эта мнимая автокефалия – не первой свежести, она никому, собственно, не нужна.

– Получается, они искали самостоятельности, а приобрели зависимость.

– Да, они приобрели большую зависимость. Потому что есть указ или распоряжение (не знаю, можно ли это назвать томосом; по-моему, он так не озаглавлен) патриарха Алексия II. На Украине был экзархат (это как бы наше представительство), и у Филарета, который тогда был митрополитом Киевским и Галицким, был еще титул «экзарх всея Украины». В 1990 году патриарх Алексий II (не единолично, а после решения Собора епископов Русской Православной Церкви) даровал Украинской Церкви автономию, причем очень широкую автономию: они сами поставляют епископов, сами учреждают новые епархии, то есть они полностью независимы. И с 1990 года ни одной копейки в Московскую Патриархию с Украины не поступило, все остается у них.

Так что они имели большую автономию (каноническая Украинская Церковь и имеет). А эти имели всё (потому что сами себя поставили патриархами и даровали себе все, что хотели), а в итоге стали как бы провинцией Константинополя – теперь без Константинопольского Патриархата нельзя ни новую епархию открыть, ни епископа поставить, ни решить какие-то серьезные судебные вопросы (лишение сана, например). Плюс надо платить. Еще непонятно, зачем Константинополь на территории этой новообразованной Церкви сделал свой экзархат, типа «это все равно мое». То есть это опять же для финансовых вливаний. Ну, пожалуйста: что хотели, то получили.

– Отец Исидор, а можно эту ситуацию раскола на Украине вернуть в  каноническое русло?

– Я боюсь, что на это уйдут долгие годы; может быть, десятилетия. Мне кажется, это так же трудно, как с политической точки зрения на сегодняшний день сделать опять Украину другом России, когда разорваны многие контакты, контракты, договоренности, когда ожесточенность, информационная война. И не только информационная; идут и реальные военные действия.

К сожалению, уврачевать это, мне кажется, очень трудно. Именно потому и предусмотрена такая тяжелая кара за учинение раскола, как анафема – отлучение от Церкви, потому что это очень тяжелый грех, очень тяжелая рана, которая не зарастает десятилетиями, а то и столетиями. Потому что разрушить легко, а созидать трудно.

Я думаю, мы отличаем украинский народ (святой, добродушный, трудолюбивый, красивый, талантливый) от правителей, которые под протекторатом Запада захватили власть. Этот народ, конечно, страдает, страждет, но мягко внутренне упирается. Если их там обрабатывают информационно и политически не все благополучно, и финансово, и социально, то хотя бы выбрать, в какой храм ходить, они могут правильно. Потому что украинцы – народ в этом смысле дотошный, более церковный, чем россияне когда-то. Я считаю, что в советское время украинцы сохранили веру, с Украины очень много людей приходило в семинарию, они не боялись и хранили веру. В Львовской области, в Западной, Центральной Украине было очень много храмов, больше, чем, например, в Сибири, Центрально-Черноземном районе. Это народ – хранитель православия. Поэтому они понимают, что такое «канонично» (что есть каноны) и что национализм не важнее Евангелия.

Так что, думаю, со временем это как-то уврачуется; если не будут это подогревать политически, то уврачуется. Но сделано для разделения очень много, к сожалению.

– Спасибо, отец Исидор, за полезную для каждого из нас беседу.

Дорогие телезрители, на сайте slovotv.ru вы можете посмотреть все выпуски, посвященные церковному расколу на Украине. До новых встреч!

Ведущая Екатерина Соловьева

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать