Слово (Санкт-Петербург). Духовная составляющая подвига русского народа в Великой Отечественной войне

30 января 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Александром Глебовым, преподавателем Санкт-Петербургской духовной академии.

– В этом году наша страна отмечает 75-летнюю годовщину снятия блокады Ленинграда. Это памятная дата для всей нашей страны. Блокада Ленинграда длилась почти 900 дней и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества. Но город выстоял. Город выжил. В связи с этим сегодня хочется поговорить о духовной составляющей подвига русского народа в Великой Отечественной войне. В гостях у нас преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Александр Глебов.

Военная и политическая победа Советского Союза в Великой Отечественной войне очевидна и не вызывает никаких сомнений. Но в свете этой победы можно ли говорить о нашей духовной победе над агрессором?

– И да, и нет. Ответ на Ваш вопрос зависит от того, что мы вообще подразумеваем под духовной войной, а следовательно, под духовной победой или духовным поражением. Совершенно очевидно следующее: мы не можем военную и политическую победу одного государства над другим аргументировать духовной победой одного народа над другим народом. Просто потому, что наши земные войны не являются зеркальным отражением духовной войны. Подобные представления были свойственны  древней мифологии, когда люди считали, что их баталии на земле являются отражением небесных схваток между богами. И чьи боги выигрывают на небе духовную войну, та армия побеждает и на земле. Но мы с вами не древние греки и не язычники, а христиане, поэтому мы должны понимать, что наши земные войны и наша духовная война, наша невидимая брань – это далеко не одно и то же.

Земная Церковь называется воинствующей, и каждый христианин – воин по определению. А вот то, что такое духовная война и против кого она ведется, мы находим у апостола Павла в 6-й главе Послания к Ефесянам: Наша брань не против крови и плоти (то есть не против людей), но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Значит, каждый христианин находится в состоянии войны, но не с людьми, а со злыми духами.

Понятно, что противостоять столь грозной силе человек один на один не может, потому что слаб. Поэтому далее апостол говорит о том, как надо подойти к этой войне, с каким оружием и в каких доспехах. Он пишет: Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.

Вот что такое духовная война – это война с действием дьявола в человеке, это борьба с грехом. И победа в этой духовной войне называется покаянием. Поэтому говорить о том, что наряду с военной и политической победой мы еще одержали и духовную победу над фашистской Германией, было бы не совсем корректно. Потому что духовная победа одерживается не над кем-то. Духовную победу человек может одержать с помощью Божией только над самим собой.

– Духовная борьба и духовная жизнь – это то, что свойственно людям верующим. Но ведь на войне было немало героев среди атеистов. Их подвиг тоже имеет духовное измерение?

– Во-первых, когда люди оказываются перед лицом смерти, количество атеистов резко уменьшается. Какие мысли приходят человеку в последние секунды его жизни, когда он уже ощущает дыхание того мира, само бытие которого он до этого, может быть, отрицал? К кому обращены последние слова, последние мысли, последние просьбы умирающего человека? Есть показательный эпизод в Евангелии, когда один из распятых на Голгофе со Христом разбойников обратился к Нему с просьбой о спасении его души после смерти, которая вот-вот наступит. Он просит Христа: «Вспомни обо мне, Господи, когда придешь в Свое Царство». Поэтому не все жившие как атеисты атеистами умирают.

Что касается земного подвига, вне зависимости от того, совершил его человек верующий или неверующий, он имеет исключительно духовное измерение. То, что я сейчас цитировал из Послания апостола Павла к Ефесянам, его определение духовной войны, – это библейское (следовательно, церковное) определение духовной войны. Но ведь в более широком смысле мы можем сказать, что духовная победа – это доминирование духовной жизни человека над жизнью физической. Ведь душа (следовательно, и духовная жизнь, и духовная борьба) есть у каждого человека, в том числе и у атеиста, независимо от того, признает он ее наличие у себя  или не признает. Ведь если человек не признает бытие Бога, то это Бога не отменяет. И все равно каждый человек – образ Божий.

В повседневной жизни мы иногда можем наблюдать, когда люди, далекие от религии и от Церкви, являют очень добрые христианские качества. Человек позиционирует себя как атеист, а вместе с тем его можно поставить в пример многим верующим и церковным людям: и доброта у него есть, и порядочность, и мораль. Святым можно было бы назвать, но нельзя, потому что всякая святость исходит от Бога, а Бога он отрицает. Все это и есть проявление образа Божия, живущего абсолютно в каждом человеке, даже если сам человек и не считает себя носителем образа Божия.

Так вот, к вопросу о духовной победе. Наш народ одержал не духовную победу над Германией, а духовную победу над самим собой. Говоря языком Священного Писания, мы подчинили плоть духу. Духовная победа являла себя, когда солдаты под градом пуль поднимались в атаку; когда они грудью закрывали пулеметные дзоты, чтобы атака не захлебнулась; когда люди в фашистских застенках подвергались чудовищным пыткам и не выдавали своих товарищей; когда в блокадном Ленинграде кто-то отдавал кусок хлеба ребенку, чтобы он жил, а сам умирал. И таких примеров не счесть. Ведь это же все доминирование духовной жизни над физической: над инстинктом самосохранения, над страхом страдания и смерти; когда вопрос стоял так: не как сохранить жизнь любой ценой, а как победить любой ценой, даже ценой собственной жизни. Вот эта духовная победа нашего народа породила массовый героизм, который и предопределил нашу победу в Великой Отечественной войне.

– Смерть за Христа и смерть за Родину: в чем разница? В обоих случаях речь идет о преодолении самого себя, о мужестве, любви, жертвенности. Почему людей, отдавших жизнь за Христа, Церковь называет святыми, а тех, кто сделал то же самое, но с другой целью, Церковь глубоко почитает, но как героев, а не как святых?

– Разница очень существенная. Что касается смерти за Родину, здесь, в общем-то, все понятно. Для того чтобы страна (особенно такая страна, как наша, которая всегда находилась не в самом дружественном окружении) могла выжить и нормально существовать, ее надо защищать. Те люди, которые ценой своей жизни отстояли свободу и независимость нашей Родины, – герои, вне зависимости от их религиозной или национальной принадлежности. А вот смерть за Христа, мученичество за Христа – это подвиг совершенно иного порядка.

Когда мы говорим, что кто-то отдал жизнь за другого, – что это значит? Это значит, что кто-то умер для того, чтобы другие люди жили. Солдаты во время войны умирали, чтобы мы жили. Но ведь в этом смысле мы не можем отдать жизнь за Христа, потому что бытие Бога, Его вечность от нас не зависит. Если солдаты не будут отдавать жизнь за Родину, то Родины не будет. Но если мученики не будут умирать за Христа, Христос же все равно будет. Не люди отдают жизнь за Христа, чтобы Он жил, а Христос отдал жизнь за людей, для того чтобы мы имели жизнь вечную.

Родина нуждается в нашей защите, а Бог в нашей защите не нуждается – это мы нуждаемся в Его защите. Есть в Евангелии такой эпизод. Когда пришли в Гефсиманский сад арестовывать Христа, то апостол Петр решил заступиться за Него: он выхватил меч и ранил одного из нападавших. Христос охладил его пыл: «Вложи свой меч в ножны. Неужели ты считаешь, что Я не могу умолить Моего Отца, чтобы Он послал Мне защиту? Это происходит потому, что так и должно происходить».

Так вот, в чем отличие героев войны, которые отдали жизнь за Родину, и мучеников, которые отдали жизнь за Христа? Мученики отдали жизнь, скорее, не за Христа, они умерли со Христом; они разделили Его смерть, чтобы разделить Его вечную славу. Как говорил апостол Павел: чтобы быть сообщником Воскресения Христа, надо быть сообщником и Его смерти. И это касается не только мучеников, но и вообще любого христианина.

Богу от нас ничего не нужно, Бог ни в чем не нуждается. Мы в Евангелии читаем, что Христос никогда ни у кого ничего не просил, это за Ним ходили толпы людей, которые обращались к Нему с различными просьбами. Ему только один раз потребовалась помощь – Он не мог донести Свой крест до Голгофы, и Симон Киринеянин Ему помог.

Каждый из нас должен понимать, что когда мы проходим в этой жизни через испытания, мы подставляем свое плечо под крест Христов. Это, собственно, единственное, что мы можем для Него сделать. Больше Ему ничего не надо – мы можем только помочь нести Ему Его крест. И миллионы людей во время Великой Отечественной войны так и воспринимали выпавшие на их долю испытания.

– Как Вы думаете, какие выводы можно сделать из Великой Отечественной войны?

– Господь сказал так: «Царство, разделившееся само в себе, не устоит». В 90-х годах прошлого века мы наблюдали, как наша страна чуть было не развалилась и не рухнула, потому что слишком много было разделений. Люди были разделены по социальному признаку,  политическому, этническому, религиозному; своих сограждан, своих соседей чуть ли не врагами считали. Огонь Великой Отечественной войны сплавил воедино то, что было сложно соединить в мирное время. В одних окопах воевали и белые, и красные, и верующие, и неверующие, и сотрудники НКВД, и вчерашние политические заключенные, и представители всех национальностей тогдашнего Советского Союза.

Поэтому что касается вывода из этой войны, я бы сказал следующее. Служение Родине, патриотизм – это та единственная объединяющая основа, которая способна обеспечить непобедимость и процветание нашего государства.

– Спасибо, отец Александр, за прекрасную сегодняшнюю беседу.

В своей поэме «Реквием», посвященной героям Великой Отечественной войны, Роберт Рождественский писал о том, что через века мы должны помнить о тех, кто уже не придет. Это надо не мертвым, это надо живым! Да, это надо нам, живым. Дар жизни обязывает нас помнить о наших предках, молиться за них. Неблагодарность обесценивает их подвиг и ведет к повторению беды... Мирного неба нам всем над головой!

Ведущая Екатерина Соловьева

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать