Слово (Санкт-Петербург). Об истории монашества

23 января 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с историком, искусствоведом Юрием Алексеевичем Соколовым. 

– Мы не всегда задумываемся о полноте значения тех или иных терминов. Мы не всегда понимаем, как взаимодействуют те или иные понятия в пространстве исторического времени. Неопределенность и относительность провоцируют  исторические манипуляции. В этом мы убедились во время нашей прошлой беседы с историком Юрием Алексеевичем Соколовым. Сегодня продолжим начатый  разговор.

Юрий Алексеевич, мы с Вами говорили о том, как формировались церковные и светские иерархии. В связи с этим вопрос. Монашество появилось еще в эпоху Римской империи, было и в западной ее части, и в восточной. Чем оно различалось?

– В сущности, на раннем этапе – ничем. Вообще не отличается и сегодня; не должно отличаться. Монах – это инок, человек, который живет иной жизнью, не нашей жизнью; там совершенно другие правила. Понятно, что традиционно монашество начинается в Египте. Сначала это Павел Фивейский, который проживает где-то на окраине своего поместья. Потом появляется Святой Пасхалий, который создает общежительный устав. Сам он бывший военный, он и создает монастырь как военную организацию, где все предусмотрено, все разделены на десятки. В общем, учитывая ситуацию того времени, мы можем сказать, что это общежительная форма монашества – какое уж тут, простите, иночество? Какое тут одиночество? Какое  мышление о Боге? Самая настоящая военная часть, которая занимается хозяйственной жизнью; правда, на основе христианства. Но, с другой стороны, это форма решения социальных проблем людей одиноких, людей, оказавшихся вне социума. Они таким образом спасаются: они избавляются от нищеты, от того, чтобы стать бандитами. Это хорошо.

В это же самое время появляется Аммоний Александрийский. Это опыт, который будет очень распространен по всей Азии, – опыт проживания в пещерах, на большом расстоянии друг от друга, но так, чтобы слышать друг друга, если нужна будет помощь. Они собирались раз в неделю для того, чтобы совершить литургию. Это уже форма, я бы сказал, более свободно позволяющая человеку существовать. Так что мы видим разные попытки найти эти формы.

…Мир античный переходит в темные века Средневековья, и это очень болезненно, драматично и страшно... Одному человеку выжить в этом мире тяжело. И он искушаем. Вспомним еще одного святого – Антония Великого (в Египте): какие искушения были ему посланы! Он их выдержал, но он – великий. А сколько людей не выдержали?.. Здесь очень важен партнер, здесь очень важно общение друг с другом. Общение всегда великая вещь, потому что в диалоге решаются очень многие проблемы. Поэтому необходима какая-то форма социального существования. И она была довольно четко отработана в западной части империи созданием городских и загородных монастырей, таких обителей, которые были  одновременно и школами, и больницами. Это были формы одновременно и духовного, и социального служения. Хотя, конечно, там тоже безобразий было много, и с этим столкнулся, в общем-то, подлинный основоположник западного монашества Бенедикт Нурсийский (это уже 30-е годы VI века).

– Юрий Алексеевич, чем отличаются рыцарские ордена от монашеских орденов? Такой парадокс: рыцари-монахи. Это как?

– Тут надо сначала уяснить такую простую вещь: что такое вообще монашеские ордена. Бенедикт Нурсийский и создал первый орден. Что такое орден? Система. Он создал первую монашескую систему. Конечно, полезно бы почитать устав Бенедикта Нурсийского... Там говорится о том, что монах – это солдат Церкви, он идет в авангарде, он погибает, он осваивает новые земли, он учит, он лечит, он просвещает. Это отряд, легион. Это было принято. Когда в Монтекассино в Италии он получает землю и создает там свою обитель, это имеет колоссальный успех, потому что эта форма может быть контролируема, она существует на основе устава. А устав – это то, что монах должен знать не просто наизусть, он должен думать словами устава. И там расписаны все ступени повышения, все ступени духовного совершенствования. Это можно контролировать.

Григорий Двоеслов (папа Римский), который, по сути, и создал, отформатировал окончательно католическую западную иерархию (это VI век), конечно, утвердил устав ордена, он способствовал процветанию этого ордена. И было создано довольно много обителей по всей Европе; 15 тысяч монастырей в Западной Европе одних только бенедиктинцев. А потом орден начинает вырождаться. Тогда появляется инициативная группа с активными молодыми монахами, которые говорят: мы хотим вернуться к прежнему замечательному образу жизни. Они уходят, и если среди них появляется человек достаточно независимый, со средствами, то тогда они создают как бы новую обитель. Вот так появляется рядом с бенедиктинским монастырем монастырь цистерцианцев (местечко Сито). А потом он начинает вырождаться и появляется еще один. Появляются камальдулы и так далее, и так далее. Орден – это система, причем, как видите, система, которая обновляется.

А вот что касается рыцарей-монахов, то тут давайте разделим... Есть просто рыцарские ордена, мы называем их наградами; на самом деле это знак принадлежности к какой-то рыцарской корпорации (или военной корпорации, гражданской корпорации), и вы туда входите, потому что это заслужили своим трудом или подвигами. И когда вы вышли на ту или иную более высокую иерархию, вы получаете соответствующий знак.

Рыцари-монахи – это доведенная до логического конца мысль Бенедикта Нурсийского: монахи – это солдаты Церкви; это люди, которые являются одновременно монахами и рыцарями, то есть воителями, они посвящают всю свою жизнь сражению за Церковь. При этом рыцарей-монахов мы с вами должны разделить тоже на две части. Есть так называемые Иерусалимские ордена: тамплиеры (год создания1198-й), иоанниты, они же госпитальеры (начало XII века) и тевтоны (1150 год). Это те ордена, которые созданы на Святой Земле. А есть так называемые ордена Реконкисты: Алькантара, Калатрава и Сантьяго; они созданы примерно в это же время, но их предназначение – освобождение Испании от арабского владычества.

Если все Иерусалимские ордена подчинены непосредственно папе Римскому (через своего генерала, конечно), то что касается орденов Реконкисты, они подчинены непосредственно королю Кастилии (потому что все эти ордена находились на территории Королевства Кастилия и Леон), ну а потом – королю Испании.

Если мы говорим об орденах монахов-рыцарей или просто об орденах монашеских, то в любом случае должны иметь в виду, что это системы, которые, конечно, развивались, они становились более сложными. Во главе каждого ордена стоит капитул (то есть совет), во главе капитула стоит генеральный аббат, и он непосредственно подчиняется папе Римскому. У капитула есть так называемые монастыри в провинциях во главе с аббатами-префектами; им подчиняются обители, которые называются «обители десяти» – это те монастыри, которые управляются аббатами-деканами, а уже им подчиняются маленькие десять обителей, как правило. Таким образом, перед нами довольно развитая, но мгновенно при необходимости мобилизуемая церковная монашеская система.

– Спасибо, Юрий Алексеевич! Тема очень широкая. Может быть, мы с Вами продолжим разговор в нашей следующей передаче.

Ведущая Екатерина Соловьева

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать