Слово (Санкт-Петербург). О молитве

16 января 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с преподавателем Санкт-Петербургской духовной академии протоиереем Константином Константиновым.

– Святые отцы говорят: чтобы жило наше тело – необходимо питание, чтобы жила душа – нужна молитва. Почему слова, обращенные к Богу, имеют такую живительную силу? Почему с помощью молитвы в человеке происходит преображение, улучшается его душевное состояние, а иногда сходят на «нет» симптомы даже самых тяжелейших заболеваний? Ответы для верующего человека на эти вопросы понятны. А что же говорит наука? Есть ли какие-то научные доказательства благотворного влияния молитвы на состояние человека? Об этом мы поговорим с сотрудником Института экспериментальной медицины (г. Санкт-Петербург), кандидатом биологических наук протоиереем Константином Константиновым.

Скажите, в вашем Институте экспериментальной медицины проводились какие-либо исследования влияния молитвы на состояние человека?

– Современная научная работа всегда планируется: утверждается какая-то тема, ставится определенная задача, то есть всегда существует некоторый достаточно масштабный план исследовательской работы. И в этой связи институт не ставил перед собой задачу такого планомерного изучения особенностей работы мозга во время молитвы. Но здесь я должен пояснить, что когда мы проводили исследования, посвященные изучению механизмов работы мозга, к нам приходили люди, которые во время этих исследований молились. Это добровольцы, у которых мы регистрировали электроэнцефалограмму, и я знаю, что некоторые из них молились (они об этом сообщали, это были верующие люди). Таким образом, нам приходилось наблюдать некоторую динамику ритмов электроэнцефалограммы во время молитвы у этих испытуемых. Но подчеркну, задачи исследования были совершенно другие. И я должен сразу сказать (хотя, может быть, это разочарует кого-то), мы при этом ничего особенного не наблюдали в изменениях ритмики мозга.

Один раз мы все-таки провели условно планомерное исследование на одном испытуемом, на одном верующем человеке, добровольце, который сам вызвался принять участие в таком исследовании. Исходная постановка вопроса была следующая: этот замечательный человек утверждал, что во время глубокой молитвы деятельность мозга как бы останавливается, это якобы и есть чистая молитва. Мы предложили: «Давайте попробуем. Вы будете глубоко молиться, как Вы умеете (здесь надо подчеркнуть, что у этого человека был достаточно большой молитвенный стаж, более тридцати лет), а мы посмотрим Вашу электроэнцефалограмму, то есть работу мозга во время Вашей глубокой молитвы». Должен сказать, то, что мы наблюдали, подтвердило наше предположение: никакой «остановки» (в кавычках) работы мозга мы не наблюдали. Напротив, наблюдали активацию тех зон, которые связаны с речевой деятельностью, с ассоциативной (или, попросту, с когнитивной) деятельностью, то есть в основном наблюдалась активность височных и лобных отделов, если это кому-то интересно.

Необходимо отметить, что по исследованию механизмов работы мозга во время молитвы литературы совсем немного, но она все-таки есть. Это единицы статей; есть зарубежные, американские исследования, есть наши. Удивительно, что их результаты не совпадают друг с другом, результаты очень разные. В отечественных исследованиях говорится о том, что мозг как бы приближается к состоянию, когда наблюдается остановка или замедление его работы (в чем, кстати, мы усомнились в свое время, проводя наши наблюдения). Работа, выполненная американскими исследователями, говорит, что как раз не наблюдается «остановки» (подчеркиваю, в кавычках остановки) или замедления работы мозга, а, наоборот, наблюдается увеличение активности тех областей, которые в общем и целом можно охарактеризовать как связанные с общением, речевой деятельностью, с усилением внимания. Вот что на сегодняшний день вкратце известно о физиологии молитвы, если так можно выразиться.

Конечно, это вопрос более обширный и касается не только изменения каких-то электроэнцефалографических параметров. Я думаю, что те параметры, которые интересуют многих людей в связи с молитвой, вообще вряд ли можно назвать физическими. Знаете, это попросту благодать, если говорить совершенно честно, откровенно и просто, на языке верующих людей. То есть во время молитвы человек стяжает благодать. Можно ли измерить благодать – очень сомневаюсь в этом.

– А как правильно молиться? Ведь молитва молитве рознь. Мы можем прочитать и Покаянный канон, и акафисты. Но не лучше ли современному человеку, загруженному множеством дел, довольствоваться только одной молитвой «Отче наш»?

– Мне кажется, здесь разумно сослаться на святоотеческое предание и современные духовные учебники. Можно назвать, например, замечательную книгу протоиерея Вадима Леонова «Основы православной антропологии», где перечисляются как раз виды и типы молитвы (с точки зрения содержания). На основе этого критерия перечисляются некоторые стандартные типы молитвы: прошение, покаяние, благодарение, славословие. Это и есть основные типы молитвы с точки зрения содержания.

В молитве «Отче наш», как ни странно, все эти моменты отражены: есть обращение, есть покаяние, славословие, благодарение. Хотя ничего странного нет – ведь это молитва Господня, ее дал Сам Господь. Все эти смысловые моменты так или иначе содержатся и в утреннем и вечернем правиле: там тоже есть и обращение, и покаяние, и прошение, и благодарение, и славословие; все это есть в тех молитвах, которые нам уже даны и изложены в молитвослове.

Я понимаю, что современный человек загружен разными проблемами, заботами, треволнениями. Хочется дать оценку этим заботам – это суета; но воздержимся; это, конечно, все очень необходимые заботы. Но тем не менее помолиться бывает надо. Вообще хорошо было бы, чтобы человек с самого утра, умывшись, подошел к иконе и помолился, прочел бы утреннее правило, а вечером – вечернее правило. В утренних и вечерних молитвах есть практически все, что нам надо. Там глубокие и уникальные смыслы, которые самому очень сложно придумать, но в них отображена вся суть и основной смысл молитвы, а именно приближение к Богу, общение с Ним.

– Есть такое понятие – умная молитва. Что это означает?

– По интенсивности молитвы тоже можно выделить различные ее этапы, или виды, или типы интенсивности молитвы. Самый простой, самый начальный уровень интенсивности молитвы, скажем условно, нулевой – это устная молитва, или словесная, когда, по сути, молится только наш язык, а ум, сознание пребывает неизвестно где, то есть занято своими заботами и проблемами. Это частое явление, очень характерное для нас. Эти житейские заботы часто создают для нас доминирующую мотивацию; мы продолжаем решать свои проблемы, а язык при этом молится. Спасибо нашему языку.

Как было бы замечательно, чтобы следующим этапом было наше умное прислушивание, обращение внимания на то, о чем же, собственно, говорит наш язык. Вот этот уровень и называется умной молитвой. Еще раз подчеркнем, здесь нет ничего таинственного или непонятного. При умной молитве слова молитвы находятся в нашем сознании, то есть смысл тех слов, которые видят наши глаза и произносит наш язык, доступны нашему внутреннему миру, нашему сознанию.

Например, мы читаем интересную книгу – увлекательный рассказ или захватывающий детектив. Человек полностью захвачен этим чтением, и, согласитесь, ум его как бы находится в этом сюжете. Ум и даже сердце, то есть чувства, находятся как бы внутри повествования. Вот элементарный пример умного делания, если угодно; конечно, не духовного, а совершенно мирского, обывательского.

Следующий уровень молитвы – это сердечная молитва, когда наше сердце, наши чувства («сердце» здесь мы говорим условно, это некий центр, некое средоточие нашей души) начинают реагировать на те удивительные, очень трогательные слова, которые содержатся в молитве. На самом деле, сердце не может не отозваться (если молитва регулярная, если мы молимся с умом, со смыслом) на слова молитвы, и человек умиляется.

Иногда называют еще четвертый уровень – молитва благодатная. Это уже непосредственно дар Божий, когда в ответ на молитву Господь дает человеку благодать и человек действительно способен испытать некоторое невыразимое состояние радости, мира, положительные эмоции, говоря современным языком. Наверно, этот последний уровень молитвы – редкость. Для того чтобы его достичь, нужен значительный молитвенный труд, то есть каждодневное чтение и упражнение в молитве.

– Бывает так, что мы молимся и не получаем просимое. Получается, что мы неправильно молимся и Господь нас не слышит?

– У монахов есть интереснейшее выражение: Господь нас слышит тогда, когда мы сами слышим себя. Господь нас слышит, когда смысл молитвенных слов находится в нашем сознании. Но, безусловно, Господь нас слышит всегда, даже в тех случаях, когда «молится» язык, то есть когда мы молимся лишь словами.

Почему же мы не получаем просимое? Видятся две причины. Первая – все-таки недостаточная интенсивность молитвы. Молится язык, а Господь ждет, чтобы в молитве участвовал наш ум и сердце, то есть вся личность человеческая. Второй момент (думается, он даже, может быть, более важен) заключается в том, что мы можем просить то, что нам вовсе не нужно.

Кстати, в этой связи возникает вопрос: а чего просить-то? Господь говорит: «Просите, и дастся вам». А чего просить у Всемогущего Творца? Господь отвечает: «Ищите прежде Царствия Небесного, а остальное все приложится вам». Вот что надо просить в первую очередь. Ведь человек задуман и предназначен для Царствия Небесного, для вечной благой жизни! А мы что просим? Например: «Дай, Господи, новую машину». Я утрирую, конечно, иронизирую немножко. А вот эта просьба, обращенная к Богу, об очень мирском, очень потребительском, не оскорбит ли Творца? Может возникнуть ситуация, что мы не то что не получаем просимое, а можем еще получить «по заслугам». (Смеется.) Но Господь, конечно, милостив и долготерпелив.

Так вот, ответ на ваш вопрос: мы просим то, что нам вовсе не нужно, и более того, своими просьбами мы можем оскорбить Творца. Еще раз вспомним евангельскую заповедь: «Ищите Царствия Небесного»; это гораздо больше, чем какой-нибудь холодильник.

– Спасибо, отец Константин, за интересную беседу.

Дорогие телезрители! В молитве мы, обращаясь к Богу, вступаем с Ним в общение. Человек создан и сотворен для того, чтобы быть счастливым собеседником Божиим. Но, к сожалению, со временем мы утратили этот дар. В молитве мы этот дар восстанавливаем; здесь и ответ на главный вопрос – с чем обращаться к Богу, отчего зависит сила этого обращения и как это повлияет на нашу жизнь и здоровье.

Ведущая Екатерина Соловьева

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать