Слово (Санкт-Петербург). Рождество Христово

9 января 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа со священником Максимом Устименко.

– Здравствуйте, дорогие телезрители! От всей души поздравляю вас с Новым годом и Рождеством Христовым! Рождество с древности богато на обычаи. К ним относятся и строгий пост до первой звезды в Сочельник 6 января, и зажженные на подоконнике свечи в ночь на 7 января в знак того, что Пресвятая Богородица и праведный Иосиф могут в этом доме найти пристанище, и, конечно же, колядки. В Православной Церкви, начиная с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, поются слова рождественского канона: «Христос рождается – славите!» О том, как славить родившегося Богомладенца, мы узнаем у настоятеля храма святых мучеников младенцев Вифлеемских, священника Максима Устименко.

Отец Максим, давайте вначале вспомним, когда христиане начали впервые отмечать Рождество? И главное, почему именно зимой?

– Да, это вопрос действительно интересный. Может быть, для кого-то из наших телезрителей покажется странным, но очень многие праздники, которые сейчас празднуют христиане, не были известны Церкви в древности. Самые древние праздники, которые упоминаются еще во II веке, – это зимний праздник в честь Богоявления, Пасха, а также так называемый период пентикостии (Пятидесятницы), который, собственно, и оканчивался самим днем Пятидесятницы. А такой праздник, как Рождество Христово, был просто неизвестен.

Появился этот праздник впервые в Риме, примерно в первой половине IV столетия, после Первого Вселенского Собора. С чем было связано его появление? Дело в том, что в дохристианские времена Римская империя имела свою собственную религию, которая сформировала ее культуру, быт и так далее. В конце ноября римляне праздновали праздник в честь бога Диониса фракийского, иначе его называли Вакх. То есть это был праздник, называемый «вакханалия», посвященный богу виноделия. Он длился очень долго и плавно перетекал в другой праздник в честь бога Сатурна и богини Опы, жены Сатурна; это так называемые сатурналии и опалии. Это был праздник плодородия, связанный с культом урожая, продолжения рода и так далее. Он начинался 17 декабря и оканчивался сначала 21 декабря, то есть в день зимнего солнцестояния, когда бывает самый короткий день и самая длинная ночь, но затем был продлен до 24-25 декабря, плавно перетекая в другой праздник – Вота.

Затем 1 января римский император, который был также понтификом, то есть верховным жрецом, в день празднования двуликого бога Януса объявлял календы. Календы – это праздник, который был не только в январе, но и в феврале, и в марте. То есть римский император, будучи верховным жрецом, объявлял начало нового месяца и говорил, сколько в нем будет дней и какие празднования. Календы шли с 1 по 5 января.

Почему появился праздник Богоявления (его древнее название было «Явление» (Эпифания)) 6 января, – мы точно ответить не можем. Скорее всего чтобы этот день для христиан еще гонимой Церкви не смешивался с языческими праздниками, он и был установлен сразу по окончании этих самых длинных празднеств древних римлян.

После Миланского эдикта святого равноапостольного императора Константина, который был издан в 313 году, Церкви была предоставлена свобода проповеди, и христиане были уравнены в правах с язычниками, жившими в империи. И поскольку сам император симпатизировал христианам, их вера стала приобретать все большую популярность среди народов империи. В итоге довольно быстро римские язычники стали принимать христианство. Но очень яркие, красочные праздники в честь Сатурна, сатурналии, они забыть никак не могли. Поэтому Церковь в лице ее священноначалия приняла решение: вместо сатурналий 25 декабря праздновать Рождество Христово.

Этот праздник впервые появился в Риме, на Западе, и постепенно, примерно в течение 100–150 лет, распространился и на Востоке. После IV Вселенского Собора, который прошел в 451 году, Рождество Христово окончательно закрепилось и в восточной, греческой части империи как праздник, отдельный от Богоявления.

Несколько позже, при императоре Юстиниане, в греческой части империи по образцу римских календ были введены уже новые, христианские календы, которые стали для христиан святками. Таким образом, Рождество окончательно отделилось от Богоявления. С праздником Богоявления стали ассоциировать события, связанные с Крещением Господним. Хотя на Западе произошло несколько иначе: там Богоявление стали связывать не с Крещением, а с поклонением волхвов. Вот так возникли две разные традиции: греческая традиция Рождества, которую мы заимствовали, приняв крещение из Византии, из Константинополя, и латинская традиция, которая в древности, до великого раскола 1054 года, была частью большой вселенской традиции Церкви.

– От Рождества Христова до Крещения идут святки, или святые дни. Как правило, в эти дни колядуют. Само слово «коляда» имеет языческий оттенок. Что оно обозначает и когда впервые появились христианские колядки?

– Действительно, слово «коляда» имеет языческое происхождение. Скорее всего «коляда», «колядовать» происходит от римских «календ». Кстати, отсюда и слово «календарь». Слово «календы» образовано от греческого глагола καλῶ, что значит «созывать». Император созывал народ Рима, объявляя новый месяц. Кстати сказать, греки никогда не знали понятия «календы», хотя слово это и греческого происхождения. У римлян даже бытовало выражение: «отложить какое-то дело до греческих календ», то есть не сделать никогда. Все равно как у нас говорится: после дождичка в четверг (или: когда рак на горе свистнет). То есть не будет сделано никогда.

Но со времени императора Юстиниана уже христиане-греки стали праздновать календы как святки, как святые дни, которые освящаются молитвой, таинствами и в конце освящением воды в день Богоявления. В таком виде святые дни, святки, календы, были восприняты и христианизированными славянами: сначала западными, а затем и восточными.

Само понятие «колядки» пришло к нам с Запада. Оно связано с тем, что в Средние века в Европе были развиты так называемые мистерии, в которых обыгрывались те или иные события Священной истории Нового Завета. Скажем, в европейских городах строились вертепы, которые изображали Рождество Спасителя, Пречистую Деву Марию, Иосифа и так далее. В народе сочинялись стихи, которые перерастали в песни и гимны и назывались также календами. Скажем, в польском, чешском языках колядки так и называются – календы. Но это уже не языческие, а христианские календы, посвященные Рождеству Христову.

Поскольку после монголо-татарского нашествия многие территории Юго-Западной Руси (бывшее Киевское княжество и так далее, то, что сейчас составляет значительную часть Белоруссии и Украины) вошли в Речь Посполитую, польская католическая культура, также славянская, оказала огромное влияние на украинский и белорусский народы. Для украинского и белорусского народов колядки – неотъемлемая часть культуры. В Центральной Руси колядки как таковые почти не распространились; на русском языке их немного.

Какие традиции существовали здесь, в Великороссии, для прославления праздника Рождества Христова? Как правило, были так называемые христославы, то есть те люди, которые со звездой, с иконой Рождества ходили по домам и пели песнопения праздника: тропарь «Рождество Твое, Христе Боже наш», кондак «Дева днесь Пресущественнаго рождает», величание. А также провозглашали «многая лета» хозяевам дома.

Традиции любого праздника складываются годами. Какие утрачены в настоящее время?

– Конечно, у нашего народа те традиции, которые были связаны со святками, не всегда носили христианский характер. Вспомним стихотворение классика: «Раз в крещенский вечерок девушки гадали». Скажем, традиция гаданий, традиция выкликания умерших предков, приглашения их на кутью и многое другое, что не являлось на самом деле христианским, утрачено. И слава Богу – значит, для современных христиан, православных русских людей, имеется возможность возрождать христианские традиции. Скажем, славить Христа, организовывать те же самые праздники в воскресной школе, поздравлять людей, которые сами не могут прийти в храм Божий. То есть мы можем разделить радость праздника с теми, кто, например, болен, прикован к инвалидному креслу, навестив и поздравив их. Так что лучше устанавливать новые, подлинно христианские традиции, которые связаны с Рождеством Христовым и с евангельской историей в целом.

Отец Максим, что бы Вы могли пожелать нашим дорогим телезрителям в Рождество Христово?

– В Рождество Христово хочется пожелать всем нашим зрителям прежде всего драгоценного дара Божия – здоровья, дара веры и христианского следования Евангелию в повседневной жизни.

Спасибо, отец Максим, за сегодняшнюю душевную беседу. Я Вас тоже поздравляю с наступившим Новым годом и Рождеством Христовым!

– Благодарю, Катя! И Вас взаимно с Рождеством Христовым и новолетием. Милости и благости Божией!

Дорогие телезрители, я полностью присоединяюсь к добрым словам отца Максима. Пусть благодатный свет Вифлеемской звезды озаряет ваши дома, сердца, семьи. Успехов вам в новом году, счастья, здоровья, любви! До новых встреч!

Ведущая Екатерина Соловьева

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать