Слово (Санкт-Петербург). О сознании

14 ноября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с преподавателем Санкт-Петербургской духовной академии протоиереем Константином Константиновым.

– Сегодня мы поговорим о нашем сознании. Мы знаем, что современная наука интенсивно исследует механизмы деятельности мозга. Также нам известно, что наше сознание находится в сильной зависимости от работы мозга и исправности мозговых механизмов.

Но может ли наше сознание продолжать существование после смерти мозга? И можем ли мы говорить о бессмертии сознания? Или бессмертна только душа? Об этом мы поговорим с кандидатом биологических наук, преподавателем биоэтики Санкт-Петербургской духовной академии протоиереем Константином Константиновым. Отец Константин на протяжении многих лет был старшим научным сотрудником физиологического отдела имени И. П. Павлова в Институте экспериментальной медицины.

Отец Константин, как понятие «душа» соотносится с понятием «сознание»?

– Во многом эти понятия совпадают, но все-таки они не тождественны друг другу. Понятие «душа» скорее всего масштабнее и включает в себя весьма разнообразные аспекты и внутренней жизни, и жизни вообще. Если коснуться этимологии слова «душа», то сразу необходимо отметить, что это слово многозначное. Например, в одной из книг говорится, что слово «душа» употребляется в Священном Писании более чем в двадцати самых разных смыслах.

Например, весьма часто слово «душа» употребляется в значении «жизнь», то есть это жизнь или то, без чего жизнь невозможна. И, конечно же, весьма часто употребляется в контексте «внутренний мир человека», «внутреннее пространство» (или, говоря современным языком, это «субъектность» или «личностность»). И именно в этом последнем аспекте (личностность или субъектность) слово «душа» совпадает со словом «сознание».

Здесь необходимо отметить такой момент: если мы размышляем об этом в научном контексте, то в последнее время в естественных науках употребляется именно слово «сознание», а не «душа». Для многих очевидно (хотя природа этих явлений до конца непонятна), что слово «душа» несет религиозный оттенок, что весьма часто (это мягко говоря – весьма часто, а на самом деле почти всегда) естественными науками не принимается в расчет и даже рассматривается как определенная помеха для исследований. Именно поэтому, говоря о когнитивных способностях нашей психики, когнитивных особенностях поведения человека (или устройства человека), говорят, конечно же, о сознании. Но когда верующий православный человек слышит это слово, то сразу понимает, что на самом деле речь идет о душе.

Например, взять такой привычный для всех термин – «психология». Что такое «психия»? Это же и есть душа на самом деле. Поэтому психологи или нейробиологи (что очень близко и почти совпадает) на самом деле занимаются душой, хотя они себе в этом, может быть, и не готовы признаться и не готовы сообщить об этом всему миру. Но, по сути, в этом контексте термины совпадают. Итак, «сознание» и «душа» – весьма часто совпадающие термины и обозначают почти одно и то же явление, а именно – наличие внутреннего мира.

Необходимо подчеркнуть, что за последнее время интерес к этому явлению, а именно к внутреннему миру (субъективной, или личностной реальности), привлекает все большее и большее внимание. Нейробиологи хотят вскрыть нейрофизиологические механизмы этого явления. Богослов, глядя на эти попытки, наверное, улыбнется и скажет, что в полной мере это раскрыть не удастся никогда. Но люди, занимающиеся естественными науками, не готовы априори принять это положение и продолжают свои изыскания. Посмотрим, чем они закончатся.

– А что происходит с сознанием после смерти мозга?

– Видите, как интересно. Человек верующий совершенно уверен и воспринимает как истину, что душа, конечно же, не исчезает после смерти. Действительно, мы все утверждаем, что человеческая душа обладает свойством бессмертия. Если мы заменяем слово «душа» на слово «сознание» (приложим это слово именно к внутреннему миру человека; о сознании животных, как правило, не говорят), то  должны прямо сказать, что сознание человека обладает свойством бессмертия. Здесь, конечно же, очень многие ученые, которые занимаются исследованием механизмов сознания, могут усомниться, улыбнуться и сказать: «Это ваши выдумки». Почему? Потому что сознание, как считается, зависит от механизмов работы мозга.

Здесь одна из очень интересных, весьма интригующих глубоких тайн. Действительно, практически все на сегодняшний момент согласятся с тем, что сознание зависит от механизмов деятельности мозга. Можно упомянуть простейшие явления. Например, ясность нашего сознания (или степень осознанности) практически напрямую зависит от тонуса нервных клеток коры мозга.

Кстати говоря, этот тонус меняется в течение дня, и соответственно, меняется наше состояние от бодрствования ко сну. Человек, находящийся во сне (хотя многие, наверное, могут это оспорить, но все-таки), скажем так, не в любой момент сна обладает сознанием. Подчеркиваю, это спорный момент. Человеку снятся сны, но ведь сны снятся не во все время сна, а только в стадии так называемого быстрого сна, а большую часть времени человек находится в состоянии, не предполагающем сознания, и это сопряжено с определенным тонусом нервных клеток коры мозга.

Таким образом, получается, что сознание зависит от работы мозга, но парадокс в том, что напрямую указать, как зависит и каким образом работа нервных клеток может определить сознание, никто не сможет на сегодняшний момент. И получается следующая ситуация: конечно же, ученый, естествоиспытатель, занимающийся исследованием механизмов сознания, не готов принять постулат о том, что сознание человека не исчезает, не умирает. Об этом может говорить только верующий человек, он подчеркнет и скажет: «Да, сознание человека в момент смерти не исчезает». Как это происходит – объяснить, пожалуй, не сможет никто. Наверняка это вообще выходит за рамки физических, естественных явлений. Это бессмертие души или сознания совершенно невозможно объяснить физическими явлениями.

А говоря языком богословия, языком верующего человека, можно сказать очень просто: Господь в свое время наделил Адама вот таким свойством – бессмертной душой. Можно сказать еще проще: человеческой природе дано благословение сохранять свой внутренний мир после, скажем так, повреждения или смерти мозга. Этому некоторые люди могут возразить, сказав: «Ну как же? Вот, например, с человеком что-то произошло, он потерял сознание и ничего не видел, то есть буквально выключился». Да, мы можем подтвердить, что до тех пор, пока душа привязана к механизмам работы мозга, вообще к деятельности мозга, она находится как бы в приглушенном или в полувыключенном состоянии, но это не значит, что душа при этом вообще отсутствует.

Понимаете, как интересно: будучи соединенной с мозгом, душа может находиться в «выключенном» состоянии, но, будучи оторванной от мозга, она возвращается в бодрствующее состояние и в полной мере пребывает во всей своей субъективной реальности, которой ее наделил Господь. Это сложная тема, очень сложные явления, которые до конца, наверное, никогда не смогут быть раскрыты. Нам остается только в это верить – вот, пожалуй, и все.

– Хорошо. А не возникает ли противоречия между религиозной и научной точками зрения на природу сознания?

– Несомненно, возникает. И, кстати, весьма интересно, чем это противоречие разрешится, к какой окончательной черте или точке подойдут естествоиспытатели.

Еще раз подчеркнем: сознание, вне всякого сомнения, зависит от механизмов работы мозга, но указать, каким образом физические явления реализуются (или переходят, или трансформируются) в сознании, не сможет никто. Смотрите, какой интересный момент для начала: само по себе сознание как явление неизмеряемо. Парадоксальный момент: сознанием обладаем мы все, находясь в бодрствующем состоянии, но измерить его не представляется возможным.

В этой связи совершенно не случайно люди очень часто говорят: «Чужая душа – потемки». Что это означает? Невозможно увидеть непосредственно душу или сознание другого человека. Невозможно вообще никак измерить сознание другого человека. В этой связи мы действительно можем говорить о его некой нефизичности. Смотрите: явление есть, но оно нефизично – вот какая странность. Значит, раз оно нефизично, оно как бы выпадает (или выходит) за пределы сферы исследований, что современному ученому принять очень сложно. Он не согласится: «Как так? Если есть явление, давайте его измерим, исследуем, проанализируем досконально». Но именно этого-то сделать и нельзя, потому что сознание нельзя измерить.

Здесь действительно возникает парадокс: ученые надеются, что удастся найти, может быть, какие-то новые физические явления, еще не открытые и не познанные. Но, скажем так, это верование ученых. Они исполнены надежд открыть новое явление, способное объяснить природу сознания вообще.

Еще раз подчеркнем: вряд ли научная точка зрения способна принять постулат о том, что сознание бессмертно. А мы должны не только это принять, но постоянно об этом помнить. Почему? Потому что человеку дана способность и возможность распоряжаться своим сознанием – это очень интересное явление и свойство человека. Мы свободны. Свободны в том числе по отношению к формированию своего сознания. И так получается, что человек способен и должен формировать свою душу. И какой он ее сформирует, такой она и уйдет в вечность. Согласитесь, что это очень важный момент.

– Согласна, батюшка. Спасибо Вам огромное за сегодняшнюю очень интересную беседу.

Дорогие телезрители, наш внутренний мир, который можно обозначить словом «душа» или словом «сознание», обладает свойством бессмертия. Нам всем дана способность самим формировать свое сознание и свою душу. А это значит, что только от нас самих зависит, какой наша душа будет в вечной жизни.

Ведущая Екатерина Соловьева

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать