Слово (Санкт-Петербург). Почитание Креста Господня

24 октября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа со священником Максимом Устименко.

– В Православной Церкви Крест считается великой святыней – это главный символ христианства. Каждый православный христианин при крещении получает крест и должен носить его всю свою жизнь как символ спасения и оружие духовной борьбы. Сегодня мы поговорим о тех смыслах и традициях, которые связаны с почитанием Креста Господня. В гостях у нас настоятель храма в честь святых мучеников младенцев Вифлеемских священник Максим Устименко.

Отец Максим, скажите, пожалуйста, с какого времени христиане начали поклоняться Кресту?

– Точнее, наверное, нужно было бы сказать, что не поклоняться, а почитать крест, поскольку в христианстве поклонение принадлежит только Единому Богу. А крест – это один из древнейших символов христианства. Конечно, он был известен еще в дохристианскую эпоху – например, есть египетский крест или иные какие-то изображения, очень сходные с нашим образом креста. Но, правда, язычники придавали ему совершенно иное значение, у этих изображений была иная смысловая нагрузка.

Для нас крест имеет великое значение. Вот я сижу с крестом у вас в студии, поелику священники и все православные христиане носят на себе крест. И древняя христианская традиция – это изображать крест на зданиях, носить на груди. Кстати, надо отметить, что надевание креста во время крещения и ношение его после – это именно русская православная христианская традиция.

Итак, крест у нас – символ христианства. Первые четыре века крест не был единственным и очень распространенным символом нашей веры, поскольку римляне практиковали крестную казнь, на крестах распинали. Достаточно вспомнить, например, восстание знаменитого Спартака. Когда это восстание рабов было подавлено, то кресты были поставлены с одной и с другой стороны Аппиевой дороги. Аппиева дорога шла из Рима в сторону современного города Бари, то есть практически через половину Апеннинского полуострова.

На крестах распинали преступников – рабов, не граждан Рима. Поэтому для первых веков христианства этот символ был достаточно противоречивым. С одной стороны, мы знаем слова апостола Павла из Послания к Галатам: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа». Но, с другой стороны, крест был не единственным символом.

Таковой являлась, например, хризма – две перекрещенные буквы «Х» и «Р» (по-гречески сокращенно «Христос – Помазанник»). Эту хризму окружали две буквы – «альфа» и «омега», то есть первая и последняя буквы греческого алфавита. Таким образом, косвенно указывалось на слова из Книги Откровения Иоанна Богослова: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец.

Таковым символом являлась рыба – по-гречески «ихтис». Христиане, изображая рыбу, опознавали друг друга, поскольку в этом символе заключалось раннехристианское исповедание веры: «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель».

И крест изображали. Например, известны первые изображения креста в римских катакомбах. Язычники римляне знали, что христиане исповедуют Иисуса Христа распятого. Сохранилась римская карикатура на христиан, где написано по-гречески: «Алексамен поклоняется своему богу», – и изображен крест, а на нем распятый человек с головой лошади или осла. Так римляне высмеивали христианскую веру. Так что крест был символом для христиан и символом христианства для язычников.

Очень широкое почитание креста начинается приблизительно к 330 году. Это почитание было связано с обретением Креста в Иерусалиме равноапостольной царицей Еленой. Точную дату обретения Креста мы не знаем, точнее – года не знаем. Дата-то нам известна, это 14 сентября по юлианскому календарю, или 27 сентября по современному стилю, когда мы отмечаем праздник Воздвижения Креста Господня.

А вот по поводу года историки расходятся – либо 321-й, либо 326-й, где-то в этом пятилетнем промежутке царица Елена обрела Крест, совершая раскопки в Иерусалиме и основав там Храм Гроба Господня, Воскресения Христова, базилику Рождества Христова в Вифлееме и так далее. Вот приблизительно с этого времени и начинается широкое почитание христианами креста.

– Отец Максим, но ведь не все христианские конфессии почитают крест. Многие даже говорят: «Как можно поклоняться орудию пыток?» Что Вы думаете по этому поводу?

– Действительно, в те времена крест был орудием пыток. Крестную казнь отменил император Константин, сын равноапостольной Елены, после Миланского эдикта. До этого времени казнь на кресте широко применялась римской властью. Кстати, эту казнь римляне не придумали, а заимствовали у сиро-финикийцев, когда покорили этот народ.

В те древние времена вопрос креста был непростым и для христиан. Достаточно вспомнить, как апостол Павел пишет в Первом послании к Коринфянам: Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, –  сила Божия.

Этот текст мы слышим либо на церковнославянском языке, либо на русском – в синодальном переводе. Но если мы обратимся к греческому оригиналу, то слово «юродство» (или «безумие») там звучит как «глупость». То есть для погибающих это безумие, глупость, а для нас, спасаемых, – Божья сила.

И далее в этом отрывке апостол Павел говорит, что Христос распятый для иудеев является соблазном, то есть капканом, ловушкой, для язычников, эллинов – безумием, глупостью, а для нас, спасаемых, – Божьей силой и Божьей премудростью. Какая мысль апостола Павла заключена в этих словах?

Он проповедовал язычникам. В частности, из Книги Деяний мы знаем: он говорил о том, что Иисус Христос является Божьей мудростью, Божьим Словом, Логосом. А в языческой философии в те времена было представление, что не многие боги Олимпа создавали мир, а некий Единый Разум, Который замыслил этот мир и посредством Своего Слова, Логоса, создал весь космос, все бытие.

Апостол Павел, как и апостол Иоанн Богослов, использовал эти философские мысли. Вот когда он доходит до мысли, что Иисус Христос есть это самое Слово, но что это Слово было распято, что Иисус, Воплотившийся Бог, пострадал на кресте и затем воскрес из мертвых, язычники принимают эти слова с усмешкой. Они стали смеяться над его проповедью и говорили ему: «Что же ты нам проповедуешь? Ведь Бог является запредельным для этого мира, а душа внутри человека является искрой Бога». Даже существовала такая поговорка: тело – гробница для души.

Если человеческая душа пытается вырваться из гробницы как из темницы и освободиться, зачем Богу добровольно заключать Себя  в человеческое тело и тем более быть распятым как преступнику, умереть в результате такой позорной казни и затем вернуться в это тело и воскреснуть из мертвых? Поэтому Павел и говорит, что слово о кресте для язычников является глупостью, а для иудеев – соблазном, так как в Ветхом Завете есть изречение: «Проклят всяк, висящий на древе».

Поэтому и в те апостольские времена принять проповедь о кресте было очень непростым делом и для бывших язычников, и для бывших иудеев. Но для тех, кто уверовал во Христа Иисуса распятого и воскресшего, это являлось огромной силой, потому что рационально подойти к основам христианской веры невозможно. Вера принимается через сердце, а сердце наполняется любовью. Именно поэтому крест является неким символом, изначально не очень рациональным, точнее – иррациональным для христианства.

– Но ведь у нас образ креста ассоциируется со страданиями, испытаниями. И не каждый захочет для себя этих страданий, испытаний. Получается, мы не хотим следовать за Христом?

– В Евангелии приведены слова Христа Спасителя: «…кто не берет креста своего и следует за Мною, тот недостоин Меня». Для учеников эти слова звучали совершенно определенно, потому что они знали, что крест – это смерть. И даже ученики Христа не всегда были готовы слышать эти слова из уст своего Божественного Учителя.

Они понимали, что крест – это зримые страдания, те, которые они могли видеть, так как распятие было довольно распространенной казнью. Мы не всегда готовы к тому, чтобы нести свой крест; иногда ропщем, иногда не принимаем его, иногда соглашаемся с ним. На самом деле выбор-то у человека какой? Противиться? Но противиться будешь, возможно, воле Божьей. Если не примешь своего креста, то, возможно, и не своим путем пойдешь по жизни.

Иногда люди не понимают, зачем они приходят в храм. Мы носим на себе крест, то есть символ искупительной смерти, символ страданий. Человек принимает крещение, иногда не совсем понимая цель – зачем он крестится, зачем крестят детей. Иногда думают: если покреститься, что-то в жизни будет лучше; если повенчаться, возможно, брак будет крепче и так далее.

То есть современный человек очень часто приходит в храм с чисто утилитарными целями. Но если ты живешь во Христе, ты должен понимать, как апостол Павел, что ты крестом Иисуса Христа умер для мира, распялся для мира, а мир распят для тебя. Господь не обещает нам, что если мы будем следовать за Ним, то у нас в этой жизни все будет радостно, благословенно. Иногда благословение Божье несет нам некие иные стороны, которых мы по-человечески и не ожидаем.

Конечно, в наше время никто нас не будет гнать за веру, тем более убивать. Но, например, еще 30–50 лет назад даже ношение простого нательного креста было равносильно подвигу исповедничества христианской веры. Поэтому еще наши родители, деды, прадеды старались если и носить его на теле, то особо, наверное, и не показывать, поскольку в советское время можно было лишиться и работы, и места учебы.

Для кого-то крест в наши времена ассоциируется с какой-то болезнью или с какими-то жизненными трудностями, испытаниями. Но ты ведь идешь по жизни с верой, ты уповаешь на Господа, Который, как говорит апостол Павел в Послании к Евреям, Сам… претерпел, быв искушен… может и искушаемым помочь.  То есть испытуемым в жизни. Если у нас есть эти испытания, Господь рядом с нами.

– Спасибо, отец Максим, за сегодняшнюю замечательную беседу.

Дорогие телезрители! Крестом Господь явил нам, что в Своей любви к человеку Он совершил то, что совершенно несвойственно Богу. Как для Бога чужда смерть, так и для света чужда тьма. Господь принял человеческую смерть для того, чтобы подарить нам вечную жизнь. Поэтому крест для нас ни в коем случае не является символом казни или орудием пыток. Крест для нас – это символ победы жизни над смертью. Спасибо, что были с нами. До новых встреч!

Ведущая Екатерина Соловьева

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать