Слово (Санкт-Петербург). Евангельская притча о талантах

22 августа 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Владимиром Хулапом, проректором по учебной работе Санкт-Петербургской духовной академии.

– Сегодня мы разберем евангельскую притчу о талантах. Один богатый человек, отправляясь в чужую страну, призвал своих рабов и раздал им таланты: одному он дал пять талантов, другому – два, а третьему и вовсе один. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел пять талантов. Точно так же и получивший два таланта приобрел другие два. Получивший же один талант пошел и закопал его в землю.

Когда господин вернулся, он попросил отчет у своих рабов. Получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне, вот другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю. Так же приумножил таланты второй человек, которому он дал два таланта. А тот, которому достался всего один талант, вернул его обратно господину со словами: Ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.

Почему же господин обвинил этого человека в лени и лукавстве и какой смысл заложен во всей этой истории? Об этом мы поговорим с доктором богословия, проректором по учебной работе Санкт-Петербургской духовной академии протоиереем Владимиром Хулапом.

Почему именно притчу о талантах рассказывает Иисус Христос, отвечая на вопрос Своих учеников о Его Втором Пришествии?

– Притча входит в состав тех бесед, которые Христос ведет со Своими учениками перед крестной смертью, поэтому в определенной мере здесь даются критерии того, что же является концом человеческой жизни, концом человеческой истории и тем самым главным вопросом, который будет обращен во время этого окончания к каждому человеку.

Эта притча говорит о таком важном качестве нашей жизни, о котором мы, к сожалению, очень часто забываем, – об ответственности. Действительно, на ответственности основано все наше общество, без ответственности оно, наверное, не могло бы существовать. Вместе с тем очень часто мы стремимся избежать этой ответственности и создать в нашей жизни «слепые зоны» и «белые пятна», в рамках которых мы хотим сказать всем окружающим: это мое личное дело, сюда никто не имеет права вмешиваться, я веду себя здесь именно так, как считаю нужным. Многие люди используют такой подход, пользуясь анонимностью в Интернете, социальных сетях, говоря или поступая так, как никогда не поступили бы, выступая под своим собственным именем, боясь ответственности.

Притча говорит как раз о том, что с точки зрения христианства, если человек предстоит перед Богом, нет ни одной области жизни, в которой мы могли бы сказать Богу: Господи, пожалуйста, не вмешивайся сюда, это мое личное время, моя личная составляющая, и я являюсь здесь господином своей жизни, поэтому только я буду устанавливать правила игры и отвечать исключительно перед самим собой за то, что совершаю в эти периоды жизни или в тех или иных обстоятельствах.

Поскольку всю жизнь человеку дает Бог, Он имеет право потребовать ответ, а в основе «ответственности» лежит именно слово «ответ», а ответ – это наше слово, обращенное на призыв. Поэтому притча говорит нам о том, что вся наша жизнь, не разделяясь на те или иные части, принадлежит, с одной стороны, нам, но, с другой стороны, дана нам как некий потенциал, который мы должны реализовать. Поэтому если не будет такого видения нашей жизни, то рано или поздно в ней могут начаться какие-то серьезные кризисы или, подойдя уже к завершению жизни, человек нередко оглядывается назад и понимает, что очень много лет, месяцев, дней и минут пропали даром; видит, сколько возможностей у него в жизни было, что много осталось нереализованным, но дважды войти в одну реку нельзя. Человек, согласно этой притче, не должен подойти к завершению своего земного пути и оказаться перед разбитым корытом из сказки.

– Сегодня под талантом мы понимаем одаренность человека, а во времена Иисуса Христа это была крупная денежная единица. Почему люди в разной мере получают от Бога эти дары? Получается, что априори они хуже и слабее, другие – умнее и сильнее.

– В то время талант был  денежной единицей, включал в себя шесть тысяч динариев, а один динарий был приблизительно платой за один день. То есть те суммы, которые получают персонажи из притчи, были очень-очень большими. Один талант был заработной платой приблизительно за пятнадцать лет, два таланта – за 30 лет и пять талантов – практически за 75 лет, т.е. это огромные суммы. Поэтому когда в притче говорится о рабах, то это не рабы в нашем историческом понимании, а скорее слуги или менеджеры – те люди, которым господин, уезжая, дает полную свободу и огромные финансовые средства. Для того чтобы они принесли некий доход, были вложены в дело и, соответственно, послужили тому, чтобы этот капитал увеличивался.

Что касается размера этих даров, или талантов, Священное Писание говорит, что кому много дано, с того больше и спросится. Поэтому, безусловно, Бог, давая те или иные таланты человеку, знает его потенциальный ресурс. И позиция человека должна заключаться не в том, чтобы сравнивать себя с другими людьми. А такое можно нередко встретить в современном мире, когда человек всю жизнь с завистью смотрит на других и думает о том, как хорошо тому или иному человеку, а он изначально находится в каких-то совершенно неравных условиях и так далее. Поэтому занять пессимистическую позицию постоянного взгляда на то, как мало мне дано, или, наоборот, увидеть, насколько сильно я одарен, если посмотреть на мою жизнь глазами Евангелия, в том числе этой притчи, – это, мне кажется, выбор каждого человека.

Например, у нас на кухне стоят чашки, есть большие, а есть маленькие, но мы же не говорим, что большая чашка априори лучше, чем чашка маленькая: каждая служит каким-то своим целям. Поэтому человек, созидая свою жизнь, действительно должен относиться к ней реалистично. У человека может быть не совсем хорошее здоровье – он не станет космонавтом. С другой стороны, если мы посмотрим на людей даже с тяжелой степенью инвалидности по зрению, слуху или опорно-двигательному аппарату, то нередко увидим, что они не опустили руки, а сделали в своей жизни намного больше, чем «здоровые» наши современники, которые посвятили свою жизнь чему-то иному. Поэтому нельзя сказать, что мы получаем большие или меньшие дары, мы получаем те дары, которые можем и должны раскрыть в своей жизни.

Вполне возможно, что тот раб, который получил два таланта, если получил пять талантов, для него это была бы слишком большая нагрузка, может быть, он бы надорвался. Но мы видим, что первые двое из притчи правильно отнеслись к тому, что у них было, поэтому полученный ими доход дал стопроцентную прибыль, и тем самым можно сказать, что они полностью реализовали все то, что получили для своей жизни.

– Почему тогда господин осудил третьего человека, которому дал всего один талант, ведь тот сохранил его и вернул обратно?

– Третий раб показывает, что он не хочет совершить вообще никакого шага: это его жизненное пространство, ему проще ничем не заниматься и просто провести этот период времени, посвятив его исключительно самому себе. Он необязательно должен был заняться каким-то «бизнес-проектом». В притче говорится о том, что если бы он отдал серебро просто торгующим, в наших реалиях мы могли бы сказать, если бы он просто положил его на банковский счет и ничего не делал, уже появились бы некие проценты, некий доход. Но он зарывает это сокровище и тем самым показывает, что он прежде всего не видит над собой никакой более высокой инстанции, то есть заповедь приумножить дары, которую он получил, для него не является абсолютной, он просто не обращает на нее внимания. Мы не знаем, может быть, он завидовал тем, кто получил больше, два и пять талантов, и думал, что раз он получил так мало, ему не доверяют. Или, может быть, он не был в достаточной мере уверен в своих силах и т.д. В самом конце притчи мы видим, что вместо того чтобы признать свою вину, он начинает диалог, в ходе которого пытается выгородить себя и еще обвиняет своего господина, поручившего ему эти средства.

Такую же позицию мы нередко видим и в окружающем мире, когда человек за какие-то свои неудачи обвиняет всех, кого угодно: окружающих, Бога, но только не самого себя. Особенно когда человек находится на грани окончательного падения, уже погрузился в пучину алкоголя, наркотиков или иных разрушающих привычек, очень часто ему не хватает честного взгляда. Такие люди не готовы посмотреть назад и сказать: да, у меня что-то было, я был молод, активен, у меня была возможность получить образование, хорошую работу и т.д., а вместо этого я выбрал другой путь – путь ничегонеделания. И этот путь привел его именно туда, куда приводит эта история и третьего персонажа притчи – в кромешную тьму.

«Тьма» – это тоже очень глубокий библейский символ, который означает отсутствие света. Свет – это Бог, Христос, Евангелие, поэтому человек сам приходит в эту тьму, человек сам убирает те источники света, которые были в его жизни, будь то какие-то духовные ценности, будь то семья, дружба и т.д. Ему нравится находиться в темноте, нравится находиться в этой полностью зашторенной комнате, но винить в этом он не может никого, кроме самого себя.

Поэтому Христос в рамках этой притчи, обращаясь к каждому из нас, напоминает о том, что ресурсы у всех нас в определенной мере одинаковые: 24 часа в сутках каждого человека, будь то крупный политик и бизнесмен или обычный человек: студент, домохозяйка и т.д. И только от нас зависит, как мы используем это дарованное Богом время и какой духовный капитал нашей жизни мы сможем принести с собой в вечность.

Ведущая Екатерина Соловьева

Записала Юлия Подзолова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать