Аудио |
|
Скачать .mp3 |
7 декабря 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в Воскресенском храме в Цюрихе Божественную литургию. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к присутствующим с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры!
С особым чувством я совершил сегодня Божественную литургию в этом храме. С этим приходом я связан 45 лет — с 1971 года. Тогда это был совершенно другой приход, другой храм — в маленькой квартирке, где служил игумен, затем архимандрит, а затем епископ Цюрихский Серафим (Родионов). В воскресенье на богослужение собиралось всего несколько человек. В то время я служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Женеве, и этот приход был тоже создан владыкой (тогда еще иеромонахом) Серафимом в 1946 году. Сейчас я с большим волнением вспоминаю окормлявшего в те годы Швейцарию владыку Серафима, который практически всю свою жизнь отдал этому приходу. Очень рад видеть отца Мартина, настоятеля первого монастыря нашей Церкви в Швейцарии, который тоже был создан по благословению владыки Серафима.
Религиозная жизнь наших приходов была совершенно иной, но те немногие, кто приходили в наши храмы, были очень тверды в вере. У нас никогда не было пессимизма по поводу будущего, никто не говорил: мы последние, нас осталось всего 10-20 человек, и скоро все закончится. Мы торжественно, со слезами на глазах праздновали Пасху, Рождество Христово, и никто из нас не помышлял о конце — все верили и чувствовали, что наступит новое время, новая эпоха.
По милости Божией это время наступило, и здесь, в Цюрихе, появился этот замечательный храм. Я вижу, что за 10 лет с момента моего последнего посещения многое изменилось — прихожан стало еще больше, но особенно больше стало детей. Перед нами живая, современная православная община. И сегодня, празднуя 80-летие этого прихода, мы должны с благодарностью вспомнить всех, кто трудился в прошлом, кто своей верой и твердостью в своих убеждениях сохранил очаги русской православной жизни в Западной Европе.
Теперь следует задать главный и важный вопрос: почему мы сегодня приходим в Божий храм? С точки зрения современного человека, который стремится к комфорту, провести стоя в помещении два с лишним часа — совсем не то, чего бы ему хотелось. Но даже в переполненном храме мы стоим по два или три часа, ибо здесь мы соприкасаемся и умом, и сердцем с иной реальностью, с иной силой, которая не безразлично взирает на нас откуда-то с небес, а непосредственно пребывает с нами. До этой силы мы дотягиваемся своими словами, внутренним взором, своим сердцем и чувствуем Божественное присутствие в нашей жизни. Бог слышит наши молитвы и отвечает на них, и это самое сильное доказательство того, что Он существует. Никакие философские рассуждения о том, есть Бог или нет, нам не интересны, ибо умом и сердцем мы чувствуем присутствие Божие.
В храме мы учимся многому. Мы слушаем слово Божие и пытаемся понять великие слова, пришедшие к нам из глубины веков. Сегодня, в день памяти святой великомученицы Екатерины, а также великомученика Меркурия, мученика Меркурия Смоленского и других, в том числе нескольких священников, убитых в 1930-е годы в Советском Союзе, за богослужением читалось особое Евангелие и особое апостольское послание о великом смысле и значении мученичества.
Когда мы говорим о подвигах первых христиан или христиан всех последующих поколений, отдавших свою жизнь за веру, мы применяем по отношению к ним слово «мученик». В латинском языке это слово martyr. В русском языке слово «мученик» связано со словом «мучение», а греческое слово μάρτυς, откуда пошла и латинская традиция, и традиция современных западных языков, имеет иной смысл. Греческое слово μάρτυς означает «свидетель». И это первоначальное прочтение подвига мучеников является очень важным, ибо не каждый мученик является свидетелем. Мы знаем, как нередко мучают людей, желая забрать у них деньги или ценные бумаги, или склонить их к отречению от какой-либо политической позиции. Но такую насильственную смерть нельзя назвать смертью мученика-свидетеля, ибо человек своей смертью, даже насильственной, ни о чем не свидетельствует. И только насильственная смерть, свидетельствующая о самом важном, получила название «мученичество».
О чем же свидетельствовали древние мученики? О Христе Распятом и Воскресшем. Их заставляли молчать, принуждая силой римского государства, но они все равно свидетельствовали о Христе, и насильственная смерть этих людей является их великим свидетельством о правде Божией.
В наше время мученичество не прекратилось, и мы знаем, что оно имеет место и сегодня. Но не всегда свидетельство о Христе связано с насильственной смертью. Мы все призваны быть свидетелями правды Божией, и сегодня за это свидетельство мы чаще всего не лишаемся жизни. Но нередко это свидетельство ставит нас в очень сложное положение. Современное общество склонно видеть в Церкви некую систему, которая обслуживает его потребности и даже вкусы. И если вкусы современного общества входят в противоречие с истинными христианскими убеждениями, тогда возникает тема свидетельства. Мы знаем, иногда христианские общины проявляют готовность учитывать эти вкусы и тем самым отходят от Божьей истины. Но мы призваны свидетельствовать о правде Божией и не прогибаться перед вкусами современного общества. Церковь не призывает к конфликту с обществом, но христиане призваны хранить правду Божию и свидетельствовать о ней, даже когда течение общественной жизни идет в противоположную сторону.
Поэтому всякий раз, вспоминая древних мучеников, мы должны молиться им, чтобы по их молитвам Господь дал нам силы быть мужественными свидетелями о правде Божией. Контекст этого свидетельства может быть очень разным и сложным — это и сфера общественных отношений, и масс-медиа, и социальные сети, и собственные семьи. И последнее иногда бывает сложнее, чем все остальное. Каждый родитель-христианин должен свидетельствовать перед детьми о правде Божией. А дети, получившие христианское воспитание, но которые живут в нерелигиозной или нехристианской семье, должны иметь способность свидетельствовать об этой правде перед своими родителями.
Таким образом актуализируется великая идея мартирия (свидетельствования и мученичества — ред.) в наши дни. И она требует от нас сил и преданности Господу. Поэтому мы и создаем Божии храмы: когда мы молимся вместе, между нами стираются все границы и мы как один народ, как одна семья предстоим Богу — и это предстояние укрепляет нашу веру и дает силы для подлинного свидетельства о Христе современному миру.
Служба коммуникации ОВЦС/Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!