Слово пастыря. Об исповеди

7 марта 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь священника Сергия Кутилова.

Тема нашей беседы продиктована вашими наиболее часто задаваемыми вопросами. Сегодня поговорим об исповеди: что это такое, к чему она призывает и каковы особенности исповедания людей взрослых.

Господь наш Иисус Христос при жизни, избрав учеников Своих, отправил их по двое в города и веси с проповедью, предваряя Свою проповедь. Эта проповедь заключалась в одном: покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное. Эта проповедь в первую очередь призывала к покаянию, к исправлению жизни человека. В дальнейшем приходил уже Сам Господь, и те, что были готовы к принятию Его слова, действительно приносили плоды покаяния, с радостью внимали словам Его и наследовали жизнь вечную через слово Божие.

Что такое проповедь и что такое покаяние? Покаяние – это особое состояние. Очень часто многие заблуждаются, имея неверную информацию о покаянии, неправильно воспринимая его. Зачастую мы слышим от людей несведущих: не покаешься – не согрешишь, не согрешишь – не покаешься, а если не покаешься, то не спасешься. Совершенно неправильное представление о покаянии, совершенно чуждое православию, христианству. Что же есть покаяние? С греческого «метанойя» дословно означает: «перемена ума, прозрение». Данное слово как нельзя лучше говорит о том, что должно происходить с человеком. Это перемена мысли, перемена образа жизни. Покаяние есть внутреннее глубокое раскаяние человека о грехе, о его неправде, о его злой жизни. Это происходит тогда, когда человек, видя множество своих прегрешений, внутренне раскаивается и желает исправиться. Это в первую очередь изменение образа мыслей, о котором нам и говорит термин «метанойя» – когда человек ум свой не прилепляет к предмету греха, не услаждается умом, но понимает всю погибельность своего делания, отвращает свою мысль от предмета греховного.

Далее наступает вторая стадия. Человек, отвергаясь греха, очищает и собственное сердце. Ведь корень греха находится в сердце. Иной раз очень часто бывает, когда человек умом понимает, что согрешает против Бога, против человека, но сердце его находит некую сомнительную усладу в этом грехе, и человек вновь и вновь возвращается и творит непотребства, которые он творил ранее. Если ум человека действительно приобрел желание измениться, под этим воздействием ума изменяется и сердце человека. Некогда каменное и очерствленное, сердце человеческое умягчается. Человек сокрушается уже не только умом, но и воздыхает и плачет сердечно. Тогда Господь, видя это преображение, дает человеческому сердцу познать радость и любовь Свою. Такой человек уже полностью исправлен, он переменил не только свой ум, но и сердце, а это означает, что он не только внутреннее переродился, но отныне вся его жизнь, все его действия и помышления будут направлены к правде Божией, к Самому Создателю, чтобы воплощать эту правду.

Далее есть еще и третья стадия. Все люди немощны в меньшей или большей степени. Когда человек достигает желания и стремления исправиться, он приобретает очень нужную, правильную, основную добродетель – постоянство в стремлении к угождению Богу. Это то, что в свое время воплотили все те, кого мы любим, все подвижники и угодники Божии, которые творили дела милосердия, уходили в пустыни, бегали греха. То есть наступает третья стадия – подвижничества. Человек на постоянной основе боится огорчить Господа своими прегрешениями и своей жизнью, своим помышлением, своим делом всячески стремится угождать Господу.

Очень часто люди, приходя на покаяние, в зависимости от степени воцерковления, не понимают, что такое покаяние, как оно правильно приносится. Очень редко можно встретить покаяние осознанное. Я расскажу, что это значит. В основном покаяние заключается в том, что люди, приходя на таинство Исповеди, в котором Господь наш через избранного священника подает прощение грехов и Сам невидимо присутствует при данном таинстве, начинают каяться, и покаяние их заключается в механическом, внешнем перечислении своих грехов. Человек их называет, просто констатируя факт своего греха. Тут надо сказать очень простую мысль: признать  себя грешником очень легко, но покаяние направлено не на это. Господь и так знает, что мы грешны. Покаяние направлено на исправление человека. Когда человек кается, он должен представлять, что стоит перед Судьей, перед Создателем, Вседержителем нашим Господом и обнаруживает в себе грех. Более того, он дает Господу обещание исправить этот грех.

Как часто на исповеди этого не происходит! Происходит просто формальность: я назвал свой грех, священник его должен разрешить, и я уйду очищенным. Иной раз человек даже не задумывается, что он пойдет очищенный, но вновь возвратится к этому же греху, только что выйдя из храма. Ведь понимания того, что это преступление пред Богом, что это тягчайшая болезнь, которая ведет к погибели, у человека нет. В нем нет сердечного и волевого желания к исправлению. А ведь именно это и подразумевает покаяние.

Не важно, какие грехи мы написали; не важно, как мы это оформили, сколько мы исповедуемся, говорим мы об этом церковным языком или обычным светским; или сами как-то обозначаем свой грех. Важно то, что мы желаем исправиться. Иной раз люди, не понимая, на что направлено покаяние, считают, что во время покаяния должно происходить некое эмоциональное очищение, эмоциональный всплеск. Они считают, что будут исповедоваться до тех пор, пока слезы не будут литься ручьями и пока они не почувствуют физического облегчения. Но есть ли смысл в таком эмоциональном покаянии, если человек продолжает грешить? Наше покаяние направлено на то, чтобы мы становились новыми людьми. Чтобы, покаявшись, мы уже не возвращались к той жизни, к тем действиям, поступкам, образу мыслей, от которого хотим уйти.

Если человек покаялся в своих грубых грехах, перестал совершать физический грех, тогда у него возникает вопрос: а где мера покаяния? В чем мне дальше каяться? Конечно, на исповеди священник подсказывает, что далее следует каяться в своих помышлениях, которые ты принимаешь. То есть духовная брань переходит не на внешние действия, а на внутреннего человека. Человек борется с помыслами. А если люди победили помыслы, в чем их покаяние? Если покаяние – это не просто констатация факта греха, а предстояние своим сердцем и умом пред Богом, то хочется напомнить из патерика житие Сисоя Великого. Когда он умирал, собрались отцы. Уже наступает время его отшествия, он сияет, он видит авву Антония, далее видит апостольский лик, ангельский лик, беседует с ними. Отцы спрашивают Сисоя: «Отче, что ты переживаешь? Ты же велик и явно будешь встречен Господом». Преподобный Сисой отвечает: «Не знаю, братья, воистину положил ли я начало покаянию».

Вот это предстояние пред Богом, этот поступок, жизнь преподобного Сисоя говорят нам о том, что покаяние человек приносит в течение всей своей жизни. Преподобные отцы плакали и каялись изначально в грехах, но были и те, что достигали такого совершенства, что плакали  и о собственных добродетелях, ибо понимали, что ничего собственного у них нет, все, что есть, – милость и дар Божий. Это предстояние пред Богом и должно нас научать тому, что все, что мы получаем, милость и дар Божий.

Особое внимание мы уделяем в пост покаянию. Надлежит помнить, что пост связан с покаянием следующим образом. Пост имеет силу не потому, что мы что-либо не вкушаем, а напрямую связан именно с покаянием. Человек, вступая в пост, должен понимать, что это время он посвящает исправлению собственной жизни. Выходя из поста, он должен обнаруживать в себе хоть какую-то победу, пусть незначительную, над собой, своими страстями, изживать в себе ветхого человека и облачаться в нового в Господе Иисусе.

Ведущий Сергий Кутилов, иерей

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 25 мая: 02:45
  • Воскресенье, 26 мая: 07:45
  • Суббота, 01 июня: 02:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать