Слово пастыря (Липецк). Уныние и печаль

27 октября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь священника Сергия Кутилова.

Иерей Сергий Кутилов, клирик Никольского храма г. Липецка:

– Мир вам, возлюбленные о Христе братья и сестры!

Однажды, после одной из встреч с учащимися, ко мне на перемене подошел молодой человек лет семнадцати и обратился с вопросом: «Батюшка, у меня следующая проблема: со здоровьем вроде бы все хорошо, я отличник, успеваю во всем, родители и преподаватели мною довольны, но моя жизнь – это серые будни. Серые дни сменяют один другой. Единственное, что вносит разнообразие в мою жизнь, – учеба, но ненадолго. Встать утром для меня большая проблема; это равносильно тому, чтобы поднять от груди многокилограммовую плиту. Мне все пресно, неинтересно. Я стал много спать, и мне ничто не приносит радости. Но к этому я привык. Проблема же в следующем: недавно меня посетила мысль, что смысла в такой жизни нет. Я ее испугался и хочу узнать, чем Вы можете мне помочь».

Наверное, симптомы подобной болезни каждый из нас, христиан, наблюдал и у себя. Кто-то называет это кризисом веры, кто-то, следуя современной медицине и моде, называет это депрессией. Согласно же святоотеческому учению (в частности, учению об аскезе), данное проявление больше известно как уныние и печаль. Что же есть уныние и печаль? Давайте рассмотрим это сегодня в нашей встрече.

Уныние и печаль – это греховные страсти, выражающиеся в чувстве опустошенности и отчужденности. Почему же это две сестры? Одна рождается от внутреннего состояния; ее, как правило, порождает маловерие, недоверие к Богу. Вторая рождается от внешнего; как правило, это внешние проблемы: болезнь родственников, близких либо наши собственные страсти – грубые, противные Богу, такие как блуд или пьянство. По-разному они рождаются, но всегда оказывают на нас отрицательное, негативное, расслабляющее действие.

Каким же образом они рождаются и проявляют себя? И каким образом мы можем им противостать и побеждать их? Внутренняя печаль рождается от того, что человек, как правило, согрешает против веры. Он неустойчив в собственной вере, его вера колеблется, и он мало имеет упования на Бога и на Его Промысл. Все это ведет к внешнему состоянию расслабления.

В «Отечнике» святителя Игнатия (Брянчанинова) о печали имеется следующее наставление: некий послушник пришел к своему авве и говорит: «Отче, я расслаблен. Все тело мое слабо, немощно, я не могу выполнить данного мне послушания». А мы помним, что данный грех рождается от внешнего. И тогда старец дал ему наставление в притче. Некий отец, имея подобного сына, который был обуреваем сном, леностью, расслабленностью, однажды обратился к нему и сказал: «Сын мой, поле наше заросло терниями. Пойди и прополи его». И сын, послушав отца, собравшись с силами, отправился на поле. Но, увидев, что поле обширно и терния полностью заглушили все растущее там, опечалился и не нашел ничего лучшего, как уснуть от печали на этом же поле. Когда через продолжительное время отец пришел посмотреть, что делает сын, и обнаружил его спящим, то, разбудив его, сказал: «Сын мой, если бы ты, вместо того чтобы предаваться печали от увиденного и бояться труда, который тебе предстоит, взял и прополол хотя бы тот небольшой кусочек земли, на котором ты спал, то, трудясь так попеременно, в скором времени смог бы осилить и все остальное». «Таким образом поступай и ты», – обратился авва к своему послушнику.

Уныние – это, как мы с вами сказали, внутреннее состояние, оно рождается от маловерия. Часто причиной уныния является и бесовское нападение. Также патерик нам повествует, что в некоем монастыре один из братии перестал не только молиться, выполнять внутреннее правило, но и стал лениться приходить на общественные богослужения. Ни мольбы братии, ни увещевания его старца не помогали ему преодолеть это состояние. И тогда один из отцов, помолившись, увидел, что данного монаха соблазняет дух нечистый в виде черного мальчика-эфиопа; он берет его за одежду и уводит с общественного богослужения. Помолившись, братия помогли монаху. Бес отошел от него, и любовь к молитве, к келейному правилу снова вернулась к послушнику.

Братья и сестры! Эти страсти порождаются в первую очередь нашими внутренними язвами. Египетские старцы говорили: «Если тебя посетило уныние, то наверняка, имей в виду, ты имеешь нераскаянный грех, ту духовную язву, которая способствует этому унынию, этой внутренней духовной опустошенности». Можно сказать, что это некая духовная парализованность человека.

Как проявляется уныние? Как мы можем его заметить? Очень легко. В первую очередь это небрежение и леность к молитве келейной (частной) и к молитве общественной, к участию в церковных таинствах. Как только вы заметили это в себе, имейте в виду, что бес уныния подошел и к вам и искушает вас. Также это может проявляться у людей, осуществляющих послушание, – у детей (в данном случае монашествующих мы не касаемся). Дети начинают оказывать непослушание своим родителям.

Почему же это происходит? Уныние есть маловерие. Еще уныние рождается от того, что человек мало доверяет Богу. Как только бес преуспевает в искушении, которое человек принимает, к этому человеку может прийти еще и отчаяние, как к тому молодому человеку, о котором я говорил в начале нашей передачи. Отчаяние, когда, видя собственные грехи, раскаиваясь в них, но не имея надежды на Господа, на Его Промысл, человек сам себя дерзновенно отсекает от Бога, от Его любви и сам себе говорит, что такое множество грехов, наверное, Господу невозможно будет простить: «Я – человек погибающий, зачем мне тогда стараться вообще что-то делать?» К сожалению, люди с такими мыслями встречаются достаточно часто.

Какой может быть дан совет? Православная аскетика говорит нам одно: Царство Небесное силой нудится. Всякий раз, когда к человеку подступают две эти греховные страсти, он в первую очередь должен вспомнить, что Господь так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного. И нет ничего, что могло бы отлучить нас от этой любви Божией. Да, мы несовершенны – и не только несовершенны, но и ежеминутно, ежесекундно прогневляем своего Создателя, Господа и Спасителя своими грехами. Но видение этих грехов не должно рождать отчаяния, подобно известной истории в патерике, когда два монаха отправились в город и, вопреки советам настоятеля-игумена, вошли в корчму, проели там церковные, храмовые деньги и провели ночь с блудницами. Возвращаясь назад, один благодарил Господа, а другой как раз впал в это уныние – видя собственные грехи, не стал полагаться на Бога. Удел у обоих был разный: один вернулся и продолжил свой подвиг, а другой стал разбойником. О чем это говорит? Это говорит о том, что всякий, кто уповает на Бога, имеет жизнь вечную, имеет возможность покаяния. Видение собственного греха не должно повергать человека в уныние, не должно причинять ему смерть духовную, потому что предаваться унынию – значит, потворствовать злу.

Давайте вспомним два ярчайших примера: апостол Петр, отрекшийся от Христа, и Иуда Искариотский, который предал Христа. Оба пришли в раскаяние, но удел обоих также был разным. Видение собственного предательства вызвало в апостоле Петре слезы и смирение, тогда как раскаяние Иуды вызвало в нем только ожесточение. И если первый обратился к Господу с покаянием и мольбой о прощении собственных грехов, то второй пошел и удавился.

Поэтому, братья и сестры, уныние не должно пребывать в вас сколько-либо долго. Оно может пребывать, но, как говорит Иоанн Златоустый, только в одном случае: унывать можно только о собственных грехах или видя, как ближний согрешает против Бога. В иных случаях уныние не должно затрагивать ни ваш ум, ни ваше сердце.

Печаль также может затрагивать сердце человека и быть даже спасительной для человека, но не как страсть. Печаль может быть о Боге, когда человек, видя свои несовершенства, вопиет к Богу о том, чтобы Он прощал его, помогал ему и пребывал с ним рядом. Потому говорить об унынии и печали как о кризисе в вере человеку верующему, наверное, не придется.

Можно ли прожить без уныния и печали? Вряд ли, потому что мы как ветром колеблемы, живем, находимся в мире, который лежит во зле. Тем не менее мы должны помнить, что этот мир временен, эти болезни, скорби, страдания также временны, и не бояться зла, не бояться ничего внешнего, что могло бы нам повредить. Как говорит Иоанн Златоуст, упование на Господа никогда не даст возможности человеку впасть в уныние. Никогда бес уныния не подойдет к человеку, твердо уповающему на Промысл Божий, на Господа и желающему пребывать с Ним в вечности. Посему, братья и сестры, и вам желаю также иметь твердое упование на Господа и, подобно сыну в притче, прилагать усилия, чтобы не остаться без награды Господа нашего Иисуса Христа.

Спаси Господи!

Записала Людмила Ульянова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 21 апреля: 07:45
  • Суббота, 27 апреля: 02:45
  • Воскресенье, 28 апреля: 07:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать